Печать

c_200_250_16777215_00_images_stories_2017_deputaty_vkthab.jpgВ Государственное Собрание-Эл Курултай поступают вопросы, касающиеся грядущих изменений в избирательном законодательстве Республики Алтай.

За разъяснениями мы обратились к председателю Комитета Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по местному самоуправлению и правопорядку ВикторуХабарову.

-Виктор Иванович, в некоторых СМИ появилась информация о серьезных изменениях избирательного законодательства, в преддверии выборов депутатов Республики Алтай, которые будут проходить в сентябре этого года. Насколько существенны вносимые изменения?

-Действительно, проект закона Республики Алтай, согласно которому предлагается избирать 11 депутатов Республики Алтай, по пропорциональной системе, т.е. по партийным спискам, а 30 депутатов-по одномандатным округам, разработан и внесен в Парламент.

В целях избрания депутатов по партийным спискам, предлагается создать 10 территориальных групп, а в каждую из них включить территории трех одномандатных округов.

-Какова была необходимость перехода к такой системе выборов на предстоящих выборах.

-Чтобы ответить на этот вопрос, хотелось бы немного углубиться в историю. Я несколько раз избирался по одномандатному округу, поэтому могу сравнить различные системы избрания депутатов, прежде всего, с точки зрения эффективности взаимодействия депутатов со своими избирателями. Ведь основной функцией любого депутата является представление интересов своих избирателей.

В первых трех созывах Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай все депутаты избирались по одномандатным округам. Затем, был принят Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором было установлено, что, при выборах в региональные парламенты, не менее половины депутатов (от 50% до 100%) должны избираться по партийным спискам, остальные депутаты должны избираться по одномандатным и (или) многомандатным округам.

При подготовке к выборам депутатов Республики Алтай 4 созыва, были предложения перейти полностью на пропорциональную систему выборов депутатов, но депутаты третьего созыва решили, что необходимо, максимально, в рамках, разрешенных нам федеральным законодательством, оставить прежнюю, хорошо зарекомендовавшую себя, одномандатную систему. Поэтому в 2006 году по партийным спискам был избран 21 депутат, а по одномандатным-20 депутатов. Партийные списки кандидатов разбивались на 4 региональные группы.

Практика работы депутатского корпуса в 4 созыве показала необходимость изменения количества региональных групп. Избиратели знали своих депутатов «одномандатников», но мало кто из них знал тех депутатов, что избраны были по партийным спискам, что ухудшало обратную связь депутатов с избирателями, поэтому на выборах 5 созыва депутатов количество региональных групп достигло 7.
Этого оказалось недостаточно, и для того, чтобы максимально приблизить депутатов «списочников» к избирателям на выборах депутатов 6 созыва в 2014 году количество территориальных групп «списочников» стало равно количеству одномандатных округов, т.е.-20, при этом, границы территориальных групп и их порядковые номера совпадали с границами и номерами одномандатных округов.

Система, когда депутат, избираемый по партийным спискам и депутат, избираемый по одномандатному округу, идут вместе, начиная с избирательной компании и, в дальнейшем, работая в Парламенте, себя показала хорошо. Избиратели знают не только своего депутата «одномандатника», но и своего депутата «списочника», что позволяет, при возникновении проблемы, обратиться к любому из них.

Жизнь не стоит на месте. Практика работы Государственной Думы Российской Федерации и региональных парламентов показала, что уменьшение или исключение роли депутатов «одномандатников» в законодательных органах-ошибочно. Государственная Дума Российской Федерации вернулась к прежней системе избрания депутатов, половина-по партийным спискам, половина-по одномандатным округам, а в конце 2013 года субъектам Российской Федерации дано право увеличить количество депутатов «одномандатников», при этом, депутаты «списочники» должны составлять не менее 25% от установленного количества депутатов.

В Парламенте республики прорабатывался вопрос о том, чтобы воспользоваться указанным правом на выборах 6 созыва депутатов в 2014 году, но поскольку правовая база для проведения выборов была, практически сформирована, с этой идеей было решено повременить и вернуться к следующим выборам.

-Виктор Иванович, в статьях некоторых СМИ утверждается, что увеличение процента депутатов «одномандатников» приведет к снижению роли политических партий в региональных парламентах.

-Наоборот, роль политических партий возрастет и, в первую очередь, среди избирателей.

Депутаты-«списочники» и депутаты-«одномандатники», которых на выборах поддержала политическая партия, входят в соответствующую фракцию Парламента, на равноправной основе.

Также хочу отметить, что политическая партия «Единая Россия» уделяет одинаковое внимание своим кандидатам в депутаты как «списочникам» так и «одномандатникам». Итоги выборов это подтверждают. Если в 2010 году было 14 депутатов-«одномандатников», прошедших в Парламент, при поддержке партии «Единая Россия», то в 2014 году таких депутатов было уже 17.

3 депутата-«одномандатника», выигравших выборы с 2014 году, были самовыдвиженцы. Ни одного представителя других партий в Парламент по одномандатным округам не прошло. Из этого следует, что остальные политические партии сосредоточились, в основном, на выборах по партийным спискам и стали уделять мало внимания одномандатным округам, зачастую формально, подбирая кандидатов в депутаты. Одним словом, начался процесс отдаления от избирателей и предпочтение общаться с избирателями партийными лозунгами, зачастую, имеющими слабое отношение к реальной жизни.

Политические партии постоянно должны работать с избирателями и знать их проблемы, но о существовании некоторых партий избиратели узнают, только во время проведения выборов.

Предлагаемое увеличение числа депутатов-«одномандатников», при одновременном сокращении депутатов-«списочников», сподвигнет, на мой взгляд, партии уделять больше внимания избирателям.

Политическая партия будет особое внимание уделять своему кандидату в каждом одномандатном округе, выдвигая человека, хорошо знакомого избирателям, пользующегося у них уважением, который, по складу своего характера, сможет эффективно осуществлять представление интересов своих избирателей.

В конечном итоге, авторитет избирателей к политической партии будет складываться из авторитета к ее представителям в Парламенте.

(пресс-служба ГС-ЭК РА)

Просмотров: 631