Печать

 

 

«ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ЕДИНСТВО НАРОДОВ ЕВРАЗИИ»

Уважаемые участники конференции!

Людям свойственно общаться между собой, формулируя, для этого, те или иные, цели и организуя процесс общения в самых разнообразных формах. Цель нашего сегодняшнего разговора заключается в том, чтобы обсудить спектр глобальных евразийских проблем, рассмотрев их, через призму культуры, которая в современных условиях становится все более мощным фактором в деле объединения евразийских народов. Из всех форм общения наиболее удобной, для реализации этой цели, является форум.

Посвящен он выдающемуся нашему современнику Андрею Саввичу Борисову, имя которого широко известно в культурном пространстве многих народов и тесно связано, с бурным процессом духовного возрождения и развития народов саха и всей Евразии.

Возглавляя коллектив Саха Академического драматического театра им.П.А.Ойунского, подняв его на недосягаемую высоту, он дарит зрителям счастливую возможность соприкосновения с истоками разных национальных культур, древней культурой Великого Олонхо, демонстрирует неповторимое чувство стиля большого Мастера. Блистательные постановки, прекрасный актерский ансамбль сделали его спектакли подлинной классикой отечественного и мирового драматического искусства.

Совершив со своим театром блистательный прорыв по пути интеграции в мировое театральное сообщество, я знаю, Андрей Саввич на этом не остановился.

Именно ему принадлежит идея проведения межрегионального кочевого фестиваля «Желанный берег. Легенды синего неба-Кок тенгри». Кочевой Международный фестиваль стартовал, всего лишь шесть лет назад, в г.Улан -Удэ. Через каждые два года, соответственно, его участникам апплодировали зрители г.г.Якутска, Элисты, а в этом году-и нашей Республики Алтай.

Но, уже сегодня, мы можем с полным правом говорить, что в евразийском пространстве фестиваль приобрел неоценимое значение, служа объединению России, развитию театрального искусства, вообще. На фестиваль съезжаются тюркские, монгольские, русские театральные коллективы. Он интересен не только критикам, но и рядовым зрителям, поскольку у последних появилась реальная возможность убедиться, что, связывая, воедино, понятия «народный театр», «национальный театр», «фольклорный театр», театр получил реальный толчок, для развития.

Андрей Саввич Борисов не только талантливый театральный режиссер, которому судьба уготовила пережить триумфальный успех, еще в начале своего творческого пути. Он с успехом попробовал свои силы и в кинорежиссуре, создав эпохальную киноленту «Тайны Чингисхана». И, что особенно важно в моем понятии, снимая этот фильм Андрей Саввич на деле показал, что является Человеком с евразийским мышлением. Съемки он вел на всем евразийском пространстве-в Монголии, Туве, Горном Алтае. В его фильме нашлось место, для артистов из Республики Тува, Республики Алтай, Якутии, Бурятии и т.д.

Зная, не понаслышке, о творчестве Андрея Саввича Борисова, театра, которым он успешно руководит многие годы, могу сказать твердо, что, основываясь на глубинных подсознательных этнических корнях, выдающихся традициях русской театральной школы, грамотно используя творческий потенциал артистов, режиссеру удалось создать не только свою якутскую театральную школу. С его легкой руки, Якутия стала центром духовного возрождения евразийских народов.

Сегодня, мы, современники Андрея Саввича, еще не можем объяснить, почему это произошло? Хотя..., на этот счет, есть предположения. В республике Саха во главу угла ставят не добычу алмазов, экономическое развитие, а духовность. Доказательств тому много, одно из них, для меня-бесспорно, когда даже в 50-ти градусный мороз в зале национального театра всегда аншлаг. Якутский народ, сегодня, воплощает синтез тюркской и арктической цивилизаций.

Андрей Саввич–счастливый человек. И отрадно, что лучи этого счастья согревают многих людей в разных концах нашей необъятной Родины, имя которой-Россия. И, как капля воды творит океан, так и он, наряду с выдающимися нашими современниками, создает основы мощного чувства гордости за нашу землю и ее незаурядные таланты. Терпеливый и мудрый Учитель, он воспитал несколько поколений учеников, многие из которых составляют гордость своего народа.

