Печать

c_200_250_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_bel.jpg


Уважаемые депутаты, приглашенные, позвольте вас поприветствовать в стенах нашего Парламента.

Как уже было сказано, рассматриваемый вопрос очень важный, на сегодняшнем этапе современной политической истории, имеет особую актуальность.

Да, есть Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года». На федеральном и на региональном уровнях созданы специальные государственные структуры, которые занимаются проблемами национальных отношений. Это-и федеральное агентство, которое возглавляет бывший депутат Государственной Думы Баринов.

Мы, в этом году, впервые в нашей парламентской практике, создали специальный Комитет по законодательству и национальной политике. И в Правительстве Республики Алтай по Указу Главы Республики Алтай создан Комитет по национальной политике и общественным объединениям.

Готовясь к сегодняшнему "круглому столу", мы проанализировали некоторые аспекты законодательно-правовых основ национальной политики Республики Алтай. В настоящее время, в Парламенте создана определенная система законодательно-правовых норм по данному важнейшему направлению.

Это, прежде всего, республиканские базовые законы об образовании, о культуре, где межнациональным, межконфессиональным вопросам уделено достойное внимание. Также у нас седьмой год действует закон «О регулировании отношений в области развития нематериального наследия народов Республики Алтай». Чтобы к этой теме не возвращаться, скажу, что мы выступили, с инициативой принятия федерального закона, по этой проблеме.

При поддержке Председателя верхней палаты Федерального Собрания Валентины Ивановны Матвиенко, наш законопроект отдельным разделом вошел в проект федерального базового закона о культуре. Раздел называется: «Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации». К предстоящей сессии подготовлены поправки к Конституции Республики Алтай, где также речь идет о некоторых вопросах национальной политики.

Два года нам пришлось отстаивать конституционные нормы, касающиеся нашего второго государственного языка, в части национально-региональной программы в образовании. Теперь, в Конституции Республики Алтай вопросы преподавания алтайского языка представлены, в обновленном виде, в соответствии с федеральным законодательством.

Нашим Парламентом, в свое время, были приняты постановления о Дне русского языка в Республике Алтай (6 июня, в день рождения Пушкина) и о праздновании Дня алтайского языка. Также внесены изменения в закон «О памятных датах и праздниках Республики Алтай». Там есть и «Чагаа-Байрам», и «Наурыз», и «Масленница». Четыре года назад, мы приняли инициативу Турочакского районного Совета о празднике Купальской ночи. Этот праздник тоже внесен в наш законодательный акт. До этого, внесены праздники «Эл-Ойын», «Родники Алтая».

Наш Парламент провел в 2010 году, накануне российской переписи населения, научно-практическую конференцию «Единство этнического разнообразия–основа устойчивого развития Республики Алтай». Здесь, мне кажется, были приняты очень серьезные рекомендации, касающиеся этнического единства алтайского народа.

Два года назад, в Парламенте была проведена научно-практическая конференция «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии», основу которой составляют вопросы межнациональных, межконфессиональных отношений и межкультурный диалог на евразийском пространстве.

Конечно, основу государственной национальной политики Республики Алтай составляют важнейшие два фактора. Это-два государственно образующих народа–русский и алтайский.

Русский народ–государственно образующий народ российского государства, а также и Республики Алтай, которая является неотъемлемой частью России. Являясь большинством населения в Республике Алтай русский народ выполняет региональную государственно образующую функцию.

Алтайский народ является государственно образующим фактором Республики Алтай или, как принято говорить, титульным этносом, давшим название республике и одному из государственных языков–алтайскому.

Именно эти основополагающие факторы являются ядром и концептуальным ориентиром всей государственной национальной политики в Республике Алтай.

Конечно, важнейшим, для нас, является исторический опыт длительного совместного проживания разных этносов. Сегодня, в программе обозначено выступление Бронтоя Янговича Бедюрова. Я думаю, по этому вопросу он-самый ведущий специалист, большой знаток. Думаю, он ёмко скажет об этом-что такое Алтай, как перекресток культур, с древних времен.

Повторяюсь, коллеги, опыт длительного совместного проживания разных этносов, прежде всего, тюрко-славянского единства, в масштабе всей России и Республики Алтай, является основополагающим фактором, который имеет глубокие исторические корни и опыт межкультурного мирного сосуществования, а главное–обогащения. Мы это должны беречь, как зеницу ока, и наполнять новым содержанием, с учетом особенностей и исторических традиций Алтая.

Развитие позитивного опыта межкультурного общения, сегодня, приобретает особую актуальность. Межкультурный диалог, на основе общих исторических корней, со времен Хазарской Руси, Киевской Руси, Татарской и Петровской Руси, Советского Союза, всегда составляло тюркско-славянское единство. И то, что, сегодня, имеем с Майданом, мы, двадцать лет назад, уже потеряли общую этническую нить, упустив момент наших общих этнокультурных корней. Ведь украинский и русский народы это-один этнос.

Опыт межкультурного диалога, этнического единства и разнообразия не всегда учитываем в своей государственной национальной политике. В связи с этим, хочу вспомнить одно из последних высказываний русского мыслителя Л.Н.Гумилева, который сказал: «Если Россия, в будущем, будет спасена, то только, как евразийская держава». Вот цена евразийства.

В конце прошлого года, состоялся Госсовет по культуре, который проводил Президент России В.В.Путин, я был включен в рабочую группу по подготовке доклада Президента, как раз, по евразийской тематикею Мы внесли ряд предложений, по ним есть конкретные поручения Президента, связанные, с развитием межкультурного диалога на Евразийском пространстве, включая создание специального консультативного совета или комиссии по культуре в рамках Евразийского экономического Союза.

Мне кажется, укрепление межкультурного Евразийского пространства должно подразумеваться не только в рамках постсоветского пространства, но и внутри самой России. Вот где должен быть межкультурный диалог или цивилизационное культурное пространство-внутри Российской Федерации, состоящей из множества народов.

В связи с этим, в рамках сегодняшнего Круглого стола вношу предложение изучить вопрос о создании Евразийского этнического союза Республики Алтай, как организации межэтнического сотрудничества регионального уровня.

Конечно же, в этом контексте есть и внутриэтнические проблемы, я имею в виду проблемы внутриэтнического единства алтайского народа. Это, к сожалению-закоренелая проблема. Будем надеяться на преобладание здравого смысла и взвешенных действий органов власти и общественных организаций.

Что касается коренных малочисленных народов. В республике действует специальная госпрограмма. Челканцы, тубалары, оставаясь в списке коренных малочисленных народов, являются субэтносами алтайского народа.

Что касается казахов, казахского населения, проживающих в нашей республике-это более 6% населения республики. Они–неотъемлемая часть всего многонационального народа Республики, они–казахи Алтая. В этом-наше единство, единство в этническом многообразии. Для примера, скажу, что мы, в свое время, музею старообрядцев Алтая им.Рериха в с.Верх-Уймон придали статус республиканского музея. Также создали музей казахов Алтая, с республиканским статусом. В таком направлении мы должны строить нашу национальную политику. Богатство Алтая, испокон веков-в единстве многообразия.

В заключение, коллеги, считаю, что, сегодня, должен состояться очень важный разговор. Надеюсь и призываю вас к активному обсуждению. Рекомендации, которые мы примем совместно с Правительством мы должны реализовать.

Спасибо.

Просмотров: 1109