Печать



Уважаемые участники круглого стола!

c_200_250_16777215_00_images_stories_2015_deputaty_romkrstol.jpgРоссийская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире. В России проживает более 190 народов, которые говорят более, чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны, на протяжении веков, сложились, как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности.

Многообразие национального, религиозного и языкового состава населения, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета государством интересов всех народов, проживающих в России, высокая степень участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, неизбежно и закономерно оказывают влияние на все сферы жизни общества и государства.

Российская Федерация состоит из шести видов субъектов, три из них образованы по национальному признаку: это-республики (22), автономная область (1), автономные округа (4).

Основы национальной политики Российской Федерации заложены в Конституции, где говорится о том, что многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране.

Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации отнесено Конституцией к одной из основ федеративного устройства России.

В Конституции также закреплены положения о том, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий, для его изучения и развития, а также гарантирует права коренных малочисленных народов, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В настоящее время, и на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации особое внимание уделяется формированию качественной нормативной правовой базы, регулирующей весь пласт межнациональных отношений.

Концепция государственной национальной политики, утвержденная Указом Президента РФ от 15.06.1996г. №909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» была пересмотрена, с учетом современных тенденций развития России и 19 декабря 2012 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия», был принят Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года» №1666.

Утвержденная Президентом РФ «Стратегия государственной национальной политики...» определяет систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики, а также содержит анализ состояния межэтнических отношений в России и определяет основные управленческие, правовые, социально-экономические и культурно-образовательные механизмы по их развитию и укреплению.

Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами.

Основными вопросами национальной политики, требующими особого внимания властей, по-прежнему, являются 4 позиции. Это–сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий, для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.

В соответствии с этим Указом Президента Российской Федерации, органам государственной власти субъектов и муниципалитетам рекомендовано руководствоваться положениями данной стратегии, при осуществлении своей деятельности. Настоящая Стратегия входит в систему документов государственного стратегического планирования.

Также на федеральном уровне основными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу межнациональных отношений являются:

Кроме того, рядом отраслевых федеральных нормативных правовых актов регулируются специальные права коренных малочисленных народов Российской Федерации. В частности, отдельные специальные права коренных малочисленных народов в сфере природопользования закреплены в Лесном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 20.12.2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в Федеральном законе от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире», Федеральном законе от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов».

Также к актам в, той или иной, мере затрагивающим регулирование межнациональных отношений относятся:

Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2015г. №168 было образовано Федеральное агентство по делам национальностей. Агентству были переданы функции Министерства культуры Российской Федерации по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям, по обеспечению эффективного использования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации, а также иные функции в указанной сфере деятельности. А также функции Министерства юстиции Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере взаимодействия с казачьими обществами.

Республика Алтай–один из субъектов Российской Федерации, который отличается своей устойчивой, стабильной общественно-политической ситуацией. В республике, по результатам последней переписи населения 2010 года, зарегистрированы представители 91 национальностей, в т.ч. 55,68% русских, 33,38%-алтайцев, 6,07%-казахов.

Конституция Республики Алтай, также, как и Конституция Российской Федерации, провозглашает принцип равноправия народов, населяющих республику одной из незыблемых основ её конституционного строя и деятельности (ст.2).

В соответствии с Конституцией, Республика Алтай гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий, для его изучения и развития (ст.13), а также гарантирует и обеспечивает защиту исконной среды обитания и традиционного самобытного уклада жизни и хозяйствования коренного народа и малочисленных этнических общностей в местах их компактного проживания, в соответствии с федеральными и республиканскими законами, принципами и нормами международного права (ст.24).

Кроме того, согласно Конституции, Республика Алтай принимает меры по сохранению и развитию культуры, науки, духовных ценностей, историко-культурного наследия, самобытности традиций, обычаев всех народов, населяющих республику (ст.50).

В настоящее время, в Республике Алтай действуют следующие законы, регулирующие отдельные области межнациональных отношений:

Также, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики…», Правительством Республики Алтай издано Распоряжение Алтай от 01.11.2013г. №712-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Алтай».

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база Республики Алтай, посвященная вопросам межнациональных отношений, в настоящее время, активно формируется.

