Печать

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_pervyi_siezd_vystuplenia_ekeeva.jpgВыступление депутата Республики Алтай Натальи Екеевой на первом Съезде депутатов Республики Алтай всех уровней.

Истоки парламентаризма в Горном Алтае были заложены еще Алтайской Горной Думой (июнь 1917г.-март 1918г.). В целом в становлении парламентаризма можно выделить следующие основные вехи: областной Совет (1923-1991г.г.), Верховный совет республики (1991-1993г.г.) и с 1993 года по настоящее время - Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай. Каждый из этих выборных органов народовластия сыграл свою роль в политической судьбе региона, в решении важнейших вопросов жизни народов Горного Алтая.

В результате деятельности депутатов нескольких созывов была сформирована законодательная база, которая позволяет вместе с федеральными правовыми актами осуществлять регулирование важных сфер общественных отношений с учетом перспектив развития Республики Алтай. Можно уверенно сказать, что правовое поле нашей республики гармонично и согласованно вплетено в правовое пространство Российской Федерации, оставаясь его составной и неотъемлемой частью.

Сегодня в практике Государственного Собрания-Эл Курултай РА широко используются разные формы работы: парламентские слушания, дни депутата в муниципальных образованиях, участие республиканских депутатов в работе сессий муниципального и сельского уровней. Мне же хотелось в своем выступлении остановиться на анализе таких форм работы, как различные общественно-политические мероприятия, научно-практические конференции и круглые столы по наиболее актуальным вопросам современности.

Почему, на наш взгляд, это важно? Во-первых, они свидетельствуют о качественно новом этапе в истории нашего парламента. Во-вторых, они позволяют определить стратегию будущего через осмысление происходящих в обществе процессов. В-третьих, мы пока еще не можем до конца осмыслить их значение, часто слышим: зачем вообще нужны эти конференции и круглые столы.

Поэтому сегодня на Съезде важно не только оперативно определить направления, которые требуют необходимого правового регулирования, не только обсудить существующие проблемы и принять конкретные решения. Сегодня важно понять, что парламент РА есть механизм осмысления происходящих процессов.
В подтверждение выше изложенного позвольте напомнить вам общеизвестные факты.

Первое. В течение двух лет Парламент республики проводил большую работу на региональном и федеральном уровнях в рамках подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 года: консультации в институте этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, рабочие встречи в Росстате, рассмотрение вопроса на заседании Президиума ГС-ЭК РА, подготовка совместно с институтом алтаистики научного обоснования единства алтайского этноса. Была проведена научно-практическая конференция «Единство этнического многообразия–основа устойчивого развития Республики Алтай» (2009г.), итогом которой стало признание алтайского народа  единым целым, несмотря на его этническое разнообразие. Результаты переписи  2010 года, несомненно, имеют принципиальное значение для нашей республики, как в социально-экономическом, так и в политическом плане.

Второе. Проведение совместно с Правительством РА научно-практических конференций, посвященных 20-летию со дня образования РА (3 июля 2011 года), 90-летию Ойротской автономной области и 15-летию Конституции РА «От кочевой государственности к автономии и республике» (1 июня 2012 года), которые играют очень важную роль в укреплении российской государственности, позволяют дать ответ на вопрос: нужны или нет национальные образования в составе РФ (особенно в свете последней инициативы М.Прохорова).

В связи с этим хотелось бы процитировать В.Тишкова, директора института этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая РАН: «Деление нашей Федерации–данность не только историческая, которую мы унаследовали от Советского Союза, но и данность нашей Конституции, которая устанавливает федерализм с элементами этнической ассиметрии, т.е., помимо обычных субъектов в Федерации существуют еще территориальные автономии в виде республик, автономных округов и одной автономной области… всякий демонтаж этих вещей–это просто безответственная политическая спекуляция» (8 ноября 2012 года).

