Печать

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_news_image002.jpg

Изыскания на Улалинском палеолитическом месторождении проводились известным ученым, академиком Алексеем Окладниковым. Это месторождение расположено на левом берегу речки Улалушки под старым городским кладбищем. В результате раскопок рыхлых глинистых отложений Улалинского холма академиком Окладниковым собрана коллекция камней, квалифицированных как примитивные изделия первобытного человека из желтого кварцита, который в изобилии находится на берегу реки.

Сенсационная находка археологов в течение десятилетий прославляла Горно-Алтайск в научном мире. Однако, сейчас это открытие рядом ученых оспаривается, получив оценку, как одна из грандиозных мистификаций 20 века. Речь идет как о вопросах в области научного приоритета академика Окладникова по открытию каменных орудий, так и вообще о том, можно ли относить эту коллекцию к изделиям первобытного человека.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_news_p6270377.jpg Сам Алексей Окладников в книге «Открытие Сибири» так описывал свое открытие: «…И вряд ли кому приходило в голову, что здесь же, рядом с парком, где стоит памятник Ленину, неподалеку от кинотеатра и краеведческого музея, на склоне высокого холма, у старинного кладбища могут быть обнаружены следы нашего далекого предка…

В 1961 году во время краеведческой конференции чутье охотника за первобытным человеком привело меня и этнографа Е.Тощакову к этому холму, заставило перейти маленькую горную речку Улалинку и подняться по крутому склону, усеянному камнями. В осыпи из желтой глинистой толщи рыхлых отложений выступали скатанные водой, булыжники светло-желтого кварцита, торчали остроугольные глыбы темно-серого известняка. В этих «диких» камнях не было ничего такого, что напоминало бы хорошо знакомые каменные изделия древнего человека. И все же мой взгляд остановился на одном из булыжников…. Да ведь это то, к чему я стремился, чего так жадно и так напрженно искал мой взор!...

Именно так выглядит поверхность камня, намеренно расколотого рукой древнего, человека, человека каменного века. Поверхность раскола резко отличалась от необработанной части булыжника, гладко отшлифованной водой и песком, такой же, как у всех остальных, булыжников из осыпи.…

И вот камень лежал: на ладони, еще покрытый желтой липкой глиной, шершавый и холодный, как лед. Но уже чувствовалось в нем тепло той человеческой руки, которая впервые дерзко вмешалась в тысячелетний ход природных процессов, дала ему новую жизнь, сделала его не просто камнем, а артефактом, носителем нового качества, которое дано обществом.

Самые ранние известные науке каменные орудия первобытного человека найдены в далекой от нас Африке, затем их обнаружили в Западной и Восточной Европе, наконец на юге Азии, в Индонезии. И все они представляют собой такие же, как на Улалинке, булыжники, лишь частично обработанные грубой оббивкой. Половина или даже две трети такого камня сохраняет первоначальную галечную поверхность, корку. Она снята только на рабочем конце орудия, на самом его лезвии.

… Когда же начались раскопки Улалинского холма в г.Горно- Алтайске, в наших руках оказались уже не единичные обработанные камни, а целые десятки и даже сотни (более 600 таких галечных первоорудий!)...

Когда же трудились безвестные мастера на Улалинском высоком холме, какой животный и растительный мир открывался с него в далекие времена?

Судя по примитивности техники обработки камня и по грубости самих орудий, они были изготовлены в подлинно первобытные времена, когда на земле еще жил хорошо известный каждому образованному человеку яванский питекантроп, обезьяночеловек прямоходящий, а также другие, близкие к нему по уровню развития наши предки. Такие, которых принято называть архантропами. В те отдаленнейшие времена на земле не было еще даже неандертальцев, палеантропов. Естественно, что, когда произвели первые систематические раскопки на Улалинке и встал вопрос о древности столь необычных находок, одних археологических наблюдений оказалось мало. Нужно было привлечь на помощь геологов.

И столь же естественным образом мнения геологов в оценке условий этой находки и ее возраста разошлись. Одни из них, ссылаясь на относительно небольшую высоту холма, высказали мнение, что стойбищу-каменоломне не более 40 тысяч лет. Другие же, напротив, дали Улалинке возраст в пределах среднего плейстоцена I или даже ранее, то есть около 300–400 тысяч лет и даже старше.

Наконец, специальный консилиум из ведущих геологов-четвертичников Сибирского отделения Академии наук СССР пришел к выводу, что находкам не менее 150–200 тысяч лет. Следовательно, можно было думать, что первобытные улалинцы жили скорее всего где-то в промежутке между двумя большими оледенениями, в межледниковое риссвюрмское время.
Историкам Сибири было от чего испытать волнение: самые ран- ние, известные до сих пор остатки человеческой деятельности в Сибири имели возраст не более 25 тысяч лет. Теперь же сроки обитаемости сибирской земли удлинены в 10 раз!…

Весной 1976 года в г.Омске торжественно отмечали столетний юбилей Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. После лекции о новых открытиях в области сибирской археологии ко мне подошел уже не молодой, но энергичный человек с истинно джентльменскими манерами и отрекомендовался: профессор Рагозин из Тюменского университета.…
Первое, что он сказал, было: «Вашим находкам на Улалинке не сто тысяч лет».

Можно было ожидать, что он скажет: «Много меньше!» В самом деле нелегко привыкнуть к мысли о том, что человек появился в Сибири, на Алтае, даже не сорок, а сто тысяч лет назад!
Но Рагозин четко и твердо произнес: «Много больше! Вплоть до миллиона, если не более!»…
И вот мы снова, на этот раз вместе с Рагозиным стоим на нашем холме у расчищенного стратиграфического разреза. Вверху лежит слой черноземовидной почвы — знаменитый плодородный слой азиатской целины. Под ним столь привычная нам лессовидная толща, а в ней позднепалеолитические находки. Тоже привычные: всего лишь несколько отщепов…

Под глинистой толщей, в самом ее основании, явно погруженные в желтую золотистую глинистую породу, залегали кварцитовые гальки, в том числе обработанные человеком! Золотисто-желтая глина—вот он, ключ к решению проблемы о возрасте улалинских каменных орудий….

Подводя итог изысканиям на Улалинке, Рагозин сделал, говоря его собственными словами, окончательный вывод из предпринятого «экзамена» Улалинского местонахождения каменных изделий. Новые данные позволяют точно установить верхнюю стратиграфическую границу Улалинской стоянки по перекрывающему слою золотисто-желтых пластичных «кочковских» глин и определить ее возраст древнее 300 тысяч лет. Нижняя возрастная граница остается пока открытой, неопределенной. Без дополнительных исследований трудно решить, к каким именно горизонтам кочковской свиты относятся улалинскне галечные орудия. ….»

Сегодня на месте стоянки первобытного человека открыт экскурсионный объект. Организаторами данного объекта являются ООО «Алтай-Инфо», Информационный центр по туризму и администрация г.Горно-Алтайска.
На экскурсионном объекте опытными экскурсоводами проводится экскурсия по Улалинской стоянке, рядом находится национальная юрта с экспонатами раскопок, сувенирами, картами и книжными изданиями.

Туристы получат информацию о находках и уникальности Улалинской стоянки, а также могут приобрести желаемый сувенир с природных парков Горного Алтая и получить информацию об алтайском быте, обрядах.

(По материалам Комитета по делам архивов Республики Алтай)