Печать

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_kmn.jpgПосле проведения 28 января в городском Доме культуры учредительного съезда «Ассоциации (союза) коренных малочисленных народов» мы обратились к руководителям двух созданных общественных организаций-Василию Ивановичу Сумачакову (РОО «Ассоциация коренных малочисленных народов») и Алексею Александровичу Шонхорову («Ассоциация (союз) коренных малочисленных народов») с просьбой проанализировать ситуацию.

По сути с идентичным, вставка (союз) не в счет, названием создано две общественные организации, каждая из которых претендует на право преемственности некогда существовавшей «Ассоциации коренных малочисленных народов РА», которая была закрыта решением суда в 2011 году. Нас также интересовал вопрос: намерены ли эти две организации, имеющие фактически одни цели и задачи, объединиться? И вот какие ответы получили.

Василий Сумачаков:
-Действительно произошло не совсем красиво, мягко говоря, когда две общественные организации решили сохранить за собой не только одно название, но и идентичные направления деятельности. Мне думается, что на эту ситуацию должен был отреагировать прежде всего Минюст при регистрации Устава общественных организаций.

К нашей организации, поскольку мы зарегистрировались первыми, претензий в принципе быть не может. Тем более, что мы, семь физических лиц, не только создали РОО и зарегистрировались, но и начали активно работать. Сейчас в республике по линии Контрольно-счетной палаты работает комиссия из Москвы, которая своей задачей ставит проверку исполнения федеральных законов, направленных на устойчивое развитие коренных народов. Мы вместе с ними побывали в с.Бирюля, беседовали с народом на предмет условий проживания малочисленных народностей.

В школе в с.Сайдыс побывали, которая была построена по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай». Много вопросов там высветилось: по обеспечению учебниками, условий нахождения учащихся в них, особенно это касается детского сада, находящегося  в здании школы-там температурный режим не выдерживается. Подрядчикам предложено представить объяснения. Побывали в с.Каракокша, где вопрос стоит по обеспечению  скорой помощью. Посмотрели мемориальный комплекс Улагашева в с.Паспаул.

Не скрывали мы от проверяющих и стоящих перед малочисленными народами проблем. Это касается вопроса пользования землей, традиционной хозяйственной деятельности, приобретения лицензий на охоту, пенсионных льгот. Как-то так получилось, что жители Турачакского района могут получать льготную пенсию, а Чойского и и Майминского не получают. Пенсионные фонды этих районов данный вопрос не признают.

Ну, а что касается вашего вопроса, как быть в этой ситуации, когда общественные организации с одинаковыми названиями стали множиться? Тут ответов может быть несколько, если исходить еще и из того понятия, что вопросами коренных малочисленных народов решили заниматься не только две недавно созданные организации с одним названием, но и та же «РОО «Ассоциация кумандинского народа». Один из них—объединяться через проведение общего съезда с приглашением представителей всех общин, физических лиц, если они этого пожелают.

Ну а еще я не исключаю такого хода событий, когда в нашу организацию будут вступать юридические лица. Тем более, что Уставом у нас это предусмотрено и такие факты уже есть. В нашу организацию уже вошла аймак-башчи тубаларов Чойского народа М.В.Сакова. Всех мы принимаем, со всеми готовы сотрудничать.

Алексей Шонхоров:
-В 1992 году была зарегистрирована первая Ассоциация северных этносов Алтая. Первым ее руководителем был Антон Викторович Юданов, затем на этом посту в разное время сменили друг друга Пустогачев Марат Антонович, Максимов Василий Степанович, Сумачаков Артем Игнатьевич. В текущем году мы должны были подвести итог двадцатилетней работы. Торжественно провести очередной съезд. Отметить достойных людей. Избрать нового Президента Ассоциации.

Однако вместо этого решением суда (от 25.11.2011г.) Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай, просуществовавшая почти 20 лет, была ликвидирована. Юридическая причина, по которой это сделано, менее чем существенная. Такие нарушения устраняются без каких-либо особых сложностей. И поэтому очевидно, что есть и другая причина. Не хочу называть ее политической, благодаря которой мы имеем, а вернее не имеем созданную с самыми благими намерениями Ассоциацию. А общественность, за последние три года полностью отстраненная от участия в работе этой общественной же организации, просто была поставлена перед фактом.

