Печать

На этот раз гость нашей рубрики депутат Республики Алтай, председатель Комитета по аграрной политике, природопользованию и развитию села Государственного Собрания – Эл Курултай РА В.Л. ЯНЫКАНОВ. В парламенте республики он представляет избирателей Чемальского одномандатного округа. Является членом «Единой России» и входит в состав партийной фракции.
Срок полномочий депутатского корпуса пятого созыва к настоящему времени перевалил уже за половину, и вместе с Виктором Леонидовичем мы попытались подвести некоторые промежуточные итоги парламентской деятельности за прошедший двухлетний период.

- Виктор Леонидович, вы опытный специалист-аграрий, сумели организовать крепкое сельскохозяйственное предприятие. Сегодня у вас высокая депутатская должность. В какой момент жизни вы пришли к мнению, что можете сделать ещё больше и нужно пойти на выборы?
c_200_150_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_viktyan.jpg- Помимо того что в настоящее время являюсь депутатом республики, непосредственный опыт работы в законодательном органе у меня был и раньше. Ещё в советский период я был избран депутатом Верховного Совета Горно-Алтайской ССР и, таким образом, участвовал в создании Республики Алтай. В то время, когда Чемальский район не был самостоятельным муниципальным образованием, являлся депутатом Шебалинского районного совета. После того, как было принято решение об образовании Чемальского района, меня избрали в новый райсовет.  Замечу, всё это происходило до наступления эпохи современной России. Из комсомола я ушел в бизнес, создал сельхозпредприятие. Позднее земляки неоднократно предлагали снова пойти в депутаты, но отказывался, потому что организация работы в хозяйстве отнимала много времени и сил.
Однако политическая ситуация на этапе становления республики и России, как мы все помним, складывалась неоднозначно, судьба моей малой родины, которая, как говорится, вскормила и воспитала,  мне была далеко не безразлична, кроме того, я всегда интересовался вопросами аграрного сектора, и это  главным, что побудило все же согласиться и участвовать в выборах.
Уверенность придало и то, что хозяйство за годы работы постепенно окрепло, появилась надежная замена мне как руководителю. Ведь большинство сотрудников, а это механизаторы, чабаны, доярки и другие работники, пришли в хозяйство более чем десять лет назад. Все они прежде работали в колхозах и совхозах, где действовал принцип: все общее, государственное, который чаще воспринимался как «ничье», «не наше». Поначалу было сложно изменить их отношение к труду. Но со временем появилась ответственность. Теперь они могут самостоятельно работать, у них есть и материальная заинтересованность, одним словом, на деле ощутили роль частного бизнеса и результат своих вложений. Я почувствовал, что могу заняться другими направлениями, поэтому без страха оставил хозяйство и, находясь вот уже два года в составе депутатского корпуса республики, полностью уверен: наше хозяйство продолжает развиваться. Между тем ведь немало примеров, когда уход руководителя приводит к угасанию, развалу предприятия.

- Изменились ли ваши настроения за двухлетний  период работы в республиканском законодательном органе? Может быть, ожидали одно, а получили другое, или вообще другие мысли родились?
- Внутреннюю деятельность парламента, конечно, представлял по-другому. Совершенно сознательно хотел стать депутатом, но совсем не претендовал на должность председателя комитета. Отмечу, что у одномандатников ответственность перед избирателями всегда выше. Участвую по возможности во всех встречах, сессиях и других мероприятиях, которые проходят в моем округе.
Работа в комитете не менее напряженная и интересная. Как новая форма общения, она позволяет сравнивать опыт на разных уровнях, проехал все районы, побывал во многих хозяйствах: везде есть с кем поделиться достигнутым, у кого что перенять.

- Какие проекты можно выделить как наиболее значимые, в разработке которых вы принимали участие на протяжении этих двух лет?
- На встречах в муниципальных образованиях часто задают вопросы, касающиеся земельных отношений. В большинстве это отголоски наших ошибок, допущенных в период приватизации, когда повсеместно начали распродаваться участки, скот, техника, доставшиеся по паям. Подобная ситуация складывалась  и в Чемальском районе. У меня всегда было твердое мнение: продавать землю нельзя.   Тем не менее  - я стопроцентно за то, чтобы в аграрном секторе работал частный бизнес. Ведь в этом случае появляется прямая заинтересованность у людей, они трудятся с большей отдачей, увеличивают поголовье, да в целом объем капвложений растет. Наглядным примером служит сегодняшняя обстановка в усть-канских хозяйствах. Район по реализации валовой продукции вышел в лидеры – и все потому, что успешно работает частный сектор.
Теперь касательно законопроектов: вносить поправки в действующие законы сложно. В этом мне помогает практика, которую я получил в сельской местности. Так, довольно легко было в урегулировании ветеринарного вопроса.  В региональном бюджете не хватало денег на оказание услуг, и затраты ложились на плечи населения, тогда как вакцинация домашнего скота в личных подворьях -  функциональная обязанность государства в рамках продовольственной программы, в этой части принимает участие и  бюджет субъекта в виде софинансирования. В итоге мы смогли отстоять позицию и добиться финансового обеспечения. 
Вот другой пример. Сейчас, считаю, пошла на спад социальная напряженность по решению земельного вопроса, по крайней мере нет той остроты, что была у нас в республике ещё несколько лет назад.  
Выработан механизм передачи участков, он понятен населению, а главное - люди чувствуют свою выгоду. По личным подсобным хозяйствам мы сделали ряд поправок в действующем законодательстве.
На встречах в сельских поселениях всегда просим глав муниципалитетов учитывать социальную составляющую и иметь в запасе землю для выделения гражданам, не получившим её, хотя тоже понимаем, что этот ресурс в настоящее время ограничен.

