Под председательством Вячеслава Уханова состоялось очередное заседание Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и средствам массовой информации.
Рассмотрено 4 вопроса, в т.ч. 2 законопроекта.
В первом, втором и окончательном чтении депутаты рекомендовали к принятию на предстоящей сессии проект закона Республики Алтай «О стратегическом планировании в Республике Алтай».
Представляя законопроект, Министр экономики, туризма, инвестиций и предпринимательства Республики Алтай Евгений Ларин отметил, что целью принятия законопроекта является установление полномочий органов государственной власти Республики Алтай в сфере стратегического планирования в Республике Алтай, перечня документов стратегического планирования, разрабатываемых в Республике Алтай, и документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования.
Проектом предлагается установить предмет правового регулирования в сфере стратегического планирования в Республике Алтай; полномочия Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай в сфере стратегического планирования; перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых в Республике Алтай; перечень документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Республики Алтай.
Во втором чтении депутаты одобрили законопроект «О внесении изменений в закон Республики Алтай «О бюджетном процессе в Республике Алтай».
Председатель Комитета по финансовой, налоговой и экономической политике Константин Криворученко отметил, что проект закона разработан, в целях совершенствования бюджетного процесса в Республике Алтай, в т.ч. уточнения порядка рассмотрения проектов законов Республики Алтай о республиканском бюджете, об исполнении республиканского бюджета, о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Парламенте Республики Алтай. В частности, в целях оптимизации процедуры рассмотрения государственных программ Республики Алтай, предлагается установить, что профильные комитеты Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай рассматривают проекты государственных программ Республики Алтай, в течение 15 календарных дней, и, при наличии предложений, готовят заключение и направляют в Правительство Республики Алтай.
Он также заметил, что законопроектом предлагается установить порядок по подготовке проекта постановления Парламента Республики Алтай о республиканском бюджете, в котором будут учитываться предложения депутатов Республики Алтай. Ряд изменений, предлагаемых проектом закона, регулирует порядок внесения изменений в закон о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования и составления годового отчета об исполнении бюджета указанного фонда.
Кроме того, проект закона устраняет несоответствия редакционного и юридико-технического характера, в т.ч. в части наименования органа управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
По вопросу «Об организации образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в республике Алтай: проблемы и пути их решения» выступила Первый заместитель Министра образования и науки РА Любовь Ойношева.
В своем выступлении представитель Министерства отметила, что в 2014-2015 учебном году на территории Республики Алтай функционирует 183 общеобразовательных организаций, с общим количеством обучающихся 32 307 человек, в т.ч. по общеобразовательным программам обучается 429 детей-инвалидов. Из них 216 детей-инвалидов обучаются на дому, 68 детей охвачены дистанционным обучением 42-педагогами, на базе БОУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения».
В общеобразовательных классах в рамках реализации инклюзивного образования обучается 210 детей-инвалидов и 1 462 ребенка, с ограниченными возможностями здоровья, где задействовано 148 психологов, 73 социальных педагогов.
Л.Ойношева заметила, что специальные условия для получения общего образования созданы: на базе КОУ РА «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей, с нарушением слуха» (по состоянию на 01.04.2015г., 38 детей-обучающихся); в БУ РА «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов №3» организовано обучение 14 детей-инвалидов, с глубокой умственной отсталостью, находящихся в детском отделении для детей, с серьезными нарушениями в развитии. Обучение осуществляется педагогами казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Республики Алтай для обучающихся, воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай» по индивидуальным программам; в КОУ РА «Коррекционная школа-интернат» для обучения детей, с умственной отсталостью (по состоянию на 01.04.2015г., обучается 203 человека, из них 81 ребёнок-инвалид).
В докладе Министерства образования и науки было отмечено, что, в текущем учебном году, продолжают обучение, на договорной основе, 16 детей-инвалидов, с проблемами зрения из Республики Алтай в Алтайском крае.
