Печать

c_300_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgПредседатель Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай по образованию, молодежной политике, спорту, культуре, СМИ и общественным объединениям Вячеслав Уханов принял участие в парламентских слушаниях, которые прошли в Государственной Думе РФ.

На встрече с педагогической общественностью обсуждался проект нового федерального закона "Об образовании". Эти парламентские слушания завершают обсуждение третьей редакции текста законопроекта.

О чем шел разговор, какие мнения были озвучены? Об этом нам рассказывает В.Уханов.
-Общественные парламентские слушания проводились по проекту закона «Об образовании», который был разработан в 2009 году. В обществе он вызвал неоднозначную реакцию. Было озвучено очень много предложений и замечаний.

В ноябре 2010 года законопроект вынесли на утверждение, но в соответствии с поручением Президента РФ Д.Медведева он был отклонен от принятия. Было принято решение провести общественные слушания. С этой целью 1 декабря 2010 года он был размещен на специальном сайте сети Интернет. Также была создана Комиссия для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта ФЗ "Об образовании РФ". В течение двух лет от общественности поступило 11 тысяч замечаний и предложений, большая часть из которых была рассмотрена и учтена. Так что не случайно, что сегодняшняя третья версия стала для широкой аудитории более доступной.

Такой неподдельный интерес к законопроекту не случаен, ведь он затрагивает интересы всех слоев населения. Изменилось время, изменилось у людей отношение к отрасли. Если раньше было актуальным высказывание: "Образование на всю жизнь", то теперь оно звучит по-иному: "Образование через всю жизнь", исходя из которого получается, что человек должен учиться всю свою сознательную жизнь.

-А как выглядит данный законопроект в сегодняшней редакции?
c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_presskonference_uhpslush.jpg-В ходе слушаний было отмечено, что по сравнению с первыми вариантами, его содержание уменьшилось на 35%. Теоретическая часть минимизировалась.

В связи с этим структура нового закона стала более четкой. Содержание правовых норм-лаконичным и ясным. Исчезла излишняя декларативность. Расширяются возможности получения бесплатного образования, обучения на родном языке. Закрепляются особенности получения образования для граждан, проявивших выдающиеся способности, и граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В числе наиболее значимых для педагогического сообщества норм выделено ряд позиций. Это, прежде всего, касается права учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования. Прописан правовой статус педагогов и директоров школ.

В законопроекте восстановлены все действующие сегодня меры социальной поддержки студенчества, которые были частично упущены в предыдущих редакциях. Расширяются возможности участия студентов в управлении образовательным учреждением, закладывается более адекватная для сегодняшнего времени модель стипендиального обеспечения студентов, основанная на наращивании размера стипендиального фонда и предоставления вузам большой самостоятельности в определении мер академической и социальной поддержки студентов. Также законодательно закрепляется средняя заработная плата учителей. Она будет приравнена к средней заработной плате в экономике региона. В ходе слушаний прозвучали такие важные предложения, как принятие единой базовой ставки для российского учительства. Но как я уже говорил, работа над законом не завершена. С регионов продолжают поступать предложения.

Окончательный вариант Госдумой РФ будет рассмотрен где-то в феврале месяце следующего года. Также вводится новая норма о том, что обучающиеся могут потребовать возмещение затрат за некачественное образование, но механизмы пока не прописаны.

-А какие замечания были озвучены к новой редакции?
-К существенным замечаниям следует отнести необходимость доработки в нем норм, регулирующих вопросы разграничения полномочий в сфере образования, осуществляемых на разных уровнях государственной власти, формирование нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, в т.ч. для малокомплектных и сельских общеобразовательных организации и т.д.

-Но, Вячеслав Николаевич, говорят, что в законопроекте упущено понятие о начальном профобразовании?
-Да, в законопроекте разработчиками предлагается исключить начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень и приступить к решению проблемы подготовки квалифицированных рабочих на уровне среднего профессионального образования, сделав его общедоступным и бесплатным. Ректор Российской Академии профессионального образования Евгений Ткаченко заявил, что законопроект нельзя принимать ни с концептуальной, ни со стратегической точек зрения.

По его мнению, на сегодняшний день в стране реальная ситуация по рабочим профессиям очень сложная. И не их вина, что нынешнее начальное профессиональное образование не соответствует современным требованиям. Сегодняшняя модель организации начального профессионального образования уже давно не отвечает к современным требованиям и не обеспечивает реальный сектор экономики необходимыми рабочими кадрами.

В Комитете Госдумы РФ по образованию создана рабочая группа по проекту закона "Об образовании", где рассматриваются самые проблемные вопросы. И судьба начального профобразования является одним из таковых. По мнению председателя комитета Государственной Думы по образованию Григория Балыхина, в законопроекте новой редакции необходимо поставить точку в дискуссии о начальном профессиональном образовании.

-А как сложится дальнейшая судьба малокомплектных школ, ведь для нашего региона они являются очень важными в системе образования, если не сказать первостепенными?
-Да, более половины школ в нашем регионе относятся к малокомплектным, естественно, для нас этот вопрос жизненно важный. Малокомплектные школы сегодня-это основной очаг образования и культуры. На селе люди не всегда имеют работу и перспективу. А школа дает надежду! Даже если детей мало, но школа работает-все равно остается надежда, что жизнь станет лучше.

Благодаря ей останавливаются такие негативные процессы, как миграция и в конечном итоге «вымирание» самого села. Если финансирование малокомплектных школ будет происходить не по нормативу, а с учетом потребностей-это, безусловно, плюс. В сегодняшнем законопроекте появилась конкретная норма: малокомплектные школы должны финансироваться по факту расходования, а не по нормативу, как это было раньше. Но критерии отнесения школ к малокомплектным, конкретно не оговариваются в законе, поэтому было предложено их доработать.

-Обсуждался ли вопрос о надбавке за ученую степень педагогам. В нашем регионе этот вопрос, кажется, до конца не отрегулирован?
-Именно по этому вопросу я общался с заместителем Министра Игорем Реморенко. Да, на сегодняшний день в новом проекте такой нормы нет. А в действующем законе есть, где оговаривается вопрос надбавки к заработной плате педагогам высших учебных заведений и профобразования. Но данная норма не во всех субъектах выполняется. По этому вопросу правоприменительная и судебная практика тоже разная. Разработчики законопроекта данное обращение взяли на заметку, и я надеюсь, что в новом базовом и интегральном законе "Об образовании" оно найдет отражение.

В заключении хочу отметить, что с принятием этого нового закона, необходимо будет внести изменения более чем в 100 федеральных законов. И все субъекты будут приводить в соответствие свое законодательство. Так что, в системе образования в предстоящие годы будет проходить достаточно активная законотворческая работа.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)