Печать

c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpg15 декабря в Государственном Собрании-Эл Курултай пройдут Парламентские слушания на тему: «Опыт и проблемы правового обеспечения развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Алтай».

В мероприятии примут участие депутаты республики, члены правительства, руководители территориальных федеральных органов в Республике Алтай, общественных организаций. Предстоящее событие комментирует председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Сергей Ефимов.

-Если посмотреть на отчетные цифры, касающиеся развития предпринимательства в нашей республике, то скажу прямо: хотелось бы лучшего. Смотрите, в республике зарегистрировано и работает более 12 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, но результат их деятельности, чего греха таить, очень скромный. Мне скажут: отчетные цифры у нас неплохие: и по темпам роста, и по созданию рабочих мест, и по налоговым поступлениям мы идем с плюсом.

Да это так, только пока остается риторическим вопрос: а от какой, извините, исходной цифры мы пляшем.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_deputaty_ef_05.12.jpgБытует мнение, что без господдержки малый и средний бизнес вряд ли бы выжил. Согласен, в начале 2000-ых годов она была необходима и росла серьезными темпами. Если взять сравнительные цифры, то повышение по этой статье расходов произошло в разы. Но, как говорится: все течет, все изменяется. Сегодня пришло понимание, что время грантов подходит к концу. Пора поддерживать реальный сектор экономики, субсидируя прежде всего процентные ставки по кредитам. А гранты пора давать на инновационную деятельность. И вот здесь возникает вопрос, в чем разница между инновациями и новыми видами предпринимательской деятельности. Тем более, что большинство предпринимателей, не говорю уже о рядовых жителях, продолжает путаться в этих понятиях.

Объясняю. Инновацией никак нельзя назвать катание с горы на шаре. Это всего лишь новый вид предпринимательской услуги. А вот внедрение новых технологий в то же производство лектехсырья, информационную деятельность, перерабатывающую сферу—леса, продуктов питания-это и есть инновационная деятельность. Кстати, в 2010 году была достаточно ощутимая господдержка в предпринимательскую сферу республики—почти 800млн.руб. (775,4млн.руб., если быть точным). В 2009 году эта цифра значительно скромнее-523,5млн.руб.

Выделение бюджетных средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства позволило повысить объем расходов почти всех муниципальных бюджетов на данный вид поддержки. Согласно анализу материалов мониторинга 2011 года, рост расходов местных бюджетов в 2010 году составил 131,3% по отношению к 2009 году, рост расходов в расчете на одно малое и среднее предприятие муниципального образования 123,8%, в расчете на одного жителя муниципального образования на 137,4 в сравнении с 2009 годом. По ряду районов за 2 года расходы на поддержку предпринимательства увеличились в 2-4 раза. Но опять же здесь мы не берем исходные цифры.

-Растет государственная поддержка, численность предпринимателей, следовательно повышаются налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Алтай от субъектов малого и среднего предпринимательства?
-В этом в обществе сложилось не совсем правильное представление. Народ хочет чуть ли не сразу увидеть налоговые отчисления от вложений. Многим непонятно, почему предприятию дали на развитие целый миллиард рублей, а возврата по налогам не ощущается. Но, простите, процесс прироста по налогам—дело не одного дня. На первоначальном этапе реальные вложения можно увидеть только в активах, и только спустя время начинает раскручиваться прибыльный маховик. Т.е. судить о предпринимательской деятельности только по отчисленным налогам—дело неперспективное.

Надо не забывать считать движимое и недвижимое имущество. Вот мы сегодня являемся свидетелями прироста поголовья скота в республике. Прирост по налогам начнется не раньше чем через год. Или тот же автотранспортный парк у нас в республике увеличивается. Но лишь через год-два мы будем иметь от него реальные вложения в дорожный фонд. Опять же не сразу! Ну а что у нас достаточно скромные цифры по налоговым поступлениям: в 2010 году они достигли 389млн.руб., что превышает поступления 2009 года на 126млн.руб. Здесь много разных причин, некоторые из них я уже озвучил и не буду повторяться.

-Сергей Александрович, в этом году страховые взносы с вилки 14-24%% выросли до вилки 20-36,2%%, поставив многих предпринимателей в крайне сложное положение. Не сказалось ли данное налоговое бремя на сокращении численности бизнес-сообществ в нашей республике?
-Да, налоги действительно у нас непомерно высоки и многим предпринимателям их платить очень непросто. Но давайте посмотрим правде в глаза и ответим сами себе: почему они растут? Неудобно говорить, но растут они по простой причине: многие наши предприниматели предпочитают скрывать свои доходы, имея по два баланса—для себя и проверяющих. В результате страдает большинство: рабочие этих предприятий, поскольку полученные в конверте зарплаты непременно скажутся при начислении работнику пенсии. Страна в целом, поскольку она недополучает из-за этого серьезные налоговые отчисления. Ну а пенсионерам не видать хорошей прибавки к пенсии, поскольку пенсионный фонд формируется из этих социальных взносов.

Кстати, за примерами ходит далеко не надо. У нас в городе большая часть предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками, предпочитает платить зарплату в конвертах, кроме ПАТП. И в результате мы имеем то, что имеем, как говорится. Пользуясь случаем, хочу порадовать совестливых предпринимателей, до которых вдруг эта информация еще не дошла. За подписью Президента страны Д.А.Медведева вышли документы, согласно которым со следующего года страховые взносы будут уменьшены. Цифра колеблется от 20 до 30,2%%.

