Печать




Уважаемый Иван Иванович !

Уважаемые коллеги!

c_350_250_16777215_00_images_stories_bbarn23_2i.jpgМое выступление, обозначенное в программе конференции «Об опыте развития представительной власти в Республике Алтай», я бы хотел немного расширить, разумеется, в рамках регламента.

Первым алтайцем избранным в органы государственной власти России был Тобоков Даниил Михайлович-депутат Государственной Думы Российской империи в 1907 году.

Неделю назад, в рамках празднования новой памятной даты-Дня парламентаризма, мы в г.Горно-Алтайске, на ранее принадлежащем ему доме постройки XIX столетия, открыли мемориальную доску.

Бурные события начала XX века дали толчок коренным преобразованиям всего Российского евразийского пространства.

17 июня 1917 года указом Временного Правительства из Томской губернии была выделена Алтайская губерния в составе 6 уездов. Происходит образование Алтайской Горной Думы (1917-1918г.г.) в составе 27 волостей.

Съезд представителей инородческих волостей Алтая открылся 1 июля 1917 года в г.Бийске. Этот съезд явился прообразом современного евразийского сотрудничества. Присутствовали на нем делегации от хакасов, урянхайцев, бурят, евреев, киргизов и казахов, этнических немцев, татар-мусульман, украинцев, якутов.

И, конечно же, делегация от алтайцев, которая на съезде вошла в национальную фракцию в следующем составе: Г.И.Гуркин, председатель Алтайской Горной Думы; Г.М.Токмашев, представитель Алтайской Горной Думы; В.Т.Тибер-Петров, член экономического совета Сибирского областного съезда; С.С.Борисов, делегат Алтайской Губернской Земской управы.

1 июня 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил: образовать автономную область Ойротского народа, с губернскими правами, как часть РСФСР с административным центром в с.Улалинское.

Первый областной съезд Советов Ойротской автономной области состоялся 1-6 мая 1923 года в с.Алтайское, в котором приняло участие 143 делегата. Совет депутатов нашей области сыграл исключительную роль в развитии Горного Алтая с 1923 по 1991 год. В конце прошлого года, в честь этого события проведен I съезд депутатов всех уровней Республики Алтай, в работе которого приняла участие делегация Алтайского Законодательного Собрания во главе с И.И.Лоор.

25 мая 1925 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановил образовать Сибирский край. Ойротская автономная область входит в Сибирский край, в качестве самостоятельной административно-хозяйственной единицы, с оставлением неприкасаемыми прав, предоставленных ей постановлениями об ее образовании и последующими законоположениями. Область находилась в составе Сибирского, а затем Западно-Сибирского краев до 1937 года. С 1937 года она входит в состав, вновь образованного, Алтайского края.

Избиратели Горного Алтая были представлены в краевом Совете пропорционально их численности, в разные годы, шестью-семью депутатами. Им представлялось право выражать и защищать интересы населения автономной области.

Надо сказать, что в число депутатов избирались самые уважаемые люди. Это Ч.К.Кыдрашев, М.В.Карамаев, П.Ф.Попов, Герой социалистического труда, мараловод, народный врач СССР А.М.Гоман, заслуженный врач РСФСР, кавалер ордена Ленина Т.АКаташ, поэт Л.В.Кокышев, учитель А.П.Беликова , председатель колхоза Б.У.Карулов, председатель райисполкома У.А.Альпимов.

Депутаты тех лет вспоминают, что не чувствовали себя в краевом Совете инородным телом. По депутатским запросам успешно решались хозяйственные, социальные проблемы, исполнялись наказы избирателей. Благодаря выступлениям депутатов на сессиях краевого Совета, привлекалось внимание к вопросам, которые область не могла решать самостоятельно.

Статус депутата расценивался, как высочайшая честь и огромная ответственность. Сегодня, с этой трибуны, от имени всех бывших депутатов нашей области, выполняя их просьбу, выражаю благодарность и признательность за сотрудничество и помощь.

В конце 80-х годов, во время перестройки, происходит изменение политико–административного устройства РСФСР. Из пяти автономных областей, входящих в состав краев 4 выразили желание обрести статус самостоятельного субъекта Федерации. В 1991 году на карте появились четыре вновь образованные республики, осталось одна автономная область–Еврейская!

Выборы в Верховный Совет республики состоялись 22 декабря 1991 года.

С этой даты, открылась новая веха в истории парламентаризма нашей республики, начался качественно новый этап становления демократических институтов власти на алтайской земле.

c_350_250_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_bbarn_23.jpgПринятие Конституции Республики Алтай определило государственно-правовой статус республики, ее административно-территориальное деление, формы участия граждан в деятельности республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления. И главное–она явилась фундаментом конституционных основ статуса Республики Алтай, как полноправного субъекта Российской Федерации.

Депутатам Республики Алтай, как и коллегам в других субъектах новой России, пришлось работать в сложных социально-экономических условиях: законодательно обеспечивать совместно с исполнительной властью выплаты зарплат, детских и иных пособий, гарантии льгот и т.д., максимально соблюдая принципы справедливости, выбирая приоритеты, реагируя на митинги и протесты. Именно тогда закладывались законодательные основы социальной политики республики.

В связи с непростой экономической ситуацией, в работе Парламента и Правительства приоритетными стали вопросы финансовой и бюджетной политики. Так, требовали внимания вопросы усовершенствования межбюджетных отношений, укрепления и развития налогооблагаемой базы.

