Печать

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_fedsobr.jpgНынешняя система оценки работы губернаторов неэффективна, считает премьер-министр Владимир Путин. Об этом он заявил на первом посленовогоднем селекторном совещании 10 января.

На том же совещании глава Минфина Антон Силуанов посетовал, что из-за большого числа применяемых критериев зачастую бывает невозможно получить объективную оценку работы губернаторов. В частности, по его словам, иногда губернаторы откровенно жульничают: чтобы не попасть в аутсайдеры, сводят бюджет "воздушными" доходами.

Сейчас работу губернаторов оценивают по 329 критериям. По словам главы Минрегиона Виктора Басаргина, их число предлагается сократить до 223, при этом до 30% оценки эффективности придется на общественное мнение.

О необходимости шире учитывать общественное мнение при оценке деятельности губернаторов активно заговорили после декабрьских выборов в Госдуму, когда Президент Дмитрий Медведев не исключил, что сделает оргвыводы в отношении губернаторов, которые не смогли обеспечить успех "Единой России". Между тем очевидно, что общественное мнение может меняться из-за самых разных причин, и при современных технологиях организовать кампанию в СМИ и социальных сетях в пользу или против какого-нибудь губернатора не составит особого труда.

Нуждается ли система оценки работы губернаторов в пересмотре? На чем следует делать акцент при оценке работы глав регионов? Следует ли ориентироваться на общественное мнение или на достижения в экономике и социальной сфере? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат российского Парламента.
Парламентарии согласны с тем, что система оценки работы губернаторов нуждается в пересмотре. По их словам, критерии оценки должны быть более внятными и приближенными к реальности. Политики уверены в необходимости учитывать при этом общественное мнение.

"Сократить до минимума" число критериев, по которым оценивается деятельность губернаторов, считает необходимым член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Белгородской области Николай Рыжков. "Что 329 критериев, что 223–это огромное количество показателей, что свидетельствует о формальном подходе к этому вопросу", -заявил сенатор. "Создается впечатление, что где-то сидят специальные люди, задача которых–выдумать как можно больше пунктов для оценки работы губернатора", -заметил парламентарий, попутно предложив главе Минрегиона Виктору Басаргину "свою работу оценить по 223 показателям и выставить себе соответствующее число баллов". "Губернатор же не школьник, чтобы ему выставлять баллы", -подчеркнул Рыжков.

Политик уверен, что ориентироваться необходимо на то, как в регионе работает экономика, сельскохозяйственное производство, вовремя ли выплачивается пенсия, и, безусловно, интересоваться общественным мнением. "Такой показатель как "хороший губернатор" или "нам этот губернатор нравится, мы им довольны" - крайне важен и при оценке работы главы региона является одним из основных", -убежден сенатор. При этом парламентарий высказал мнение, что "и президент, и премьер тоже, скорее всего, обращают внимание на рейтинг их популярности у народа и задумываются, почему он вдруг пошел вниз". "Люди–очень чуткий барометр", -подытожил Николай Рыжков.

За поиск "совершенно нового" подхода к оценке работы губернаторов выступает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Вологодской области Валерий Федоров, бывший в свое время первым замминистра внутренних дел РФ. "К сложнейшей и многогранной работе глав регионов неправильно подходить только с арифмометром", -заявил сенатор.

К числу самых главных критериев, которые следует ставить во главу угла при оценке деятельности руководителя любого уровня, в том числе губернатора, парламентарий относит "уровень доверия людей". Кроме того, обратил внимание политик, глава региона должен знать "чем живет народ, для чего он должен быть максимально открыт для граждан". "Кстати, степень его открытости и доступности также важна для оценки его труда", -убежден сенатор. Валерий Федоров также предлагает сделать акцент на "уровень экономического развития региона, скорость решения социальных вопросов, проблем, касающихся благополучия детей, пенсионеров".

Система оценки работы российских губернаторов нуждается в определенном пересмотре, считает член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции "Единая Россия" Евгений Федоров.
"На этапе становления нынешней системы управления в регионах большое количество показателей такой оценки было оправдано", -заявил депутат. Но в перспективе, как полагает парламентарий, "число показателей нужно сокращать и делать главные критерии работы губернаторов более четкими, понятными и общественно значимыми". Федоров также выразил мнение, что "часть показателей должна распределяться на других должностных лиц в регионах", заметив, что в ряде субъектов помимо губернаторов существуют председатели правительств и другие ключевые руководители. "Нужно стремиться к тому, чтобы появлялась более четкая персональная ответственность", -подчеркнул депутат.