Твердо убежден, что своей талантливой и вдохновенной постановкой спектакля «Восхождение на Хан Алтай» А.С.Борисов придал новый импульс к всплеску духовной энергетики и культурного развития Алтая–колыбели тюркской цивилизации.

Отрадно, что, благодаря нашей совместной работе, отношения между нашими республиками развиваются в духе братской дружбы и сотрудничества. Я благодарен судьбе за то, что мне посчастливилось, в течение стольких лет, тесно общаться с этим выдающимся человеком и искренне надеюсь на дальнейшее продолжение наших совместных творческих встреч.

Теперь же, позвольте коснуться ряда ключевых проблем, проистекающих из общей темы нашего сегодняшнего разговора. Пойдем здесь от общего к частному, т.е. поговорим, вначале, о том великом материковом пространстве, в котором мы живем и которое является природной основой нашего с вами единства.

Итак, Евразия–это самый большой материк планеты, состоящий из двух частей света, т.е. Европы и Азии. Это-колыбель древнейших цивилизаций, давших миру основную массу этнокультурного разнообразия, научных открытий, духовных учений, философских концепций. Блистательные цивилизации Шумера и Вавилона, древней Эллады, Индии и Китая, Великий шелковый путь-все это яркой строкой вошло в анналы мировой истории.

Глубокие мысли восточных и западных философов лежат в основе миропонимания всей планеты. В Евразии возникли и доминируют, теперь, по всей земле три мировые религии. За время своей длинной истории, евразийцы расселились по всем остальным материкам, причем, дважды заселив Америку, вначале из Азии, затем из Европы. Ныне, весь мир пользуется научными открытиями, сделанными в евразийских научных центрах. Самым престижным образованием в мире считается европейское.

Вот это-несколько ярких штрихов к общей характеристике нашего с вами континентального пространства.

Теперь несколько слов о России.

В пространственном отношении–это самая большая страна континента, включающая в себя полюса Европы и Азии, соединенные Великим поясом евразийских степей. На протяжении всей истории, по этому гигантскому природному коридору циркулировали миграционные волны, перенося культурные достижения восточных народов на запад, а западных–на восток. Вспомним, хотя бы, продвижение индоариев и славян в Азию и обратные движения гуннов, тюрков, монголов в европейскую сторону.

Да, как кипящий котел периодически выбрасывала из себя Центральная Азия волны кочевников, устремлявшихся в своем пассионарном порыве к предгорьям Кавказа и бассейну Дуная. Значительна в этом роль тюркского мира, преемника ранних государственных традиций гуннов. Создав свое мощное государство–Древнетюркский каганат, простершийся от р.Орхон до кавказских гор, они сделали возможным диалог восточного и западного культурных миров, взаимодополнявших друг друга своими достижениями.

Здесь важно подчеркнуть то обстоятельство, что, впоследствии, государственные традиции тюркского мира были восприняты монголами, создавшими свою империю в тех же пределах, и в которой тюрки составляли основу населения, а также то, что, в итоге, все это послужило основой, для формирования государственности, уже российской.

В общем, Россия–это преемница государственности, складывавшейся в занимаемых ею пространствах, вот уже более двух тысяч лет. Ныне Россия–это своеобразная евразийская ось, состоящая из содружества тюрко-славянских народов, соединяющих собою Европу и Азию. В целом, это-как бы, Евразия в Евразии, отчего в интеллектуальных кругах страну нашу так и навеличивают: Россия–Евразия.

И, уж коли разговор коснулся этой темы, необходимо сказать несколько слов о роли России в общем цивилизационном процессе. Начать здесь, видимо, надо с того, часто озвучиваемого ныне, факта, что человечество, перешагнув из века ХХ в век ХХI, вошло в начальный этап новой эпохи, нарабатывая контуры цивилизации будущего, т.е. общества третьего тысячелетия. Не везде и не сразу развернется этот многогранный процесс обновления.

