Печать

c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgВ ноябре Государственная Дума приняла в третьем и окончательном чтении закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Своим мнением о новом законе делится председатель Комитета по социальной защите и охране здоровья населения Алена Казанцева.

-Закон этот многострадальным назвать нельзя, как это случилось с законопроектом «Об образовании». Но его принятие тоже давно назрело. Поскольку с 1993 года, когда были приняты базовые законы, регулирующие эту важнейшую отрасль, в нашем обществе произошли серьезные изменения, как в экономике, так и социальной сфере.

-Алена Борисовна, чтобы мы ни говорили о новом законе, народ прежде всего хочет знать ответ на главный для него вопрос: сможет ли он получать бесплатную медицинскую помощь или она окончательно и бесповоротно коммерциализируется?
c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_deputaty_kazzdrav.jpg-Здесь могу сказать однозначно: доступ к бесплатной медицинской помощи закон сохранил. Достаточно посмотреть на введенные в него понятия «стандарт», «порядок оказания медицинской помощи», «клинический протокол решения». Совершенно не случайно на уровень органов государственной власти регионов поднимаются полномочия по оказанию первичной и скорой медицинской помощи.

Более полно рассматриваются в законе принципы социальной защиты граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет охраны здоровья детей и т.д. Раскрывается механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации.

-С чем, на Ваш взгляд, связана централизация медицинской помощи?
-Это вынужденная необходимость, я бы так сказала, поскольку в муниципальных образованиях бюджеты разные, а следовательно медицинская помощь в них оказывается не всегда одинаковая. Житель с.Мульта Усть-Коксинского района, к примеру, в случае болезни не может рассчитывать на равноценную с горно-алтайцами помощь. И дело не в квалификации медиков, а современных технологиях прежде всего, внедрение которых стоит недешево и у муниципалитетов на это просто средств не хватает.

-Алена Борисовна, при передаче из одного ведомства в другое медицинские учреждения заставят вновь получать лицензию?
-Нет, за муниципальными медицинскими учреждениями при переходе их в состав государственной системы здравоохранения сохраняется действие лицензии. Т.е., они как работали, так и дальше будут работать.

-В СМИ уже появилась негативная информация о том, что новый закон якобы не разграничивает бесплатные и платные услуги. А значит, жди уже завтра, что скорая придет тебе на помощь только при оплате определенного счета...
-Ох уж эти злые языки! В законе четко прописаны виды гарантированных бесплатных медицинских услуг. Прежде всего, это первичная медико-санитарная помощь, скорая помощь, специализированная, высокотехнологичная, а также паллиативная медицинская помощь. Скажу больше, ст.19 закона дает право пациенту не только выбрать врача и медицинское учреждение, но на профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Никто не намерен от пациента отбирать право получать консультации врачей-специалистов, облегчать боль, связанную с заболеваниями или медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами. И этот перечень можно продолжить.

Но хочу сказать, что впервые в законодательстве о здравоохранении предусмотрены не только права, но и обязанности граждан, в частности, по соблюдению режима лечения и правил поведения в медицинских организациях. Установлена обязанность граждан, страдающих опасными для окружающих заболеваниями, проходить обследование и лечение, а также заниматься профилактикой.

-Но Алена Борисовна, дыма без огня не бывает. Ведь уже сегодня в некоторых субъектах скорая медицинская помощь стала платной и народ естественно озабочен, что это станет нормой для всех.
-Отказ в оказании медицинской помощи закон в принципе не допускает, как и взимание платы за ее оказание для тех медицинских организаций, которые участвуют в реализации программы государственных гарантий. А скорая помощь как раз к этой категории относится. Кстати, бесплатными для граждан будут и замена лекарств на более дорогие в случае непереносимости назначенного препарата, предоставление индивидуальное палаты, необходимой в силу тяжести заболевания или по эпидемиологическим причинам, транспортных услуг для проведения обследования, осуществлять которое данное медицинское учреждение не может.

-Вы говорите о медицинских услугах. А не получится ли так, что при поступлении в больницу пациентам будет предложено за все не медицинские услуги произвести необходимую оплату - предоставление той же койки с постельным бельем, питание?
-Хочу сразу всех успокоить: закон устанавливает перечень услуг немедицинского характера, которые не подлежат оплате за счет личных средств граждан. Так, теперь мамочки могут с полным правом требовать койко-место и питание, ухаживая в больнице за ребенком до 4-х лет или старше 4-х лет, но только по медицинским показаниям. Согласно законопроекту за деньги могут оказываться только немедицинские услуги повышенной комфортности, не предусмотренные программой государственных гарантий, медицинская помощь иностранным гражданам, которые не имеют страховки, или российскому гражданину, непроживающему на территории РФ и незастрахованному по ОМС, а также по анонимному обращению.

-Алена Борисовна, при обсуждении законопроекта много говорилось о предоставлении пациентам права выбирать самим лечащего врача. Но с трудом верится, что это станет возможным в наших условиях. Медицинское сообщество вряд ли в этом заинтересовано, ведь может создаться ситуация, когда к одному доктору будет огромная очередь, а другого больные просто проигнорируют.
-Согласно новому законодательству, врача общей практики и медицинскую организацию гражданин действительно может выбрать, но не чаще одного раза в год. Но это относится не к узкоспециализированным специалистам, а только трех категорий врачей: врача-терепевта, участкового врача-терапевта, врача общей практики или фельдшера. И осуществляться все это будет путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя. И если гражданин не воспользовался в текущем году этим правом, то он продолжит получать первую помощь у тех врачей, у которых он обслуживался, и в тех организациях, за которыми закреплен был ранее.

-Говорят, что в законе есть статья, в которой речь идет о регулировании конфликтов, направленная на защиту прав интересов пациента. Это действительно так?
-Закон впервые закрепляет за нашими гражданами право на независимую медицинскую экспертизу. Это своеобразная форма контроля над качеством предоставляемых медицинских услуг. Данная дополнительная экспертиза позволит оценивать своевременность ее оказания, правильность примененных методов профилактики, лечения и реабилитации, и достигнутый результат.

-Алена Борисовна, не только пациенты, медики волнуются, что могут по-новому закону лишиться своих прав и в бесплатной переподготовке им будет отказано?
-Переподготовка медработников будет, как и раньше, проводиться за счет средств работодателя. Ну а какой работодатель заинтересован, чтобы у него работали непрофессиональные специалисты. Это же абсурд, тем более что пациент по новому законодательству сможет, зайдя на сайт медучреждения, узнать все подробности о лечащем враче, вплоть до того, какой институт он закончил, когда проходил последнюю переподготовку. Т.е. уже со знанием дела судить о его профессионализме. Закон вступит в полную силу с 1 января 2013 года. Целый год будет переходным. Он позволит создать условия для работы по единым стандартам и порядкам оказания первой медицинской помощи.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)