Печать

Уважаемые участники конференции!

Проблема, внесенная сегодня на обсуждение конференции «Единство этнического разнообразия–основа устойчивого развития Республики Алтай», появилась не вдруг и сразу, и даже не в связи с предстоящей в 2010 году переписью населения. Хотя и этот процесс является составной частью рассматриваемого нами вопроса.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_belekov11.jpg
Главная цель нашей конференции–дать объективную научную оценку сложившейся этнологической и межэтнической ситуации в республике и определение места и роли этнических процессов в стратегии устойчивого развития региона, анализ текущих и перспективных тенденций взаимодействия культур и народов Республики Алтай, концептуальная разработка новых государственных принципов регулирования регионально-этнических процессов.

Надо совершенно трезво отдавать себе отчет в том, что мы можем сохраниться и развиваться только оставаясь субъектом Российской Федерации. Это-единственный путь, для полноценного поступательного развития, о чем говорил и предпринимал практические шаги в начале XX века Г.И.Чорос-Гуркин. Он понимал, что значит, для будущего Горного Алтая, единство его народа, и, понимая это, он отдал свою жизнь, ради достижения поставленной цели. Готовы ли мы к тому, чтобы, заново, прочувствовать всю глубину и серьезность процессов, которые были осмыслены Г.И.Чорос-Гуркиным

Обретя 1 июня 1922 года статус автономной области, алтайцы (ойроты до 1948 года, этноним выполнял объединительную функцию),  при поддержке государства, прежде всего, русского народа, сделали революционный рывок в своем развитии. По утверждению Л.П.Потапова образование государственности, в форме области, с губернскими правами, было ключевым моментом, первым этапом консолидации алтайского народа.

Вспомним 20-е годы, когда наблюдался небывалый взрыв этнической энергетики, импульс которому дал 1917 год. Издавалась масса книг на национальном языке, выпускались учебники, создавалась новая литература, складывалась система образования и подготовки национальных кадров, заново, формировалась новая ойротская культура, в которой участвовали все–тубалары, челканцы, теленгиты, кумандинцы, телеуты, алтай-кижи… Появилась национальная интеллигенция. Имена алтайских просветителей, писателей, художников, таких, как Улагашев, Кучияк, Чагат-Строев, Ильин, Забродин, Енчинов, Толток, Мечеш, стали известны в России и далеко за ее пределами.

А в 30-х годах: репрессии, истребление цвета национальной элиты, как и везде в России. Далее, была кровопролитная война, тоже основательно подорвавшая основы генофонда алтайского народа.

В 50-х годах началось разрушение традиционного уклада коренных жителей черневой тайги. Появившиеся леспромхозы широко привлекали к заготовке древесины местное население, создавая, говоря современным языком, рабочие места, строили новые поселки, проводили электроэнергию и прокладывали дороги, строили жилье и объекты социально-культурного назначения, улучшали бытовые условия и, в то же время, при вырубке и сплаве леса, лишали местное население традиционных мест охоты и рыбалки, сбора кедровых шишек и ягоды.

Исчезали традиционные формы хозяйствования, в поселках лесорубов забывали родной язык северных алтайцев, и, казалось бы, пришло время бить тревогу. Но, вместо этого, проблема загонялась внутрь.

В 60-70-х годах уже складывались предпосылки к тому, что, позднее, случилось непредвиденное деление алтайцев на «северных» и «южных», а затем, и дробление внутри народа на коренных и малочисленных. Общество считалось бесклассовым, национальный вопрос решенным окончательно и бесповоротно. Всю свою энергию областное руководство тратило на экономику, на достижение плановых показателей.

Но это не означает, что мы должны упускать главное. А главное: оценивая нашу историю с 20-х по 90-е годы, надо сказать–это были годы не только подъема экономики, образования и медицины, развития культуры и спорта, это был переход на новый уровень цивилизации, алтайский народ, в своем развитии, получил признание всероссийского и международного сообщества.