Давайте вспомним давно открытый закон неравномерности исторического развития. Какие-то народы вошли в состояние косной консервативности, тысячелетиями воспроизводя один и тот же уклад жизни, другие, исчерпав энергию внутреннего развития, отодвигаются на мировой арене на второй план, неуклонно превращаясь в геополитических изгоев, третьи, напротив, обретя силу, стремятся занять место лидеров мирового развития. В число последних, судя по характеру мировых тенденций, войдут те страны, которые обладают, кроме всего прочего, мощным этнокультурным и духовным потенциалом.

В России, чтобы стать одним из ведущих лидеров обновительного процесса, имеются все составляющие, причем, с избытком. Кроме богатейшего биоразнообразия, здесь есть неповторимый спектр разнообразия этнокультурного. В России заложен и большой духовный потенциал. Давайте остановимся, на этом, особо.

Если окинуть взглядом мировую прессу рубежа веков, то можно констатировать тот факт, что одной из самых жгучих проблем современности является экологическая. Да, все, сейчас, говорят о надвигающейся глобальной экологической катастрофе, уже ощутимо проявившей и проявляющей себя, в виде отдельных очагов экологического неблагополучия, имевших и имеющих место в, тех или иных, регионах мира. Как общепринято понимать, основной причиной этого негативного явления выступает идеология и практика техногенно-потребительской стратегии социального развития, направленного на безграничное удовлетворение безгранично растущих материальных потребностей.

Показательны, здесь, выводы известного мыслителя Эриха Фромма, сделанные в работе «Иметь или быть», выпущенной миллионными тиражами: «Великие Обещания Безграничного Прогресса–предчувствие господства над природой, материального изобилия…счастья, для наибольшего числа людей…-питали надежды и веру поколений, с самого начала индустриального века… Мы чувствовали, что находимся на пути к неограниченному производству, и, следовательно, к неограниченному потреблению… Мы были на пути к тому, чтобы стать богами,… способными создать второй мир, используя мир природы, лишь в качестве строительного материала, для своего нового творения…, -однако, ныне,… все большее число людей начинает осознавать, что:

-неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию…

-сам технический прогресс создал опасность, для окружающей среды, и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности–или обе вместе–способны уничтожить цивилизацию…».

Да, западная модель жизни, построенная на культе потребления и потребительского отношения к природе, к концу ХХв. изжила себя, показав миру многие свои порочные стороны. Недаром надежды мирового сообщества на оздоровление социального климата связываются с теми странами, где потребительство не сумело вытеснить из жизни духовность. И Россия, как раз-одно из таких государств.

Из наиболее значимых духовных ценностей здесь сохранились: искание правды или правдоискательство, примат установки на общественное служение, всемирная отзывчивость, почитание Матери-прародительницы или женского начала мироздания, приоритет нравственных основ жизни над государственно-правовыми, аскетизм и духовное подвижничество, принципы соборного единения, неприятия стяжательства и эгоизма.

Еще Вальтер Шуберт, один из немногих мыслителей Запада, стремившихся, по-настоящему, понять Россию, писал: «Россия-единственная страна, которая способна спасти Европу и спасает ее, поскольку, по всей совокупности жизненно важных вопросов, придерживается установки, противоположенной той, которую занимают европейские народы… В нынешнем своем виде, проблема Восток–Запад предстает, как грандиозная проблема обновления человечества, как возможность одухотворения Запада Востоком, как призыв к восстановлению первоначального единства расколотого человечества, как задача созидания совершенного человек».

Россия–это полиэтническая страна, где веками нарабатывались традиции межэтнического и межкультурного диалога и творческого этнокультурного взаимовлияния. Российские мыслители заложили основу такому известному в интеллектуальной среде явлению, как евразийство, сформировавшемуся в среде эмиграции в 20-е годы ХХ века и связанному с именами Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого, Н.Н.Алексеева, Л.П.Карсавина и других.

Ясно, что их идеи возникли не на пустом месте. Возникновению этого направления способствовали мысли великих предшественников. Думается, здесь достаточно назвать М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Д.И.Менделеева, а также ряд других ученых и писателей. Многое, для развития евразийских идей, сделали Н.К.Рерих и его сын, известный востоковед Ю.Н.Рерих. Конечно же, в этом ряду следует особо подчеркнуть имя Л.Н.Гумилева.