Третье. О поправках к проекту ФЗ №121965-6 «Об образовании в Российской Федерации». Этот системообразующий закон, который затрагивает практически каждого жителя нашей страны, не менялся с 1993 года. Он широко обсуждался в течение двух последних лет, было высказано много критических замечаний. В течение всего этого времени шла активная работа с данным документом в нашем парламенте. И.И.Белеков, Председатель ГС–ЭК РА выступил на Парламентских слушаниях в ГД РФ «О проекте закона ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (9 февраля 2011 года), где изложил некоторые аспекты в существующих сегодня проблемах законодательного обеспечения общеобразовательного процесса на примере нашей республики. Была высказана важная позиция по определению понятия, функций и целей содержания национально-регионального аспекта государственно-образовательного стандарта.

Отмечено, что упущение в 2007 году национально-регионального аспекта (изучение родного языка и литературы, истории, географии родного края, обычаев, традиций и т.д.) и размытое нововведенное определение этой важной составляющей привнесет противоречие в федеративное устройство нашего государства. Было предложено принять законодательный акт по развитию и сохранению национально-региональных особенностей, ориентированных на духовную культуру личности в ее конкретно историческом выражении, как условие воспроизводства этнокультурных и исторических корней личности и ее гражданской активности, патриотического воспитания российского человека в современном общецивилизационном процессе.

Также была озвучена проблема малокомплектной школы, что особенно важно для нашей республики, и необходимость ее сохранения как основного очага образования и культуры на селе.

Двадцать третья сессия ГС-ЭК РА пятого созыва (9 ноября 2012 года) единогласно приняла поправки. Основная суть этих поправок следующая. Образование–это не услуга, а государственная политика. Школа не должна терять воспитательных функций, превращаясь в организацию по оказанию образовательных услуг. Обращение ученика в потребителя услуг, учителя в продавца, родителя в плательщика может ухудшить ситуацию. Учитель выполняет важную государственную функцию, следовательно, государство финансово и организационно обеспечивает выполнение этой функции. Заработная плата учителя не должна определяться уровнем средней заработной платы в экономике региона (в РА–14тыс., где-то, 30тыс. или 10тыс. и т.д.). Парламентом предложено придать статус педагогических работников психологам, логопедам, сурдологам, дефектологам и социальным педагогам. Всего было внесено 18 поправок, что, на наш взгляд, свидетельствует о зрелости и профессионализма наших депутатов, нашего парламента.

Четвертое. О проекте стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Документ очень важный для такой многонациональной страны как Россия. Правовой базой проекта стратегии государственной национальной политики Российской Федерации является указ Президента РФ от 7 апреля 2012 года, в котором указано, что к 1 декабря 2012 года стратегия должна быть готова. За пять месяцев рабочая группа Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям подготовила проект и с 27 сентября в течение месяца было предложено всем регионам ее обсудить. Рабочая группа, созданная ГС-ЭК РА, подготовила свои предложения.

В целом, рабочая группа отметила, что отдельные положения стратегии носят декларативный характер, имеются противоречия. Основные ее положения не базируются на федеративном устройстве России, что закреплено Конституцией РФ. В общих положениях лишь оговаривается, что государственная национальная политика «учитывает федеративное устройство Российской Федерации» (п.4). В проекте нет ни слова о субъектах национальной политики – национальных республиках и автономных округах. А федерализм и культурно-национальная автономия–это совершенно разный подход в решении национального вопроса.

Думается, работа по определению стратегии государственной национальной политики Российской Федерации будет депутатами продолжена и станет одним из приоритетов в деятельности парламента.

Даже такой краткий обзор (этот перечень можно продолжать) позволяет сделать следующий вывод – через осмысление концептуально важных, базовых вопросов современности, через поиск результативных механизмов разрешения существующих проблем, через прогноз и оценку принимаемых решений, учет общественного мнения парламент РА становится серьезным фактором стабилизации и консолидации общества.  

Наша республика имеет все необходимое для построения благополучной жизни: богатейшие природные ресурсы, долгосрочные стратегические планы развития, стабильную социальную ситуацию, положительную динамику естественного прироста, достаточно высокий образовательный уровень населения, древнейшую историю, традиции. Темп происходящих в республике преобразований требует от нас предельной мобилизации и консолидации.

В конечном счете, мы все–каждый руководитель, каждый депутат, каждый отдельно взятый человек в ответе за то, что происходит в нашем общем доме, в нашей республике, в нашей стране.