Печать

c_390_250_16777215_00_images_stories_2020_deputaty_eknm.jpg"Этнокультурное развитие народов Республики Алтай: современные тенденции"

Алтай всегда вызывал интерес, как объект уникального этнокультурного разнообразия. Это-один из немногих регионов нашей страны, на территории которого имеются памятники всех эпох, начиная с каменного века (800тыс. до 1млн. лет назад) и кончая этнографическим прошлым. Историко–культурное наследие сохранилось не только в статусе «памятников» и «остатков старины», а представлено действующими объектами и является неотъемлемой частью жизнедеятельности проживающих здесь народов.

Глубина исторической памяти Алтая бездонна. Культурные слои здесь не «вымывались» «волнами» переселяющихся народов, как это происходило на равнине, а «складировались» в горных долинах и ущельях; отсюда–устойчивость этнокультурных традиций, сохраняющих миропредставления многовековой давности.

Со сменой общественно–политического строя в России начала 90-х годов XXв. в национально-культурном развитии Республики Алтай выявились две основные тенденции.

С одной стороны, в РФ создается серьезная правовая база, которая позволяет обеспечивать государственные гарантии этнокультурного развития ее народов. Были приняты новые законы, регулирующие культурную политику: Конституция Российской Федерации, «Основы законодательства РФ о культуре», «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О национально–культурной автономии», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и др.

На основе федерального законодательства, в Республике Алтай был принят ряд законодательных актов, касающихся национально-культурного развития: Конституция Республики Алтай, законы Республики Алтай: «Об образовании в Республике Алтай», «О культуре в Республике Алтай», «О языке народов, проживающих на территории Республики Алтай», «О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Республике Алтай», «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай», «Об охране объектов культурного наследия в Республике Алтай», «Об эпическом наследии Республики Алтай» и др. Сформированная правовая база создала условия для сохранения и развития языка, культуры, традиций народов, проживающих в Республике Алтай.

С другой стороны, в настоящее время, ситуация в республике существенно и стремительно меняется. Наблюдаемый, сегодня, процесс глобализации, затронувший, в той или иной мере, и Алтай, ведет к унификации, практически, всех сторон жизни населяющих его народов, в т.ч. и их культуры. Под влиянием глобальных процессов стала расти открытость региона для внешнего мира и интенсивное взаимодействие с ним, что приводит к потере традиционных ценностей и образа жизни. По мнению населения региона, «освоение» Алтая, увеличение притока туристов, разработка таких проектов, как горнолыжный комплекс «Манжерок», дорога на Каракольские озера и т.д. наносит непоправимый урон окружающей среде. Они считают, что открытие Алтая приводит к потере традиционных ценностей и образа жизни, к размыванию культурной индивидуальности его народов. Отсюда-защитная реакция, стремление защищать свое пространство, боязнь потери земли, ресурсов, стремление от всего обороняться: от массовой культуры, от культур других народов.

Сегодня, предлагаются различные пути дальнейшего этнокультурного развития, и эта тенденция-общая для народов Сибири, Дальнего Востока и Севера. Одни видят выход в традиционализме–это сохранение, возврат к существовавшим традициям, обычаям, образу жизни, хозяйствования, как бы их «консервация», т.е. противопоставление отрицательным последствиям глобализации. Другие считают, что нужно развивать свою собственную культуру, не оставаясь в то же время, в изоляции, формировать новый механизм культурной преемственности.

При первом варианте дальнейшего этнокультурного развития, сразу же возникает вопрос–к традициям какого периода истории алтайцев (XVII, XVIII или XIXв.в.) следует вернуться? Есть ли идеальная модель традиционной культуры, к которой нужно стремиться? По мнению ряда исследователей, традиция–понятие историческое, она рождается в ответ на запросы жизни и существует до тех пор, пока отвечает нуждам общества. Многие элементы традиционной народной культуры, которые, в свое время, пронизывали все сферы жизнедеятельности людей постепенно уходят. Следовательно, идеализация культурного прошлого неплодотворна. То, что было пригодно для вчерашней жизни, может оказаться неприемлемым сегодня. Культурный опыт прошлого продолжает жить в культуре настоящего в совершенно преобразованном виде.

В настоящий момент, нужно понимать, что в новой ситуации необходим новый механизм культурной преемственности. Сегодня, речь идет не о возрождении традиционной культуры, что, в принципе, невозможно, а именно о становлении национальной культуры, соответствующей реалиям XXI столетия.

Сегодня, поддержка сферы культуры записана в главном законе нашей страны. В Конституцию РФ в ст.68 была включена поправка, которая звучит следующим образом: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством». Во–первых, такая поправка дает новый импульс развитию отрасли, позволяет сформировать единое культурное пространство на территории РФ. Во–вторых, это-шанс сохранить свою национальную идентичность в глобальном мире, и, здесь, речь не только о русской, но и всей многонациональной культуры народов нашей страны, шанс сохранить все многообразие языков и культур народов России. В–третьих, успех России возможен только в опоре на культуру, нашу базовую ценность и важнейший ресурс страны.

Пришло понимание, что сохранить культуру–это не просто сохранить старое наследие. Сохранить культуру–это сохранить и будущее России.

Просмотров: 173