А теперь, уважаемые коллеги, разрешите сказать слово об Алтае.

Начну с того, что Алтай входит в состав более обширной Саяно-Алтайской горной системы, которая является географическим центром Евразийского материка, что придает ему особый статус на евразийских пространствах. В природном отношении, Алтай–это красивейшая горная страна. Живописнейшие альпийские ландшафты, чистейшие воздух и воды озер и рек, горно-таежные области и высокогорные степи, ослепительные ледники. Учитывая выдающиеся природные особенности, жемчужиной Сибири назвал его побывавший здесь Н.К.Рерих. Если взять Сибирский регион, то можно констатировать следующий примечательный факт. На Алтае расположена самая высокая гора Уч-Сумер-Белуха, плещет волнами о берега второе по величине, после оз.Байкал, оз.Телецкое, несет свои бирюзовые воды самая красивая р.Катунь.

Алтай–это один из уникальнейших регионов биоразнообразия планеты. Кроме огромного растительного разнообразия, здесь насчитывается 62 вида млекопитающих, свыше 260 видов птиц, в водоемах обитает 20 видов рыб. Многие представители флоры и фауны занесены в Красную книгу. Карстовая природная шахта "Экологическая" (345м)–глубочайшая в древних известняках России. В периоды временных водотоков, в шахте образуется подземный каскадный водопад "Чистый". По высоте падения воды, ему нет равных в России и во всей Азии. На Алтае сформировался мощный центр современного оледенения, включающий более тысячи ледников.

В общем, Алтай–это удивительный и уникальный мир горной природы. Многие его природные комплексы имеют огромную научную, рекреационную и культурную ценность. Недаром, в начале декабря 1998 года, общественность республики с большим удовлетворением восприняла официальное сообщение ЮНЕСКО о присвоении пяти территориям-Алтайскому и Катунскому заповедникам, зоне покоя Укок, озеру Телецкому и горе Белухе–статуса мирового наследия.

Однако, не только природой славен Алтай, но и своим богатейшим историко-культурным наследием. Здесь открыта одна из древнейших стоянок первобытного человека–Улалинская. Исходя из ее материалов, можно утверждать, что древние люди появились в нашем регионе около 1-1,5 миллионов лет назад. В настоящее время, у нас готовится проект обустройства этого места. Здесь будет музей палеолита Алтая, а также сопровождающий его экскурсионно-туристический комплекс. Ждет своего обустройства и знаменитая Усть-Канская пещера, находящаяся в гор.Белый камень. В народе ее называют Алмысту. В настоящее время, там проводятся работы по её доисследованию.

На Алтае открыты таинственные росписи каракольской культуры эпохи бронзы. Фантастические композиции из солнцеголовых и звериноголовых существ. Тайна их смысла, до сих пор, не дает покоя исследователям. Не менее таинственны керексуры, в виде курганов, с расходящимися лучами, и оленные камни, с их загадочной символикой.

А известные на весь мир памятники пазырыкской культуры скифского времени? Грандиозные каменные курганы вождей Пазырыка, Туэкты, Шибе, Башадара, оледеневшие, на века, усыпальницы, сохранившиеся, до наших дней, мумии и сопровождающие их предметы. Здесь, стоит лишь напомнить о нашумевшей на весь мир «Принцессе Укока».

Алтай–это десятки тысяч наскальных рисунков, в которых запечатлено мировоззрение наших отдаленных предков. Животные, люди, мифические персонажи, колесницы, всевозможные символы. Это-обширнейшее поле, для исследовательской работы не одного поколения ученых. Для того, чтобы сохранить сокровища древнего изобразительного искусства, мы готовим проекты создания музея петроглифического искусства, на базе местонахождения Калбак-Таш, а также заповедника в дол.Елангаш, где выявлены тысячи наскальных изображений.