Политик считает, что "главное направление работы губернатора–это благополучие жителей региона, их уверенность в завтрашнем дне, хорошее настроение". "Вот вокруг всего этого, на мой взгляд, и необходимо формировать оценку деятельности главы региона", -отметил парламентарий, высказавшись за то, чтобы в российских субъектах проводился постоянный социальный мониторинг.

Кроме того, по мнению депутата, "нельзя не учитывать факторы, связанные с общенациональными задачами". "Нужно смотреть, каков вклад региона в развитие Российской Федерации в целом – интеллектуальный, инфраструктурный, промышленный и т.д.", -указал Евгений Федоров.

При нынешнем порядке формирования руководства регионов пересматривать систему оценки работы губернаторов бесполезно, убежден член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, член фракции КПРФ Анатолий Локоть.
"Будем ли мы уменьшать количество критериев или как-то видоизменять их–эффективней управление на местах от этого не станет", -заявил депутат. Как отмечает парламентарий, при бюрократической централизованной системе управления "нельзя объективно оценивать работу губернатора и влиять на качество этой работы". "Это возможно только при выборности глав регионов. В этом случае все критерии будут сводиться к тому, справляется ли губернатор со своими обязанностями, обеспечивает ли необходимый уровень жизни своим избирателям", -указал Локоть.

Депутат также подчеркивает, что при сложности социально-экономической ситуации в стране вообще нет смысла формулировать некие единые параметры для деятельности руководства субъектов. "Скажем, где-то сегодня не хватает детских садов, а завтра уже более актуальной станет проблема с нехваткой сельских школ, а послезавтра на первый план выйдет проблема неурожая", -обратил внимание политик. По его словам, "речь можно вести только о главной задаче руководителей регионов–обеспечении достойного уровня жизни населения". "А реально контролировать то, как выполняется эта задача, можно будет при условии подотчетности избранных губернаторов народу", -считает депутат. "Важно, как оценивают их работу люди, живущие в соответствующих регионах, а не федеральная власть", -резюмировал Анатолий Локоть.

Весьма критически отозвался о сегодняшних подходах к оценке деятельности российских губернаторов член Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, член фракции "Справедливая Россия" Валерий Зубов.
"Как доктор экономических наук по статистике я твердо знаю, что нельзя оценивать работу по более, чем пяти показателям", -заявил депутат. "Когда же речь заходит о трехстах критериях, это уже свидетельствует о том, что люди понимают проблемы управления виртуально, они совершенно оторваны от жизни", -отметил парламентарий.

Как считает Зубов, о реальной и объективной оценке деятельности глав регионов можно будет говорить лишь после возвращения к прямым выборам губернаторов. "Выборы-это и есть учет общественного мнения, и если мы действительно хотим опираться на общественную оценку, то должны срочно возвращать выборы губернаторов. Если же нам плевать на общественную оценку, можно продолжать их назначать", -указал депутат.

По мнению политика, в случае выборности руководителей регионов оценка их дальнейшей работы будет во многом зависеть от специфики регионов и от тех задач, которые ставит перед собой тот или иной губернатор. "Когда в стране 83 субъекта, невозможно выбрать для всех единые показатели. Они буду определяться как раз во время выборов, когда кандидаты в губернаторы будут формулировать перед избирателями основные приоритеты своей работы", -считает Зубов. Он, в частности, рассказал, что когда был избран в 93-м году губернатором Красноярского края, одной из главных его задач было "остановить экономический спад в регионе". "В результате в журнале "Эксперт", который опубликовал рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, мы прочитали, что за три года Красноярский край переместился с 24-го на 5-е место", -обратил внимание парламентарий.

По словам депутата, другими основными показателями его деятельности на посту губернатора были "сохранение единства края, его налоговой базы, а также количество новых предприятий, возникающих в регионе".

Как подчеркивает Валерий Зубов, "система управления, построенная на выборах губернаторов, совершенно по-другому сформирует показатели и требования, которые должны предъявляться к их работе".

Regions.ru