Очередной всплеск национального самосознания, национальной идентификации произошел в конце 80-х годов. Сбылась мечта наших предшественников–мы стали республикой. Это стало вторым этапом консолидации. Но, с первых лет существования республики, всю свою интеллектуальную и физическую энергию руководство сосредоточило на решении социально-экономических и политических задач, на создание институтов, обеспечивающих реализацию высоких республиканских полномочий. Во многом, это удалось. Тем временем, внутриэтнические процессы продолжили тлеть и разогреваться. И, если, сегодня, не осмыслить происходящее, результаты могут быть печальными.

Давайте посмотрим на внутриэтнические процессы, которые происходили, в разные годы, у других народов.

Этнос может быть подразделен на субэтносы–группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае, каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, пшавов, хевсуров … У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.

В соседнем Казахстане известно деление на три жуза, но внутри Большого жуза выделяются еще 7-8 этнических групп, имеющих между собой определенные отличия в традициях и обычаях. И, если бы они стали делиться на коренных и малочисленных, то вряд ли мы имели бы по соседству такое сильное государство, как Казахстан.

По истории этногенеза сибирских этносов накоплено достаточно много знаний. В академическом издании серии «Народы и культуры» в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии» под редакцией академика В.А.Тишкова в 2006 году вышла в свет коллективная монография «Тюркские народы Сибири». Ответственный редактор Д.А.Функ принимает участие в конференции. В ней содержатся самые полные систематизированные материалы по этногенезу алтайского народа, дано научное обоснование его субэтносов. c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_belkonf_2.jpg

Великий знаток этногенеза Л.Н.Гумилев писал: «Структура этноса всегда, более или менее-сложна, но именно сложность обеспечивает этносу устойчивость, благодаря чему, он имеет возможность пережить века смятений, смут и мирного увядания.

Принцип этнической структуры можно назвать иерархической соподчиненностью субэтнических групп. На первый взгляд, сформулированный тезис противоречит положению о существовании этноса, как элементарной целостности, но вспомним, что даже молекула вещества состоит из атомов, а атом–из элементарных частиц, что не снимает утверждения о целостности на, том или ином, уровне: молекулярном, или атомном, или даже субатомном. Все дело-в характере структурных связей».

Л.Н. Гумилев говорил об этнокультурном взаимодействии-у нас же, вместо этого, начинается разобщение.

Мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что живем не изолированно, а в тесной связи (и это-не только межнациональные браки) с другими народами республики. И проблема консолидации алтайского народа, сохранения этноса касается не только алтайцев.

Русские и алтайцы, живущие на территории республики рука об руку более двухсот лет, самостоятельно дошли до понимания, что единство по крови не может обеспечить единство народа. Куда важнее жизненная общность интересов. Взаимопроникновение культур сделало свое дело, и сегодня, можно смело говорить, что население республики, независимо от национальности, имеет свое мировосприятие, только для нашего региона, свойственные нормы поведения, оно даже мыслит, уже по-своему. В повседневности наша общность проявляется на каждом шагу, по сути, ее куда больше, чем «самости». У нас смешались не только браки, но и национальные кухни, приоритеты хозяйствования, на многие проблемы мы смотрим одними глазами. Это же самое мы можем сказать о казахах, проживающих в Горном Алтае.

Вспомните наше двадцатилетнее прошлое. Идея создания республики воспринималась большинством населения области отрицательно. Распространялись слухи о том, что в будущей республике алтайцы будут, мягко говоря, привилегированным слоем.

С 1991 года за 18 лет стало абсолютно ясно, что от возможностей республиканского статуса выиграли все социальные и национальные слои населения, и алтайцы не пользуются никакими особыми преференциями.

Можно много и с болью говорить об ошибках прошлого и сегодняшнего дня, допущенных в национальной политике государства в отношении коренных малочисленных народов России, что привело к их бедственному положению, утрате языка, культуры, традиционного образа жизни, хозяйствования и природопользования. Ради справедливости, следует отметить, что поворот есть, особенно в создании законодательной базы, но решение многих социальных и иных проблем остается. Все мы надеемся, что они, постепенно, будут решены.

