Печать

c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgВ настоящее время люди  проявляют все больше требований к качеству законодательного обеспечения общественных отношений, совершенствованию системы мониторинга.

Накануне проведения в Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай совещания «О состоянии законодательства в Республике Алтай за 2011 год» мы провели опрос среди членов общественных организаций республики. Вопрос звучал так: соответствует ли, на ваш взгляд,  проводимый органами власти мониторинг законодательства  желаемому результату или первоначальным предположениям?

Эти юридические «рогатки»

Евгений Веселовский, член общественной организации «Хранители Озера»:
c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_obshestvennye_veselovsk.jpg-Честно говоря, вводимые юридические нормы я узнаю не из специальных справочников и не от компетентных людей, а из материалов СМИ и Интернета. И они очень часто не вяжутся с нашей действительностью. Даже создается мнение, что пишут их люди очень далекие от реальной жизни.

Не так давно появилась информация, что школьникам не рекомендуется носить ранцы тяжелее двух килограммов. С одной стороны, государство проявляет беспокойство о своих гражданах и это надо приветствовать. Но только как данное табу соотнести с действительностью, в которой мы живем? Ведь чтобы взять ребенка в поход, мы должны загрузить его рюкзак всем необходимым, а это никак не уложится в указанные нормы. И в результате мы имеем то, что имеем. Учителя, общественники, работающие с детьми, начинают эту очень важную воспитательную работу обходить стороной. Налицо парадоксальная ситуация: хотели защитить права ребенка, а на деле их ущемили своими непродуманными запретами.

Или еще пример. У нас существует масса детских учреждений реабилитационного, оздоровительного, социального характера. Все это хорошо. Но дети есть дети, они испытывают необходимость общаться с природой. Только вот незадача: когда возникает желание вывести этих детей на природу, то натыкаешься на уйму юридических "рогаток".

По существующим правилам вывести детей на природу мы можем только в стационарный лагерь. А их в республике можно по пальцам перечесть. Организовать самим по их образу и  подобию лагеря у общественников средств просто не хватит. Да что там лагерь, по правилам детям в походах разрешается пить только бутылированную воду. И какую же цистерну нам брать придется, если идти на несколько дней с детским коллективом?! А ведь еще совсем недавно люди обходились без этой платной воды и на здоровье не жаловались... Как тут не задаться встречным вопросом: может подобные решения возникают в угоду некоторых товаропроизводителей. Я уже не касаюсь сферы коммерческого туризма.

Думаю, что подобных неувязок будет меньше, если  мониторить законодательство будут и общественники, и к их мнению начнут прислушиваться законотворцы.

Всего одно слово

Вилисов Александр Михайлович, руководитель общественной организации ветеранов боевых действий «Боевое братство»:
c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_obshestvennye_vilis.jpg-Мы не юристы, но по долгу службы приходится иногда к законам обращаться. Приобретенные знания из  сферы законотворчества  позволяют сделать вывод о налаживании социального партнерства  между властью и общественниками в части принятия и приведения в соответствие законов. В то же время нет-нет да и столкнешься с не стыковками в законах, которые, на мой взгляд, идут не от злого умысла, скажем так, а от того, что разработкой законопроектов занимаются по большей части юристы-теоретики.

Далеко ходить за примером не надо. Прими участие в обсуждении законопроекта «О ветеранах» представители тех сфер деятельности, о ком ведется речь в законопроекте, то ряда неточностей и недоговоренностей можно было бы избежать. Пропуск слова  «родители» в статье, где речь идет о статусе военнослужащих и льготах для членов их семей, сыграла злую шутку не с одним родителем погибших воинов-интернационалистов.

Мы вот тоже столкнулись с этим юридическим казусом, когда родители погибшего майминского солдата не могут воспользоваться льготой по ремонту жилых помещений только потому, что юристы этот момент упустили. Словом, я двумя руками за то, чтобы обсуждение законопроектов проходило экспертизу не только у специалистов-юристов, но и представителей тех групп общества, которых этот закон напрямую касается.

Есть понимание — будет результат

Бабрашев Эдуард Васильевич, председатель Общественной палаты Республики Алтай:
c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_news_obshestvennye_babrash.jpg-Активно развивающаяся в последние годы система мониторинга законодательства и правоприменительной практики возникла не на пустом месте. Это посыл времени. Гражданское общество созрело до понимания: да, это очень хорошо, когда законодатели занимаются самоанализом, самоконтролем и самосовершенствованием своей законотворческой работы, но и общественники тоже должны принимать участие в экспертизе решений власти, знать и уметь применять законы на практике.

Исходя из этого, Общественная палата взяла на себя функции мониторить принимаемые законопроекты. Пока еще мы это делаем достаточно робко по весьма банальной причине—не хватает специалистов-экспертов. Но мы в начале пути и надеемся, что нам удастся наладить и этот вопрос.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)