Печать




Уважаемые участники парламентских слушаний!

Разработка проблематики сегодняшних парламентских слушаний важна уже тем, что нам предстоит выработать подходы к укреплению государственности и единства страны и, одновременно, как можно полнее, учесть своеобразие каждого субъекта Российской Федерации, всемерно способствовать раскрытию его возможностей, потенциала на благо не только жителей данного региона, но и для всех граждан России.

belekov2.jpg Последние годы развития нашей республики ознаменованы определенными продвижениями в экономике и социальной сфере по объемам валового регионального продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции, по показателям потребительского рынка, финансовому и производственному потенциалу.

Республика вошла в число семи регионов-победителей в конкурсе по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Мы связываем большие надежды с развитием особой зоны, которая явится одним из реальных рычагов превращения Алтая в самодостаточный регион. Наша республика, действительно, является притягательным центром, который может стать туристической Меккой и духовным оазисом, и будет работать на благо России как здравница и место отдыха. Это было отмечено Миссией ЮНЕСКО, в сентябре посетившей нашу республику.

В настоящее время, мы, как законодатели, большое внимание уделяем и разработке нормативных правовых актов Республики Алтай, которые позволят выйти на качественно новый уровень развития субъектам туристско-рекреационной деятельности. Существующий федеральный закон о туристической деятельности, во многом, не позволяет нам проявить разумную инициативу, сдерживает развитие туристического бизнеса. Необходимо сформировать соответствующий механизм его реализации.

Республика ориентирована на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым и сбалансированным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов региона, на основе социальных, природных, экономических, инфраструктурных, культурно-исторических показателей.

21 февраля текущего года с этой трибуны я говорил об отсутствии на федеральном уровне правового регулирования жизнедеятельности горных территорий. Эта проблема актуальна не только для нашей республики. Половина субъектов Российской Федерации (точнее–43) имеют горные районы. И, для них, жизненно важны вопросы устойчивого развития горных территорий, охраны естественной природы, социальной и правовой защиты населения, проживающих в горах.

Учитывая актуальность данной проблемы, в республике предпринимается ряд мер по правовому регулированию горных территорий. В частности, в порядке законодательной инициативы нами разработан проект федерального закона «О горных территориях Российской Федерации» и направлен в 2005 году в Государственную Думу и Совет Федерации. Законопроект отклонен, но полагаю, что данный вопрос заслуживает общефедерального внимания, и работу, в этом направлении, необходимо продолжить.

Без преувеличения можно отметить, что Республика Алтай является оптимальной моделью реализации современной концепции национальной политики, осмысления проблем этнокультурного развития народов России, межнационального сотрудничества и становления общероссийской гражданской идентичности.

Не отвлекаясь от темы парламентских слушаний, я бы хотел лишь заметить, что мы стали совершенно необоснованно и стыдливо избегать термин «национальный». Причинами этому служат, на мой взгляд, былые опасения перед угрозой сепаратизма и нелепое копирование моделей западной демократии. Но ведь Россия–это великая евразийская цивилизация, сложившаяся, на основе многовекового взаимодействия славянских, тюркских и других многочисленных народов.

В условиях многонационального государства, эффективна только своя многовариантная национально-региональная политика, основанная на незыблемости общегосударственных интересов в органическом сочетании с особенностями регионов.

Особенности национальностей, населяющих Российскую империю, их традиций, культур вызывали к жизни различные методы и системы управления. Центр России имел свою региональную структуру и методы управления. Национальные окраины–свои, отличные от центра России системы управления и отдельное законодательство, соответствующие их традициям и сложившемуся образу жизни. Все территории, в начале прошлого века, имели своих представителей в центральных органах власти. Разнообразие в устройстве государственного механизма, его гибкость не позволяли появляться, сколько-нибудь заметным, проявлениям нетерпимости в межнациональных отношениях.

М.М.Сперанский, известный реформатор XIX века, применяя свой опыт работы губернатором Сибирского края, специально подготовил «Уложение для управления Сибирью»; «Устав об инородцах». Нормы, содержащиеся в этих документах, на мой взгляд, актуальны и сегодня.

Поэтому, когда у Л.Н.Гумилева спросили, чем объясняются потрясения XX века, он ответил: «Если коротко, то преклонением перед Западом. Нельзя, очертя голову, перенимать чужие идеи и чужой опыт. Тем более, стране столь оригинальной и, уж хотя бы, в силу этого, не готовой к восприятию пусть очень хорошего, но, для нее, быть может, губительного учения. Смотреть на Россию, как на пробел в человеческой истории, культуре и нравственности–это полнейший идиотизм». Именно об этом говорил позавчера Президент России В.В.Путин на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Федерации. Дословно: «…укрепление самостоятельности и повышение ответственности местной власти. Вы знаете, это-традиция, которая заложена очень давно, еще до Октябрьской революции 1917 года».

У меня есть предложение, с которым, полагаю, согласится большинство представителей регионов: "в условиях усиливающейся глобализации, российским народам, для защиты и укрепления этно-культурных особенностей, необходима государственная поддержка на федеральном уровне по разработке и принятию федеральных целевых программ национально-культурного развития народов России".

Республиканским Парламентом ведется целенаправленная работа по разработке, совершенствованию законодательства по сохранению народных обычаев, традиций и укреплению межнационального согласия. Разрабатывается региональный закон по сохранению и развитию нематериального культурного наследия народов Алтая. Считаю, что такой закон нужен и в масштабах Российской Федерации, чтобы не стать манкуртами в своем отечестве.

В целом, усилия как органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления должны быть направлены на максимальное взаимодействие, т.к. мы осознаем, что только единство и сотрудничество всех прогрессивно настроенных сил, гражданский и межнациональный мир–ключ к успеху и процветанию нашей многонациональной Родины и входящих в ее состав субъектов Федерации, залог ее социальных и политических перспектив.

Спасибо за внимание.

Просмотров: 1016