На Алтае найдены десятки рунических надписей и сотни каменных изваяний древнетюркской эпохи, вековых свидетелей сложения в Центральной Азии тюркского мира. Да, именно на Алтае, в широком понимании этого региона, зародилась древнетюркская цивилизация, и многие современные тюркские народы ведут свое происхождение с Алтая. Ныне, здесь проживают алтайцы-потомки тех древних племен, которые закладывали основу тюркского мира. В их родовой структуре угадываются названия тех древних племен, а в культуре–традиции и обычаи того отдаленного времени.

Долгий исторический путь прошел Алтай в своем развитии, входя в состав первого и второго Тюркских каганатов, Монгольской империи, Джунгарского ханства, пока в Центральной Азии не разгорелась кровопролитная китае-джунгарская война. Чтобы уберечь свой народ от кровавой вакханалии, большинство алтайских зайсанов обратилось к русским властям с просьбой о принятии их в состав России, что и было закреплено Указом императрицы Елизаветы Петровны от 2 мая 1756 года.

В настоящее время, Алтай имеет статус республики в составе Российской Федерации.

Уважаемые коллеги, после обширного евразийского экскурса, к чему склоняет сама тема нашей конференции, позвольте остановиться на той роли, которую играет Алтай в этом огромном этнокультурном пространстве.

Алтай–это хранитель древнейших пластов евразийской культуры. Веками он был центром взаимодействия индоевропейских, тюркских, угро-самодийских, тунгусо-манчжурских народов, веками он собирал в своей сокровищнице элементы их культурного разнообразия. Здесь слились воедино тюркский эпос и кай, традиции старообрядцев, китайские зеркала и шелка из древних курганов, раковины каури с берегов Индийского океана, переднеазиатские ковры и ткани. На Алтае мы находим органический синтез всех основных евразийских культурных миров, причем, синтез-развернутый, в большой исторической перспективе. В общем, Алтай–это не только центр биоразнообразия, на что, обращается особое внимание, в наши дни, но и центр культурного разнообразия Евразии.

Алтай–это духовный полюс планеты, где техногенно-потребительская философия никогда не стояла на первом месте. Напротив, в первую очередь, здесь всегда ценилась духовность. Древние анимистические представления, здесь, соседствуют с иными духовными течениями, в т.ч. с такими мощными направлениями, как мировые религии. Да, на Алтае сошлись все три мировые религии, т.е. буддизм, христианство, ислам.

Алтай–это врата в будущее, поскольку именно здесь, на базе духовных приоритетов жизни, формируются контуры будущей духовно-экологической цивилизации. А ведь духовность–это культура.

Недаром Н.К.Рерих, посетивший Алтай в первой трети ХХ века, писал, что нужно думать о культуре, во все времена жизни, и, что культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть вдохновенное приближение к разрешению проблем человека, она есть красота и утверждение добра, во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда, в его бесконечном совершенствовании, она направляет к строительству и защищает историческое достоинство любого народа.

Мы, на Алтае, испытываем чувство братской гордости за нашу общую родственную историю и культуру, за единые корни и истоки наших народов, которые, на протяжении многих столетий, жили в недрах единой государственной системы, сохранили кровные связи, духовные узы и общую память.

Алтай–наша общая прародина, воспеваемая в эпосе, легендах, песнях и сказаниях. Нас объединяют одни и те же традиции, во многом, схожие обычаи, единое мироощущение, духовно-нравственные ценности.
Ежегодно к нам приезжают многие тысячи людей со всего мира, только для того, чтобы побывать на Алтае, подпитаться его духовной энергией, соприкоснуться с древней культурой его народа. В связи с этим, Алтай превращается в своеобразную духовную, культурную Мекку. Здесь самой жизнью реализуется, на практике, высокий принцип «евразийское единство через культуру».

Тревожные международные события последних лет, с новой силой возвращают нас к проблемам межкультурного общения, для формирования в социальной среде толерантности. Умение услышать и понять друг друга не складывается само по себе, а целенаправленно формируется в процессе постоянного межэтнического общения. И пусть ваша конференция всемерно способствует этому благородному делу, ежегодно приглашая к разговору лучших представителей евразийских культур.

Просмотров: 1292