Печать

c_350_250_16777215_00_images_stories_2017_prochie_torb.jpgВ эти дни на страницах газет, на телекадрах и интернет-сайтах можно увидеть первых депутатов нашей республики.

Они рассказывают о первой сессии Верховного Совета нашей республики, которая состоялась 5-8 февраля 1992 года. Слушать их–одна отрада. Сейчас не все знают, что у нас был Верховный Совет, а республика звалась Советской Социалистической.

Будучи очевидцем и участником тех событий, попробую вкратце рассказать о них с большой долей достоверности. Я был в составе оргкомитета по подготовке первой сессии. Нас было ровно треть депутатов–21 из 63 избранных, на тот момент. Депутаты представляли все районы и г.Горно-Алтайск.

Оргкомитет разбился на три группы. Мне поручили возглавить группу депутатов по подготовке первого закона нашей республики–о Верховном Совете. Сюда же входили вопросы по постоянным комиссиям. Подготовленный проект затем постатейно представлял на сессии.

Другая группа готовила закон о Правительстве, её возглавил директор Горно-Алтайской обувной фабрики депутат В.Дмитрачков. То было время социальных потрясений, потому создали еще одну группу по социальным вопросам во главе с профсоюзным деятелем депутатом М.Гайдабрус. Ей досталась нелегкая ноша. В день открытия сессии резко поднялись цены на хлеб. На имя депутатов поступали телеграммы с просьбой принять срочные меры. Нередко, во время сессий проходили митинги, забастовки целых отраслей.

На первой сессии меня избрали председателем постоянной комиссии по вопросам науки, образования, культурного и духовного развития. На этот пост претендовали вдвоём с директором восьмой городской школы депутатом-демократом Ю.Зарубиным. Набрал 32 голосов, самый необходимый минимум. По тем временам, вполне нормальное явление.

Кто-то не смог преодолеть эту планку и не стал членом Правительства или Верховного суда. Нас оценивали, не церемонясь. Обо всём говорили без обиняков. М.Гайдабрус стала председателем комиссии по социальным вопросам, набрав 34 голоса. Когда В.Чаптынов избирался на пост Председателя Парламента, у него было на один голос больше–35. Оба шли в соперничестве с сильными кандидатами.

В документах указывался не только округ, откуда избирался депутат, но и чем занимается. Что касается меня, то наряду с 72-м округом сообщалось–корреспондент независимого международного журнала «Тюркский мир». Мне тогда предложили быть собкором по Алтаю, Тыве и Хакасии. Поездки по трём регионам стали самыми впечатляющими в моей журналистской стезе.

На днях перелистал фолианты со свидетельством тех времен. Сделал кучу выписок. Текст, выуженный из двух толстых томов стенограммы первой сессии, парламентской пресс-службой опубликован разворотом на две страницы в газетах «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны». Особо ценными являются цитаты речей депутатов по самым острым вопросам.

Так, чем же был для нас «Эл Алтай»? Не только одним из трех отобранных оргкомитетом вариантов названия республики. В него мы вкладывали особый смысл. Эл–и народ, и государство. В своих выступлениях приводил довод, что даже далёкая от нас Марийская республика стала использовать это слово и стала Марий Эл.

Споры о названии республики шли с первого дня работы сессии. Выбор имени незримо делил депутатов по пристрастиям к самой республике. Все ждали, когда изберём Председателя Парламента, чтобы он мог подписать закон о новом названии республики. Ни открывший сессию председатель избиркома С.Тюхтенев, ни избранный ведущим сессии депутат Г.Сумин, таких полномочий не имели. Как только по временному регламенту избрали Председателя Верховного Совета В.Чаптынова, сразу встал вопрос о переименовании. Накал страстей оказался столь высок, что после бурных дебатов обсуждение перенесли на последний день сессии. Причём, последним вопросом.

Успели провести лишь пробное голосование. На голосование поставили предложение оргкомитета по подготовке первой сессии–Республика Алтай. Т.е., её нынешнее название. Этот вариант набрал 38 голосов.

Забегая вперед, скажу, что принятое в конце сессии название «Республика Горный Алтай» не числилось в предложенной оргкомитетом «тройке». Оно стало неким компромиссом между двух спорящих лагерей, и прошло всего 37-ю голосами.

К переименованию республики вновь вернулись уже на следующей сессии. При открытии второй сессии, озвучили обращение 30 депутатов о включении вопроса в повестку дня. Создали согласительную комиссию, куда вошли депутаты и представители районов и города. Комиссия учла все коллективные и частные обращения к сессии, публикации в прессе. Стало ясно, что в названии республики слово «Горный» однозначно не устоит. Но оно успело накрепко привязаться к нашему региону. В перерыве между первой и второй сессиями (5 февраля–5 мая 1992 года) в стране произошло распределение автономеров. Наш регион получился 04-м, а мог быть под номером 02, сразу после Адыгеи.

Не сказать, что за три месяца страсти поутихли. Директор Карымского совхоза депутат Ю.Золотарев, до этого старательно оберегавший старое наименование, на этот раз предложил нечто оригинальное–Алтайстан. Я был в составе согласительной комиссии. То была последняя попытка вновь побороться за «Эл Алтай».

От комиссии с докладом выступил директор Шебалинского совхоза депутат В.Завражнев. Он говорил: «Название республики «Горный Алтай» является географической тавтологией, поскольку Алтай, само по себе, обозначает с древнейших времен название горной территории, центральную часть которой занимает наша республика. Данное обозначение появилось в 1947 году, в связи с произвольным переименованием Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую, являясь, по сути, искусственным. По существу, речь идет об исключении из названия слова «Горный».