- Какую работу ведет ваш комитет по контролю за, так скажем, целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения?
- Это на сегодня - одна из основных проблем. Нормативные документы республиканского уровня позволяют составить акт в случае, если установлено, что правообладатель сельхозземли использует её не по назначению или вообще не ведет на ней никаких работ. Если ситуация не меняется в течение трех последующих лет, то контрольная процедура  должна повториться, а земля - изыматься из оборота её владельца или арендатора. Но на настоящий момент подобных примеров у нас в республике при всем том, что такая картина наблюдается повсеместно, ещё не было.
- Часто на сельхозугодьях, пастбищах размещаются туробъекты, при этом перевод земель документально не проведен в категорию рекреационного типа. Мы понимаем, что арендные и налоговые ставки должны отличаться. Как здесь обстоят дела?
- Это тоже наша проблема. На данную тему был проведен «круглый стол».  Между тем мы не консерваторы, аграрный комитет нисколько не настаивает на том, чтобы держать и никому не давать свободные земли, они должны не пустовать, а использоваться для рекреационных целей, принося больше налогов и других сборов в муниципалитет. Мы должны вести особый контроль, чтобы такие земли не уходили потоком и не переводились под рекреацию. Каждую ситуацию необходимо изучить и в первую очередь - помочь крестьянам. Может кто-то возьмет землю в аренду, начнет работать и будет  производить сельхозпродукцию. Когда нет претендентов для развития сельского хозяйства на этом участке, то мы не против  отдать его под туризм.
На сегодня этот процесс несколько стихийный, регулировать его – задача муниципальных образований. Бывает обидно, когда видишь, что на хороших ровных полях красуются особняки, но ещё раз подчеркну: земля должна работать, в какой форме – другой вопрос.
Отрадно, что шаг за шагом мы постепенно вводим в правовое поле такие понятия, как развитие сельского  и «зеленого» туризма,  возведение объектов капитального строительства на сельхозземлях и другие.

- В ведении комитета находятся и общие вопросы развития села, его инфраструктуры. Что сегодня можно сказать о предоставлении участков для льготной категории граждан в сельской местности?
- Этот процесс осложняется вопросами расширения границ сельских поселений. Практически все населенные пункты окружены паевыми землями, которые тоже нет возможности держать, поэтому осуществляется их перевод в другие категории. На встречах в селах мы объясняем, что делать это нужно сейчас, поскольку численность жителей растет, всем нужно строиться. Если у прилегающей к населенному пункту паевой земли появился правообладатель, но он ещё не успел оформить её в собственность, то по возможности следует предложить ему другой участок, а если она в собственности – вести переговоры и выкупать.

- Республика в последние годы всё чаще участвует в федеральных сельскохозяйственных программах, растут и объемы целевого финансирования. Насколько удается достигать намеченных планов в этом направлении?
- Одним из больших плюсов деятельности парламента в новом созыве за двухлетний период я бы как раз назвал работу по бюджету, в которой активнейшее участие принимают депутаты-аграрии. На сегодня важно, чтобы каждый вложенный бюджетный рубль имел отдачу, давал эффект. Поэтому для более тщательного изучения и составления расходных частей бюджета в практику  вошло создание депутатских групп. В этом плане считаю достижением, что именно грамотный подход всех заинтересованных ведомств и депутатского корпуса впервые позволил хозяйствам республики в этом году выйти из зимовки без кредиторской задолженности. Что такое зимовка для фермера? Это важнейшее мероприятие, огромные физические и финансовые затраты, от которых зависит завтрашний день.
Вы правильно заметили: год от года наша республика  увереннее участвует в федеральных целевых программах по развитию сельского хозяйства. Они направлены на развитие и поддержку в первую очередь сельского труженика, на то, чтобы люди не покидали деревень, чувствовали заботу со стороны государства, понимали: престиж профессии, допустим чабана, механизатора, растет. Ведь в настоящее время большая проблема найти подготовленного специалиста!
Мы получаем много федеральных денег на развитие села, но тратим их, надо признаться, как-то не совсем правильно. Что имеется в виду? Вот, например, вопрос: почему водопроводы в районном центре строятся за счет программ сельского хозяйства? Я представляю избирателей Чемальского района, поэтому скажу: водопроводы нужно возводить в Бешпельтире, Куюсе, Ороктое для того, чтобы люди не уезжали, развивалось производство.
Мое мнение, наверное, вызовет критику, тем не менее при формировании бюджета на 2013 год аграрный комитет будет обязательно учитывать эти нюансы. То же самое касается программы по поддержке сельских специалистов:  проанализировав, кому мы помогаем, видно, что все деньги остаются в райцентре и в списках отсутствуют представители наших профессий.
При формировании и реализации программы развития села в 2013 году мы будем тщательно изучать вопрос о возможном субсидировании или иной финансовой помощи при строительстве индивидуального жилья в сельской местности. В настоящее время воплощается проект, который предусматривает участие в равных долях федерального и республиканского бюджета, а также средств самого застройщика. При стоимости объекта, к примеру, один миллион рублей далеко не каждому фермеру или владельцу ЛПХ под силу оплатить первоначальный взнос в размере 30%, а ведь только после этого открывается софинансирование. Над этим нужно ещё думать.