9 декабря 2011 года инициативная группа, в число которой вошли лидеры территориальных организаций малочисленных народов Республики Алтай, собрала около сорока человек из числа представителей четырех этносов, провела заседание, на котором было вынесено единственно возможное решение-об учреждении новой Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Алтай. Была назначена дата съезда, сформирован организационный комитет и в средствах массовой информации было размещено соответствующее объявление.

На протяжении почти двух месяцев подготовки к учредительному съезду регулярно проводились совещания оргкомитета, на которых могли присутствовать все желающие. Об этом было известно и органам власти, и другим заинтересованным лицам, в том числе и В.И.Сумачакову. Как говорится, ничто не предвещало беды. Люди работали, решали организационные вопросы и вдруг, как это уже стало «традицией» для национальных общественных объединений коренных этносов республики, приходит информация о том, что уже зарегистрирована новая региональная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай» под началом В.И.Сумачакова, и ее презентация транслируется на местном телевидении. Для тех людей, кто давно работает в этой сфере, это был неприятный, но вполне ожидаемый шаг.

Однако у тех, кто далек от этих вопросов, такое событие вызвало глубокое недоумение и множество вопросов. Глядя на тот объем работы, который был сделан для подготовки и проведения съезда, бросить начатое уже было нельзя, и съезд состоялся. Василий Сумачаков на съезде присутствовал, предложение об объединении ему было сделано, его позиция по этому поводу прозвучала, и в комментариях, я думаю, не нуждается.

Съезд обсуждал множество вопросов, но, в первую очередь, людей интересовало: сможет ли создаваемая нами организация полноценно принимать участие в работе государственных органов, в том числе и по реализации Программы «Экономического и социального развития коренных малочисленных народов Республики Алтай», так как защита прав и законных интересов коренных этносов-это главная цель создания союза.

Сегодня уже факт, что мы имеем две «Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Алтай». Несмотря на схожее наименование, у них, на мой взгляд, есть принципиальная разница в организационно-правовой форме. Первая-это объединение физических лиц, а вторая - это объединение юридических лиц.
В состав «Ассоциации (союза) коренных малочисленных народов Республики Алтай» входят:

- Ассоциация общин коренного малочисленного народа теленгитов «Эре-Чуй» (Священный Чуй);

- Ассоциация общин коренного малочисленного народа теленгитов Улаганского района Республики Алтай «Улуу-Каан» («Великий Хан»);

- Ассоциация (Союз) общин коренного малочисленного народа тубаларов, проживающих в Республике Алтай;

- МОО Культурный центр коренного малочисленного народа кумандинцев «Токнас» (Ласка);

- Союз общин Турочакского района «Бия»;

- Ассоциация общин «Бий» села Бийка Турочакского района;

- Молодежное общественное объединение коренных малочисленных народов Республики Алтай;

- РОО «Информационный центр коренных народов «Бирлик»».

Таким образом, мы видим, что организация имеет широчайший состав участников, она отвечает принципам территориальности, представительства этносов, сфер деятельности. Это говорит об актуальности ее создания, более того, это форма объединения наиболее близка по духу к ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а так же соответствует структуре российской организации коренных народов. Поэтому, если речь идет об объединении двух ассоциаций, то будет правильнее говорить о вхождении параллельной организации в состав нашего союза в качестве члена, только таким путем мы сможем прийти к единству, и другой формы объединения я не вижу.

Сегодня, кто-то проводит параллели создания нашей Ассоциации с «Курултаем Алтайского народа». Да, есть определенные общие черты, как, например, наличие двух лиц, претендующих на роль лидера. Однако на этом все совпадения заканчиваются. В ситуации с коренными малочисленными народами, как мы знаем, есть два юридических лица, а их может быть и три, и пять, и десять.

Это право граждан на объединение и оно закреплено в законе. Но это не значит, что выхода нет. На мой взгляд, этот вопрос может быть отрегулирован, но не нормами закона, а скорее нормами морали и нравственности, как бы банально это ни звучало. Но все зависит от желания определенных людей настроиться на созидание, а не на разрушение. И этот путь к консолидации, наверняка, может быть применен в каждом из приведенных случаев.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)