Печать

c_390_250_16777215_00_images_stories_2020_tyulentin_tyul23.jpgУважаемые жители нашей республики, дорогие земляки!

Примите искренние поздравления со знаменательной датой-30-летием принятия Декларации о государственном суверенитете Горно-Алтайской Автономной Советской Социалистической Республики.

Мы вспоминаем эту дату, вовсе, не для того, чтобы широко отметить это событие. Любая юбилейная дата–хороший повод оглянуться назад.

В нашем случае—посмотреть, с высоты прожитых лет, на пройденный республикой путь и беспристрастно оценить успехи и упущения.

Вне сомнения, депутатам Горно-Алтайской автономной области принятие Декларации далось нелегко. Ведь обсуждался крайне непростой и щепетильный вопрос–о повышении государственно-правового статуса автономной области. И это требовало от депутатского корпуса и руководства региона мужества и ответственности.

Не так просто на всю страну заявить, что нас не устраивают сложившиеся взаимоотношения с Алтайским краем. Что эти отношения не способствуют эффективному использованию экономического и политического потенциала Горного Алтая, не обеспечивают подлинное равенство народов и их свободное развитие. В состав края наша автономная область вошла в 1937 году, потеряв, по выражению летописца новейшей истории республики Степана Сузановича Тюхтенева, свои «губернские права». С 1922 по 1937 год, когда Ойротская автономная область входила в состав Сибирского, а затем, Западно-Сибирского краев, эти права сохранялись.

Сегодня, листая подшивки старых газет, слушая воспоминания современников, мы можем смело заявить, что депутаты областного Совета 1990 года, позднее Верховного Совета Горно-Алтайской автономной Советской Социалистической республики, вместе с руководством региона, следуя новым веяниям времени, со своей исторической миссией справились. В условиях тоталитарного государства, они не побоялись отстаивать в центральных органах власти Российской Федерации жизненные интересы населения Горного Алтая.

Принимая Декларацию 25 октября 1990 года, которая в корне меняла природу существования субъекта, вне сомнения, депутаты понимали, что все трудности-впереди. Ведь, для реализации положений Декларации предстояло с «холодной головой», цивилизованным образом, вести диалог как с Москвой, так и руководством Алтайского края. В то же время, с полной определенностью можно сказать, что, с принятием Декларации, положено начало формирования истинного парламентаризма в регионе. И повел этот корабль к заветному берегу первый секретарь обкома КПСС, председатель областного Совета депутатов Горно-Алтайской автономной области Валерий Иванович Чаптынов.

Кстати, после принятия Декларации, завершающим юридическим актом явился Закон РСФСР «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР», принятый Верховным Советом РСФСР 3 июля 1991 года. И наш регион становится полноправным субъектом Российской Федерации, с губернскими правами.

29 декабря 1991 года состоялись выборы Верховного Совета республики, в который вошли 75 депутатов, и он стал работать, как полноценный законодательный орган. На сессиях дважды обсуждался вопрос о названии республики. Сначала, она была названа «Республика Горный Алтай», а на второй сессии Верховного Совета республики 7 мая 1992 года принято постановление №41-2 о переименовании Республику Горный Алтай в Республику Алтай.

В начале становления республики, депутатам предстояло сделать немало. Но все понимали, что, прежде всего, есть необходимость сосредоточиться на создании законодательной базы, которая должна была регламентировать политико-правовую сферу отношений внутри региона и с федеральным центром. Процесс осложнялся тем, что четкого разграничения предметов ведения между федеральным центром и регионами, на тот момент, просто не существовало. К тому же, не хватало специалистов с юридическим образованием. А нужно было писать законы, которых, на тот момент, не было и на уровне Федерации-о приватизации, вхождении в рынок и т.д. Как вы помните, страна входила в новые, для всех, рыночные отношения. Но парламентариев свалившийся поток работы не испугал. Депутаты работали, как говорится, не покладая рук.