- Приятно осознавать, что заботы села волнуют не только их жителей.
Виктор Леонидович, 25 апреля состоялось знаменательное событие в вашей жизни – вам исполнилось 50 лет. С прошедшим днем рождения вас, здоровья и всех благ. Скажите, по-вашему, юбилей - это повод переоценить то, что сделали и планируете сделать?
- Спасибо за поздравления. Да, с возрастом на многие вещи стал смотреть по-другому, «приземлился» как-то что ли. В молодости характер был немного другой, резче, но иначе, наверное,  не справился бы с задуманным. Все давалось с борьбой. Всегда с интересом отстаивал свою позицию, свое мнение. Сейчас больше задумываюсь о людях, земле, местных традициях. В прошлом году стал дедом. Безксловно, это тоже повлияло на мировосприятие.
В настоящий момент старюсь сделать так, чтобы всему населению республики, а особенно моей малой родины, которая, как говорится, вскормила, воспитала, дала знания, жилось лучше, легче. Вот в последнее время плотно занялись обеспечением сотовой связью. Сейчас она появилась в Бешпельтире, работаем по Эдигану, там и обычной телефонной связи прежде никогда не было. Этим вопросом сам плотно занимаюсь.

- Что больше всего цените в людях?
- Я не приемлю предательства, приходилось с этим сталкиваться и в комсомоле, и в бизнесе, и в политике. Больше всего ценю дружбу, доброжелательность, честность. Поскольку я человек партийный, то такие понятия, как команда, партийная дисциплина, тоже имеют свое значение.

- Какие ощущения появляются у вас, когда вы обязаны выполнять командные решения, особенно те, которые расходятся с вашим личным мнением?
-  Конечно, бывает, что моя позиция по тому или иному вопросу отличается от большинства, порой даже не знаешь как поступить, консультируешься, собираешь информацию, доказываешь правоту.  Но работа в команде как раз обязывает прислушиваться к общим решениям, в целом это помогает достичь определенной цели, которую ставит партия, фракция.

- Все ли вас устраивает в том, что делают ваши коллеги по депутатскому корпусу? Если нет, то что вы хотели бы в них видеть?
- Все они, естественно, разные, все работают в меру своих сил. Нас объединяет борьба, которую мы ведем за улучшение благосостояния нашего народа. Иногда жалко и обидно от того, что чья-то энергия тратится совсем не на те вещи и проявляются личные корыстные цели. Мне импонирует качественный состав аграрного комитета, все очень заинтересованные личности на результате общего труда.
Как показала практика, при формировании бюджета нередко встают частные вопросы, которые звучат от имени избирателей какого-то округа, но все их в одночасье решить невозможно. Депутаты поняли: бюджет – это общий котел, сегодня мы можем сделать одно, а завтра - другое, не распыляясь на все сразу по мелочам.

- В чем, по-вашему, ещё не исчерпан до конца ресурс парламента пятого созыва?
- Есть потенциал по работе над доходной частью. В каждом районе нужно прилагать все силы для работы в этом направлении. И хорошо то, что это понимают уже все.

- Чем вы больше всего дорожите в своей семье?
- Старший сын получил образование, работает в хозяйстве, младший – студент.
Я твердо убежден: мы никогда не должны забывать родную землю, тех, кто нас воспитал, дом, где мы выросли. Моя мама вырастила восьмерых сыновей, я – третий в семье. Сейчас она живет в Ороктое. Хоть и говорит, что ей ничего не надо, мы во всем помогаем. У неё в доме - водопровод, санузел, стиральная машина-автомат. За все труды, за то, что она вырастила и воспитала детей, хозяйство ежемесячно выплачивает ей специальную пенсию. Меня все спрашивают: «У тебя так много братьев. Как вы все ладите друг с другом?». Жить дружно нас научила мама, это чувство мы всегда храним. Глядя на нас, радуется и она.
Наверное, это дело каждого - позаботиться о родителях: как мы относимся к ним, так наши дети будут относиться и к нам.

 

 

Просмотров: 1391