В последние годы, в Республике Алтай созданы структуры, призванные обеспечить реализацию государственной национальной политики в Республике Алтай и создание качественной нормативной базы в этой области общественных отношений.

Проведенная органами государственной власти нашей республики работа в сфере межнациональных отношений позволяет для реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации перейти к принятию республиканской целевой программы.

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России–стратегическая задача современного общества и государства. И, в связи с этим, правовое регулирование межнациональных отношений требует особого подхода и взвешенных решений, а главным принципом здесь должен выступать древний принцип врачевания «не навреди».
Тем более, это нужно сейчас, когда внешние силы будут стремиться посеять в России ростки «цветных революций».

Для государственной безопасности России, главная угроза, со стороны межнациональных отношений, заключается в нарастании национализма и переходе из состояния содружества и сотрудничества разных народов и народностей, населяющих Россию, в состояние нетерпимости и вражды, развитии сепаратизма и возникновении опасности раскола страны по национальному принципу. Для общества, опасность состоит в том, что ставится под сомнение и подменяется его цивилизационная сущность, нарушается социальная стабильность. Для безопасности личности, при неотрегулированных национальных отношениях, может возникнуть угроза правам и свободам гражданина, его здоровью и даже самой жизни.

Другими словами, в конфликтном состоянии межнациональных отношений заключен деструктивный потенциал, угрожающий всем уровням национальной безопасности-государственному, общественному, индивидуальному.

Как известно, неделю назад (19 мая 2015 года) Президент РФ В.В.Путин провел совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку. Там было уделено большое внимание проблемам языков народов РФ.

В Республике Алтай одной из проблем в этой сфере является нормализация географических названий, в т.ч. и населённых пунктов, имеющих первоначальное название на алтайском языке. Существуют определённые трудности передачи алтайских названий на русском языке, особенно тех, в которых используются звуки, неимеющие буквенного обозначения в русском языке.

До последнего времени, при определении названия населённых пунктов в Республике Алтай, ориентировались на «Инструкцию по русской передаче названий Горно-Алтайской автономной области» (ГУГК, М., 1977г.). В соответствии с федеральным законом «О наименовании географических объектов» от 18.12.1997г. №152-ФЗ, «нормализация наименования географического объекта-определение написания наименования географического объекта на государственном языке Российской Федерации и, наряду с государственным языком Российской Федерации, на других языках народов Российской Федерации, в соответствии с правилами русской орфографии и орфографии других языков народов Российской Федерации и в соответствии с традициями употребления наименований географических объектов на указанных языках».

В данном случае, используют также Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году.

Существующие названия используются в нормативных правовых актах органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, на географических картах, в средствах массовой информации и т.п.

Например, в титрах ГТРК «Горный Алтай», когда передача ведётся на русском языке, используются русские наименования населённых пунктов, соответственно, на алтайском языке–используется алтайское правописание. Надо отметить, что, в нарушение русского наименования с.Турочак, ГТРК «Горный Алтай» это наименование как на алтайском, так и на русском языке пишет «Турачак».

В настоящее время, на федеральном уровне вопросами наименований географических объектов ведает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Данная служба и проводит нормализацию предложенного субъектами РФ наименования географического объекта на русском языке. Правильное написание на русском языке названий муниципальных образований в Республике Алтай содержится в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований, том 7 «Сибирский федеральный округ».

В соответствии с Федеральным законом «О наименовании географических объектов», нормализация наименований географических объектов на других языках народов Российской Федерации (кроме русского) осуществляется, в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на указанных языках. Поэтому необходимо разработать данные Правила для алтайских наименований географических объектов.

К сожалению, Инструкция по русской передаче географических названий в Республике Алтай, утверждённая распоряжением Правительства Республики Алтай от 16.10.2013г. №664-р вступает в противоречие с федеральным законодательством. У субъектов Российской Федерации действующим законодательством таких полномочий не предусмотрено. Подобная Инструкция может быть принята Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. В настоящее время, чтобы не вносить сумятицу, данную Инструкцию следует признать утратившей силу.

Уважаемые участники "круглого стола"! Мы уверены, что сегодняшние ваши выступления и предложения лягут в основу долгосрочной перспективы устойчивого развития межнациональных отношений.

Просмотров: 1197