-Сергей Александрович, Вы дали довольно емкую характеристику развития предпринимательства в нашей республики. Но пока остается открытым вопрос, какова собственно цель у этого массового мероприятия. Парламентские слушания по числу участников мало чем отличаются от съезда предпринимателей.
-Поскольку Парламентские слушания проходят в стенах Государственного Собрания-Эл Курултай, то уже не трудно догадаться, о чем в основном пойдет речь. Ну, конечно же, о правовом регулировании вопросов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории республики. Пока еще мало кто из наших предпринимателей умеет грамотно пользоваться законодательной базой, и такая встреча им должна помочь более четко ориентироваться в законах и применять их на деле.

Достаточно интересные темы будут у основных докладчиков: министров туризма и предпринимательства, имущественных отношений, экономического развития и инвестиций, прокурора Республики Алтай, представителя Минюста. А еще я надеюсь, что такая встреча поможет пусть не всем, а хотя бы некоторым предпринимателям перестроить свое мышление. Иначе, если хотите, посмотреть на себя, свое будущее, получить ответ, кто в нашем обществе может относиться к этой категории.

Понимаете, мне бы очень хотелось, чтобы предстоящий разговор с предпринимателями настроил их на самую что ни на есть положительную волну, когда бы они захотели сказать сами себе: теперь мы начинаем позиционировать себя именно так: «Мы активны, креативны, инновационны и дружественны, ну и конечно юридически подкованы». Только такой положительный настрой на будущее имеет потенциальную возможность развить бизнес, самоорганизоваться. Личность должна быть сориентирована исключительно на результат. Ведь предприниматель-это человек, который сам зарабатывает и дает возможность зарабатывать другим, то есть на нем держится экономика. И это ни в коем случае не просто богатый человек, это человек, который выстраивает экономику. Мне кажется, что многим нашим предпринимателям не хватает прежде всего уверенности в себе.

В целом по стране пока еще нашим предпринимателям не очень-то уютно. Раньше было понятие «Герой социалистического труда»: труженикам давали звезды, их фотографии вывешивались на Досках почета, и это было действительно престижно. Сегодня же время «героев капиталистического труда» еще не пришло. Предприниматель в России еще не стал героем нашего времени. Я знаю: мы к этому придем. Поймем, что частный предприниматель—это источник налогов, организатор новых рабочих мест, гарант стабильности в обществе. В моем понятии данная истина не может быть подвергнута сомнению, что именно малый и средний бизнес поможет создать экономику, укрепить государство.

-Сергей Александрович, а что, на ваш взгляд, сегодня не хватает нашему бизнесу помимо юридических пробелов в образовании, налогового бремени, необходимой самооценки, ответственности не только за себя, но и в целом за страну, о чем вы уже довольно подробно говорили?
-Проблем у малого и среднего бизнеса много. Одна из главных—налоги, конечно, их бремя. Но если говорить с точки зрения сегодняшнего дня, то развитию бизнеса на местах мешает и серьезно политика ценообразования на электроэнергию. О какой рентабельности можно было вести речь в нашей республике, когда до 1 июля киловатт потребленной энергии обходился предпринимателю в 5-5,5 рублей. Сегодня эта цифра снижена на 1-1,5 рубля, но все равно она остается самой высокой в Сибири.

Увы, не изжиты пока бюрократические преграды. Казалось бы наши чиновники должны бизнесменов на руках носить—они своей деятельностью приносят в бюджет так нужную копейку. А пока все наоборот происходит. Бизнес вынужден бегать за всеми. А потом я чуть не упустил такой важный момент в становлении любого предпринимателя, как взятие кредита. На мой взгляд, банкиры излишне формализуют процедуру получения кредита для предпринимателя, перегружая его написанием бизнес-проектов, заполнением многочисленных анкет и сбором часто не нужных, но значащихся в обязательном списке документов. Хотелось бы видеть обратное, чтобы наши банки были нацелены на упрощение работы предпринимателям.

Помимо этих внешних факторов надо уделить внимание и общественному настрою, оставшемуся после советских времен. Я думаю, вряд ли кто будет возражать, что быть просто наемным работником, получая ежемесячную заработную плату, куда проще, чем надеяться на собственные силы.

-Сергей Александрович, сегодня много говорят о децентрализации власти, но власть без средств—пустой звук. На Ваш взгляд, эти средства должны быть направлены исключительно из центра в регион и муниципальные образования?
-Без средств из центра нашему субъекту пока еще не обойтись. Но неиспользованных резервов у той же муниципальной власти предостаточно. Смотрите, как-то уж очень медленно у нас в районах идет паспортизация имущества. В результате налоги на землю, имущество собираются не в полном объеме. И вот здесь необходимо разработать схему, которая позволила бы заинтересовать муниципальные образования собирать в полном объеме налоги.

Пока же на уровне района чиновники обходятся только распределением поступающих бюджетных средств и совершенно не беспокоятся об увеличении налоговых поступлений. Может быть тогда и отношение к предпринимателям изменится, поскольку задача власти так построить работу, чтобы 30-40%% в бюджет были не от НДФЛ, а от предпринимательской деятельности. Только тогда мы можем с полным правом говорить, что у нас реально заработал сектор экономики.

Для справки:
На сегодняшний день в Республике Алтай действует более 40 нормативных правовых актов, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Основными из них являются:

1.Закон Республики Алтай от 18.04.2008г. №36-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области развития малого и среднего предпринимательства».

2.Закон Республики Алтай от 05.06.2002г. №5-31 «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай».

3.Закон Республики Алтай от 19.05.2008г. №62-РЗ «О залоговом фонде Республики Алтай».

4.Закон Республики Алтай «Об установлении предельных значений площади арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Алтай или муниципальной собственности, и срока рассрочки оплаты такого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества».

5.Закон Республики Алтай «Об установлении дифференцированной налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов».

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)