14 октября 1993 года постановлением Верховного Совета Республики Алтай №1-10 «О реформировании представительных органов власти и местного самоуправления в Республике Алтай» было установлено, что высшим представительным и законодательным органом Республики Алтай является Государственное Собрание-Эл Курултай. Постановлением были назначены выборы в Государственное Собрание—Эл Курултай и закреплено, что, с момента начала работы, Государственного Собрания—Эл Курултай полномочия Верховного Совета Республики Алтай прекращаются. Государственное Собрание—Эл Курултай начало свою работу с декабря 1993 года.

Кстати, до 1997 года по форме государственного устройства наша республика классифицировалась, как парламентская республика. На сессиях Госсобрания избирались Председатель Правительства, все члены Правительства, утверждались руководители региональных ведомств; по согласованию с Парламентом назначались прокурор республики, Председатель Верховного Суда республики, другие должностные лица федерального подчинения.

Как отмечают современники, а к их голосу мы просто обязаны прислушиваться, плодотворной работе парламента тех лет способствовали два важнейших фактора: умение найти и сохранить баланс политических сил в Парламенте Главы республики, Председателя Госсобрания В.И.Чаптынова и удивительная работоспособность его заместителя Д.И.Табаева.

Опираясь на депутатский корпус во главе с председателями комиссий, Парламент 7 июня 1997 года разработал и принял Конституцию Республики Алтай. Также были разработаны и приняты базовые законы о Госсобрании-Эл Курултай, о Правительстве Республики Алтай, Регламент работы Парламента, утверждена символика республики.

Т.е., работа по созданию основополагающего, для субъекта, пакета документов была завершена.

Хочу напомнить читателям, что депутатскому корпусу первого созыва выпала честь заняться разработкой геральдических атрибутов государственной символики. В 1991 году был объявлен конкурс на создание государственного герба. Экспертами было рассмотрело более 90 проектов с эскизами, чертежами, рисунками и государственной символикой, авторами которых выступили профессиональные художники, музыканты, поэты, врачи, пенсионеры и даже школьники. Победителем стал заслуженный художник РФ Игнат Иванович Ортонулов.

Государственный герб является символом государственного суверенитета, выражает исторические традиции, особенности территории и проживающих на ней народов. Герб Республики Алтай внесен в Геральдический реестр страны под номером 187. Так что, датой его рождения можно считать 1993 год, когда он был официально принят.

Авторами текста гимна Республики Алтай выступили поэты Аржан Адаров и Валентин Сорокин, музыку написал композитор Владимир Пешняк. Закон о государственном гимне республики официально был принят третьей сессией Верховного Совета Республики Алтай 11 сентября 2001 года. «Гимн является символом сохранения единства многонационального народа, традиций многонациональной культуры Республики Алтай», -сказано в этом законе.

Современный флаг Республики Алтай был утвержден Конституционным законом РА «О флаге Республики Алтай» в 2003 году. Автором флага Республики Алтай является заслуженный художник Российской Федерации Владимир Чукуев.

Как я уже отметил, депутаты первых созывов столкнулись с рядом проблем, которые были продиктованы сложностью перестроечного времени. В условиях нестабильности, очень сложно шло принятие основного закона года–о бюджете, который, опять же, по воспоминаниям современников мог быть принят в августе текущего года, а отчет об исполнении бюджета за прошедший год-в ноябре.

Парламент Республики Алтай на этапе становления региона уделял также повышенное внимание вопросам организации местного самоуправления. Во исполнение Федерального закона №131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 13.01.2005г. принят закон «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ».

Наши парламентарии, изначально, были нацелены в своей работе на бережное отношение к природе Алтая. Начиная с 80-х годов, областным Советом принимались решения о прекращении вырубки кедровых лесов и запрещении молевого сплава древесины по рекам. Верховный Совет Республики Алтай в 1992-1993г.г. вновь обращается к экологическим законам, принимая законы «О животном мире», «О недрах и недропользовании», «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай». Немного позднее, был разработан Закон Республики Алтай «О Телецком озере».