Приказом Министерства от 16.09.2013г. №1228 утвержден перечень общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, неимеющих нарушений развития, на территории Республики Алтай: МБОУ «СОШ №10 г.Горно-Алтайска»; МБОУ «Эдиганская основная общеобразовательная школа»; МБОУ «Майминская СОШ №2».
В данные школы поставлено оборудование для детей, имеющих нарушения слуха.
В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015г.г. поставлено оборудование (сенсорные комнаты, оборудование для логопедического кабинета) в общеобразовательные организации: МБОУ «СОШ №12 г.Горно-Алтайска»; МБОУ «Верх-Уймонская СОШ»; МБОУ «Кебезенская СОШ»; МБОУ «Шебалинская СОШ им.Л.В.Кокышева».
На базе БОУ РА «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай», организованы курсы повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов. В 2014 году на данных курсах повысили квалификацию 20 человек.
В прениях по обсуждаемому вопросу приняли участие С.Кудрявцева, У.Альпимов, А.Казанцева, Н.Никитенко, Г.Чепкин, Н.Карманов, В.Уханов.
С.Кудрявцева задала ряд вопросов, в т.ч. о том, что делается в части организации дошкольного образования детей, с ДЦП, а также о количестве детей-инвалидов, которые примут участие в сдаче ЕГЭ в текущем году. Депутат также рассказала о своем участии в семинаре, посвященном работе, с инвалидами (в т.ч. с детьми-инвалидами) на муниципальном уровне, прошедшем в Усть-Коксинском районе, и подчеркнула необходимость системной работы, с кадрами специальных педагогов.
У.Альпимов уточнил, ведется ли работа по привлечению детей-инвалидов к занятиям физической культурой и спортом.
А.Казанцева высказала свое мнение о необходимости создания адаптивной среды и особых условий для детей, с функциональными нарушениями. Чем раньше таких детей вводить в детские коллективы учебных учреждений, тем быстрее произойдет процесс адаптации. "Это-актуально, прежде всего, в сельской местности", -считает депутат.
По итогам обсуждения, члены Комитета констатировали, что в Республике Алтай остается проблема охвата детей, с ограниченными возможностями здоровья, дошкольным образованием. Дети-инвалиды, с проблемами зрения, из республики обучаются в Алтайском крае (из-за отсутствия в регионе такого вида образовательного учреждения). Многие социальные объекты республики остаются недоступными и неприспособленными для детей-инвалидов (не оборудованы удобными пандусами, поручнями, звонками вызова и т.д.). Общественный транспорт не адаптирован для детей-инвалидов, имеющих трудности в передвижении. Из-за отсутствия социального транспорта, данная категория детей из труднодоступных районов не имеет возможности получать необходимые образовательные, медицинские услуги.
В решении по обсуждаемому вопросу депутаты рекомендовали Правительству Республики Алтай:
-рассмотреть исполнение подпрограммы «Доступная среда» государственной программы РА «Обеспечение социальной защищенности и занятости населения» в части повышения доступности и качества образовательной услуги для детей-инвалидов;
-продолжить работу по решению финансового обеспечения строительства новых детских садов и введения дополнительных мест в дошкольных учреждениях Республики Алтай;
-обеспечить надомное обучение детей-инвалидов дошкольного возраста;
-рассмотреть вопрос о доставке детей-инвалидов к общеобразовательным организациям;
-осуществлять подготовку и эффективно использовать имеющиеся кадры специалистов по работе с детьми, имеющими функциональные нарушения;
-в качестве эксперимента, создать площадку для практики адаптации детей-инвалидов в детские коллективы дошкольных и средних учебных заведений.
Общественной палате Республики Алтай депутаты посоветовали привлекать внимание широкой общественности к нуждам людей, с инвалидностью.
В целях контроля за исполнением принятого постановления, решено вернуться к рассмотрению обсуждаемого вопроса осенью 2015 года.
В завершение, депутаты поддержали три законодательные инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)