Так, в апреле прошлого года принят Закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года». Надо сказать, что исполняется закон не самым лучшим образом, но уже в самом факте его принятия просматривается государственный подход к решению рассматриваемого сегодня вопроса.

Ключ к тому, чтобы найти выход из нынешней непростой ситуации мы можем найти, используя опыт, накопленный, уже в годы существования нашей республики. Вспомним главную тему недавно прошедшего у нас Гумилевского форума: «Единство культурного разнообразия–основа устойчивого развития Алтая» (2004г.). Презентации Республики Алтай в штаб-квартире ЮНЕСКО и проведения Международной конференции в г.Париже на тему: «Единство природного разнообразия–основа устойчивого развития Алтайской горной системы» (2005г.).

Это-не просто совпадения. Мы начинаем осознавать, что наше богатство в том разнообразии, которым всегда отличался Алтай. Мы понимаем это умом, чувствуем сердцем, это должно закрепиться в нас и на подсознательном уровне. Вот почему тема нашей научно-практической конференции звучит, как логическое продолжение: «Единство этнического разнообразия–основа устойчивого развития Республики Алтай».

Уважаемые коллеги, друзья!

В своем выступлении я не ставил перед собой цель детального научного анализа, вникая в многогранные аспекты развития этнических процессов на Алтае во времени и пространстве. Также не отражены проблемы духовного развития и вероисповедания. Но это тема отдельного разговора. Присутствие в зале ученых, специалистов, представителей всех субэтносов алтайского народа избавляет меня от этого и позволяет вести дискуссию на высоком научном и нравственном уровне и, сознавая всю серьезность переживаемого момента, сделать исторический выбор.

Обсуждаемая тема сложна и многогранна, это видно из публикаций в средствах массовой информации, из числа и тематики выступающих в программе, имеющейся у всех на руках. Накануне конференции, я проводил консультации, встречался со многими деятелями научной и творческой интеллигенции, представителями субэтнического сообщества, работниками федерального, республиканского и местного уровней власти, ведущими учеными РАН в области этнографии. Всеми выражена общая озабоченность сохранения и укрепления стабильности этнического процесса в Республике Алтай, как неотъемлемой части Российской Федерации. У нас будет, сегодня, возможность высказаться по самым принципиальным вопросам и принять рекомендации, которые послужат ориентиром, для осуществления практических действий Правительству и Парламенту Республики Алтай.

На мой взгляд, необходимо сформировать в республике концепцию государственного регулирования этнических процессов. Подготовительная работа к этому должна пройти по ряду направлений, в т.ч.:

-более четкое определение целей, содержания, критериев успешности национальной политики, на основе нормы соблюдения всех прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Алтай;

-проведение социально-экономических, социокультурных и политических преобразований, с учетом этно-культурной специфики и с опорой на общественное мнение населения о целях, способах и результатах этих преобразований;

-организация квалифицированной экспертизы всех разрабатываемых и реализуемых государственных программ с тем, чтобы не допустить негативных этносоциальных последствий;

-осуществление научных исследований, с целью подготовки и публикации монографии, посвященной этногенезу и единству алтайского народа, под условным названием «Алтайцы»;

-на основе материалов конференции, выводов Института этнологии и антропологии Российской академии наук, подготовить доклад Правительству Российской Федерации «О состоянии этнических процессов в Республики Алтай». Предварительная договоренность по этому вопросу имеется.

Уважаемые участники конференции!

Культура, природа и экология, проблемы этногенеза–все определяется, в наших условиях, тем, что великий русский философ К.Н.Леонтьев называл «цветущей сложностью». И поэтому я возлагаю большие надежды на участников нашей конференции. Творческая и научная интеллигенция должна сказать свое решающее слово, и мы, алтайцы, должны будем ответить себе: достойны ли мы, на новом историческом этапе, памяти наших предшественников?

Призываю, в этот ответственный момент, отбросить все взаимные упреки, а весь наш патриотический и национальный пыл направить на единение алтайского народа, давшему название республике. Все мы, проживающие на этой древней и прекрасной земле, по большому счету-алтайцы!

Благодарю за внимание.

Просмотров: 1246