К сожалению, он опередил время, вследствие чего, от него пришлось отказаться. Но, думаю, что предпринимаемые, в настоящее время, меры, со стороны руководства региона и депутатского корпуса, смогут решить многие проблемы по сохранению его первозданности. Тем более, что на важность сохранения Алтын Келя пристальное внимание обратил Президент нашей страны Владимир Путин в своих Посланиях Федеральному Собранию.

Думается, что включению в 1998 году по линии ЮНЕСКО пяти объектов в перечень Всемирного природного наследия человечества способствовала последовательная работа наших парламентариев над экологическим законодательством.

Мы являемся пионерами в принятии закона о нематериальном наследии в Республике Алтай, который вошел отдельным параграфом в Закон о культуре РФ, но, к сожалению, работа над ним в последнее время приостановлена.

Знаковым событием в законодательной деятельности Парламента стало, конечно же, принятие закона «О языках» в числе первых законов в марте 1993 года, который придал алтайскому языку, наряду с русским, статус государственного языка в нашей республике. В нынешней редакции закон называется «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай». Законом гарантировано развитие алтайско-русского и русско-алтайского двуязычия. Государственный статус алтайского и русского языков также закреплен в Конституции Республики Алтай.

Между прочим, вопросы сохранения, изучения и развития алтайского языка и расширения его использования находятся на постоянном контроле Парламента Республики Алтай и сейчас. В соответствии с ним, за последние пять лет, проведена комплексная работа по организации разработки и подготовки к изданию образовательных программ, учебников, учебных, методических пособий по алтайскому языку, литературе, истории, музыке и образовании с этнокультурным содержанием.

В республике много внимания уделяется национальным вопросам. Будучи многонациональным регионом, здесь, в соответствии с принятым законодательством, официально отмечается праздники: «Чага Байрам», «Наурыз», «Jылгайак», «Тюрюк Байрам» (праздник кедра). Стали ожидаемыми и любимыми народные праздники «Эл Ойын» и «Родники Алтая».

Сегодня, мы можем смело говорить, что, благодаря работоспособности депутатов Парламента первых созывов, основная законодательная база региона полностью сформирована. Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай, в настоящее время, больше нацелено на работу в сфере разделения полномочий между федеральным центром и собственными полномочиями. Задача сегодняшнего дня-не столько разрабатывать новые законы, сколько совершенствовать уже принятые законодательные акты. Есть необходимость посмотреть, как, фактически, идет их реализация и не следует ли от некоторых, в ближайшее время, отказаться.

Стоит отметить, что, в настоящее время, депутаты уделяют много внимания реализации наказов избирателей, находясь в постоянном общении с избирателями. Ведется работа по законодательным инициативам, хотя, пока, не так активно, как, порой, хотелось бы. И связано это с отсутствием полноценного механизма учета мнений субъектов РФ в процессе разработки федеральных законов.

Мы видим, как на глазах хорошеет наша республика. Мы имеем аэропорт, Национальный театр им.П.В.Кучияка, Национальный музей им.А.В.Анохина, плавательный бассейн, стадионы и спортивные залы, обновленные детские сады, школы, жилые дома; продолжается развитие аграрно-промышленного комплекса, в наши дома пришел газ, а республике активно развивается туристическая отрасль; на весь мир известны достижения наших лучших спортсменов.

Даже самые непримиримые противники выхода из Алтайского края признают, что, если бы 30 лет назад, парламентарии не пошли по избранному пути, нас ожидало бы, в лучшем случае, незавидное будущее крупного сельского района Алтайского края. Но, к счастью, мы, теперь, свободны в своем развитии, и в нынешнем году краевые СМИ впервые признали, что Республика Алтай добилась в туристической отрасли более высоких результатов. И впереди у нас—новые победы.

Владимир ТЮЛЕНТИН, Председатель Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай

Просмотров: 321