Депутатами Республики Алтай, именно в этот период, были заложены правовые основы местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что позволило создать в Республике Алтай дееспособную и ответственную местную власть, опирающуюся на самоорганизацию населения, способную самостоятельно решать вопросы местного значения–вопросы организации жизнедеятельности на конкретной территории. Органами государственной власти республики разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, на основе которых в октябре 2005 года прошли выборы глав сельских поселений и депутатов представительных органов местного самоуправления.

В 103 муниципальных образованиях республики было избрано 1 070 депутатов городского, районных и сельских представительных органов. В этом, 2013 году, мы будем проводить очередные выборы в представительные органы наших муниципалитетов, которые будут проходить, в условиях изменившегося законодательства, для реального участия представителей политических партий в органах местной власти.

12 марта 2006 года состоялись выборы депутатов Республики Алтай четвертого созыва, ознаменовавшие качественно новый этап в истории республиканского Парламента. Выборы депутатов прошли, в соответствии с новым законодательством, по которому 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым, в соответствии с федеральными законами и законом Республики Алтай, а 21–по общереспубликанскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. А весной этого года, кстати, данный смешанный принцип формирования представительного органа начал действовать уже на уровне местного самоуправления–состоялись выборы Горно-Алтайского городского Совета депутатов.

И, в это же время, происходило приведение республиканского законодательства, в соответствии с федеральным. Мы продолжали активно развивать межпарламентские связи, с соседними регионами Сибири и Дальнего Востока, особенно с Алтайским краем.

С 1991 года между законодательными органами, уже самостоятельных, субъектов Российской Федерации сложились деловые, рабочие отношения.
А с 2008 года отношения приняли характер добрососедских, партнерских и дружеских. И в этом-главная заслуга Председателя Алтайского Краевого Законодательного Собрания И.И.Лоора. Его нацеленность на конструктивизм, его открытость и дружелюбие, как сегодня говорят–харизма, снискали уважение не только среди депутатов нашей республики, но и значительной части населения.

В свою очередь, мы готовы, в полной мере, выполнять все пункты договора о межпарламентском сотрудничестве, поддерживать все инициативы АКЗС на федеральном уровне, к примеру, по вопросу определения категории граждан «дети войны» и установления мер социальной поддержки, для данной категории граждан. У нас много точек взаимодействия, сложившихся исторически и дополненных временем в самых разных отраслях экономики и социальной сферы (с/х, производство, туризм, образование, культура, медицина...). Мы очень тесно должны (нас к этому обязывает р.Катунь) сотрудничать в сфере охраны природы.

Развивали контакты с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Совместно с Советом Федерации проводим мониторинг законодательства, что очень помогает процессу законотворчества, в смысле определения правильных ориентиров планировании работы, практике правоприменения.

Наша законотворческая деятельность в отдельных вопросах выходит за рамки субъекта и нуждается в поддержке законодательной инициативы, в частности по нематериальному наследию, находящемуся в Государственной Думе Российской Федерации. Или о выборах глав муниципальной власти приграничных территорий необходима поддержка не только соседних регионов, но и Полпреда Президента РФ в Сибирском Федеральном округе.

Деятельность Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай мы не сводим до осуществления законодательной и представительской функций. Помимо них, следует выделять контрольную и информационную функции, функцию просвещения. Ежегодно Парламентом рассматриваются и утверждаются проекты законов о республиканском бюджете и об его исполнении, представляемые Правительством Республики Алтай. Тем самым, Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай осуществляет парламентский контроль над бюджетно-финансовой политикой исполнительного органа государственной власти, что является одной из фундаментальных основ парламентаризма.

Депутаты проводят Уроки Конституции в школах, средних учебных заведениях республики, где рассказывают подрастающему поколению о государственном устройстве Российской Федерации, о парламентаризме в частности.

Хорошей практикой взаимодействия, с населением, стало проведение в городе и районах, так называемых, Дней депутата, в которых участвуют на встречах депутаты сельского и районного уровня, депутаты Республики Алтай. На такие встречи, по возможности, мы приглашаем депутата Госдумы и членов Совета Федерации.

Присутствие представителей муниципальных и республиканских органов исполнительно власти позволяют, зачастую, практические вопросы решать на месте.

На данный момент, сформировался комплекс условий, которые предполагают повышение роли парламента и представительных органов муниципальных образований не только в деле обеспечения контроля над исполнением соответствующего бюджета, но и над эффективностью реализации стратегических решений социально-экономического характера. Это обусловлено самой логикой дальнейшего развития государственности. Между Парламентом и Правительством Республики Алтай сложилось деловое партнерство. Это взаимодействие, отнюдь, не исключает разногласий по тем, или иным вопросам, но, в целом, Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай и Правительство Республики Алтай стремится к согласованным решениям насущных проблем. В этом-воплощение в жизни нашей республики диалектического закона единства и борьбы противоположностей, воплощение идеи солидарности власти.

Заканчивая свое выступление, я хотел бы поздравить всех депутатов АКЗС, всех жителей Алтая с открытием Парламентского центра, что очень символично, в связи с праздником Дня парламентаризма, и пожелать, чтобы в этом здании всегда царила обстановка и дух служения народу, избравшего нас во власть, в качестве своих представителей.

Доброго здоровья, профессиональных успехов, мудрых мыслей и решений!

Просмотров: 1108