Среди населения республики существует устойчивое мнение о смене названия республики, в соответствии с историческими и географическими реалиями. Название республики должно быть близко и приемлемо для всего населения, не нуждающееся в переводе на тот или иной язык. Согласительная комиссия, с учетом изложенных доводов, решила, в качестве окончательного названия, предложить наименование «Республика Алтай», как наиболее соответствующее истории, географии и отвечающее интересам населения республики название».

Вначале В.Чаптынов по порядку зачитал имена всех депутатов. Нас в зале оказалось 68 человек. Готовился к поименному голосованию. Такое предложение уже внёс депутат Д.Табаев, депутаты его дружно поддержали. Но, перед самым голосованием, своё предложение снял. На что председательствующий воскликнул: «Слава Богу!» и поставил вопрос на голосование. «За» было 50 голосов. На этом депутаты поставили точку в затянувшихся дебатах. Отдельной статьей в законе записали, что название столицы республики остается прежним–"город Горно-Алтайск". Также решено было этот вопрос более не поднимать «в этом составе Парламента». Т.е., первым созывом, но, при публикации текста закона, это оговорка упущена.

Мною сделана попытка немного рассказать о том, как непросто шло обсуждение и принятие названия нашей республики. «Эл Алтай» активно отстаивали депутаты В.Кыдыев, В.Кудачин, С.Пекпеев, В.Сороноков, Р.Бекенев, В.Кудирмеков, И.Белеков и другие, в т.ч. и Председатель Правительства В.Петров. К сожалению, газетная полоса не позволяет дать отрывки речей потому, как выступлений было много. К тому же, сложно вырывать отдельные фразы из контекста.

Таких тем, поверьте, было немало. Обо всех стоило бы рассказать отдельно. Приглашаю первых депутатов приоткрыть завесу изначальной истории нашей республики. Почему бы не рассказать, как мы на собрании сибирских депутатов в г.Новосибирске отчаянно боролись за власть Советов? В той поездке участвовали многие депутаты, в т.ч., все председатели постоянных комиссий, кроме С.Зубакина.

Отчего не рассказать, как на первой сессии пытались сбить цены на хлеб? Как шёл спор по поводу Федеративного Договора? До последнего отстаивал необходимость Договора, как правовой основы нашей страны. Просил слова, выходил на трибуну и сказывал, что мы живем в Российской Федерации, а не в унитарном государстве. Но большинство решило остановиться на соглашении. Снарядили делегацию в составе В.Чаптынова, В.Петрова и А.Джаткамбаева. Поставить свою подпись на историческом документе должен был один, но так выглядело символично. В г.Москве наши «три богатыря» попали на подписание не Соглашения, а, как раз, Договора. На второй сессии мы уже ратифицировали текст Федеративного Договора.

И ещё, весьма важное. Предтечей Верховного Совета был 21-ый созыв Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов. Мне посчастливилось быть депутатом в том созыве. В декларации о государственном суверенитете мы объявили республику не только российским субъектом. О причинах такого поступка говорили не таясь. Те, кто искренне выступал за создание республики, обрекли себя на забвение. Кто теперь называет имена 69 из 100 народных избранников, при поименном голосование сказавшим «да» республике?

Нераскрытых тем о первом республиканском Парламенте много. К примеру, основу экономической независимости должны были заложить богатые полезными ископаемыми недра. Наметили пути увеличение добычи драгметаллов. Храниться клады должны было в подвалах Нацбанка. Мой земляк-шебалинец, директор банка Ю.Мартьянов поведал мне: когда он не подчинился, пришли люди в погонах и масках, менять его на одного из тогдашних депутатов.

Не отсюда ли пошли досужие разговоры, мол, молодая республика собирается чеканить свои монеты, по словам остряков, некие «чаптынки»? Я говорил: зато наша деньга будет из чистого злата и серебра. Далеко неслучайно Первым заместителем Председателя Верховного Совета избрали мастера горных дел В.Чулкова. Он работал главным инженером в Акташском, потом и монгольском рудниках. Человек чрезвычайной честности. Когда наша задумка далее «не пошла», он написал заявление и ушёл в отставку. Хотя закон о недрах был уже принят.

С первых дней Парламент попытался взять под контроль пантовое производство. Вводились законы об его лицензировании и налогообложении. Рассчитывали, за счет валютных поступлений, снизить центы на хлеб и другие продукты.

Кому-то мерещилось, что мы и купюры свои печатаем, и армию создаём. Помнится, при утверждении в должности «главного милиционера» Ф.Троценко, я расспрашивал его об алтайском батальоне, о котором писала «Сибирская газета». Он пояснил, что батальон будет, туда набирают ребят со всех районов, и не только алтайцев.

Можно с уверенностью сказать, что первый полноправный Парламент нашей республики, каким был наш Верховный Совет, активно участвовал в политической жизни страны. На третьей сессии мы приняли обращение к Съезду народных депутатов страны с требованием навести порядок в стране, заслушать Правительство о принимаемых мерах по борьбе с преступностью.

Нас, депутатов, разделяли разные взгляды на те или иные события, свои политические пристрастия. Но большая часть народных избранников были едины в одном–мы хотели создать республику, где все жили бы в дружбе и достатке. Это была мечта многих, кто стоял у истоков республики. Не оттого ли мы с радостью воспринимаем успехи нашей республики, чувствуя к ним свою давнюю сопричастность. И переживаем за любые промахи, словно это случилось по нашей вине.

Владимир ТОРБОКОВ,
народный депутат Верховного Совета
Республики Алтай (1991-1993г.г.)

фото: А.Тырышкин