Печать

c_300_180_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_mon.jpg16 февраля в Государственном Собрании-Эл Курултай РА прошло совещание на тему: "О состоянии законодательства в Республике Алтай за 2011 год".
Подготовка ежегодного базового аналитического Доклада стала хорошей парламентской традицией. Совещание является уже пятым по счету и цель его остается прежней-формирование единого правового пространства Республики Алтай.

В Парламенте должно превалировать правотворчество

Председатель республиканского Парламента И.И.Белеков в своем вступительном слове отметил, что ежегодный доклад является огромной работой по анализу, обобщению проблем правоприменения, выработке предложений по разрешению спорных вопросов, по совершенствованию законодательства. Поэтому Доклад становится важнейшим политико-правовым сводом законодательной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_bel.jpgПо словам спикера, проведенный системный мониторинг законодательства Республики Алтай за 2011 год выявил необходимость более структурированного подхода к законодательному процессу в Республике Алтай, связанного не только с принятием законодательных актов Республики Алтай, но и с должным анализом качества изменений в сфере применения конкретного закона Республики Алтай.

В 2011 году Парламентом Республики Алтай принят ряд нормативных правовых актов Республики Алтай, связанных с совершенствованием избирательного законодательства, деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и направленных на модернизацию и совершенствование политической системы республики. Проблемы развития многопартийности, c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_zal1.jpgповышения уровня политической конкуренции и качества народного представительства-основные акценты, которые поставлены Президентом Российской Федерации.

В связи с этим И.И.Белеков считает, что Парламенту Республики Алтай предстоит провести большую работу по законодательному регулированию указанных направлений реформирования политической системы в 2012 году. Также он отметил, что Парламент РА должен поступательно развивать региональное законодательство в областях уже урегулированных отношений.

Завершая свое выступление, спикер акцентировал внимание участников совещания на том, что в работе Государственного Собрания-Эл Курултай должно превалировать правотворчество, а не простое принятие законодательных актов.

Сотрудничество должно быть эффективным

С основным докладом по состоянию законодательства Республики Алтай за 2011 год выступила заместитель Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай РА, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике Т.А.Гигель. Она отметила, что каждый подготовленный ежегодный Доклад о состоянии законодательства является важным этапом в осмыслении и c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_gig.jpgоценке общих достигнутых результатов, проблем и пробелов в нашем законотворчестве, в постановке стратегических задач правового развития Республики Алтай. Все их итоги и рекомендации стали весомым вкладом в создание на территории Республики Алтай системы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики.

Вместе с тем, принципиально новым направлением подготовки ежегодных докладов становится оценка качества регулирующего воздействия законов Республики Алтай в правоприменительной практике, оценка их влияния  на качество жизни населения.

Говоря о достигнутых целях по реализации в Республике Алтай основных положений социального и бюджетного Посланий Президента Российской Федерации, вице-спикер коснулась работы Парламента РА в ближайшей перспективе.

К сожалению, пока остается не решенным вопрос о повышении заработной платы: медицинским работникам, не получающим доплаты из федерального бюджета, который планируется решить путем установления доплат из республиканского бюджета Республики Алтай; воспитателям, работающим с детьми в дошкольных учреждениях образования до средней по субъекту. Объем необходимых средств на эти цели составляет более 100млн.руб.

Также Т.А.Гигель упомянула о нехватке средств на реализацию программ, направленных на: поддержку семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и ученых с целью улучшения жилищных условий с помощью льготной ипотеки; медико-психологическое и педагогическое сопровождение семей, которые воспитывают детей-сирот; модернизацию здравоохранения с целью укрепления материальной базы медицинских учреждений; модернизацию детских поликлиник и больниц, повышение квалификации их сотрудников; реконструкцию старых и строительство новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставление под них соответствующих помещений и т.д.

Вице-спикер также озвучила перечень работ, по которым предстоит работать в текущем году. Парламентом Республики Алтай особое внимание будет уделено мониторингу в области решения приоритетных задач, которые поставлены высшим руководством страны—это контроль за практикой правоприменения наиболее социально значимых законодательных актов Республики Алтай.

Подводя итог выступлению, Т.А.Гигель подчеркнула, что мониторинг законодательства становится эффективной формой сотрудничества между правотворчеством и правоприменением, между властью и обществом. Поэтому работа Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по дальнейшему развитию мониторинга законодательства, безусловно, будет продолжена.

Времени на раскачку нет

О совершенствовании законодательства в сфере организации деятельности региональной и муниципальной власти в свете Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации докладывал председатель Комитета по правовой политике и местному самоуправлению В.И.Хабаров.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_hab.jpg"На уровне местного самоуправления требуются дополнительные шаги, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается, в результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций", -заявил председатель парламентского комитета. "Поэтому необходимо сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек", -заметил он.

В связи с этим на сессии Государственного Собрания-Эл Курулеспублики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» и применение этого Закона в настоящее время идет на выборах Горно-Алтайского городского совета депутатов.

Говоря о происходящих в нашем государстве политических реформах, В.И.Хабаров определил главные направления работы Парламента. Так, он считает, что ГС-ЭК РА необходимо будет принять новый закон Республики Алтай, определяющий порядок проведения выборов Главы РА, Председателя Правительства РА. Также необходимо принять закон, определяющий порядок отзыва Главы РА, Председателя Правительства РА.

Одновременно необходимо будет внести соответствующие изменения в Конституцию Республики Алтай, конституционные законы РА «О Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай» и «О Правительстве Республики Алтай», закон Республики Алтай «О нормативных правовых актах Республики Алтай», а также в Регламент Государственного Собрания—Эл Курултай Республики Алтай.

По имеющейся на сайте Государственной Думы РФ информации рассмотрение проекта федерального закона в первом чтении может начаться уже в этом месяце и планируется, что он будет принят до 1 июня текущего года. Как считает В.И.Хабаров, времени на раскачку нет, поэтому он призвал к сотрудничеству Правительство РА и Избирательную комиссию РА, прокуратуру РА и Управления Министерства юстиции РФ по Республике Алтай.

Уходить от противоречий

Председатель Совета депутатов МО «Турачакский район» Э.В.Рябченко считает, что несмотря множество принятых законов и подзаконных актов, встречаются сложности с их реализацией. В этом плане оказался достаточно непростым для применения Закон РА от 01 августа 2003 года №13-1 «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан в Республике Алтай».
c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_ryabch.jpgВ ч.5 ст.2 употреблен термин «постоянно проживающим на территории соответствующих муниципальных образований». При этом не уточнен уровень муниципального образования—район это или поселение, что создает двоякое понимание данной нормы у правоприменителей.

Также на практике трудно установить критерии постоянного проживания гражданина-срок проживания, наличие регистрации по месту жительства, либо временной регистрации по месту жительства, которая может продлеваться; может  данный срок проживания прерываться, то есть гражданин выезжает на учебу, работу, лечение в иную местность на длительный срок.

Э.В.Рябченко предложила вынести на парламентское обсуждение тему поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы, поскольку имеющееся законодательство находится в противоречии. А также рассмотреть вопрос по выдвижению законодательной инициативы по этому вопросу на уровень федерации, чтобы законы действительно заработали на благо нашего населения и для развития экономики и социальной сферы наших муниципальных образований и в целом Республики Алтай.

Приоритеты определены

Председатель Комитета по социальной защите и охране здоровья населения А.Б.Казанцева отнесла вопрос социально-правовой защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечение жильем данной категории детей к приоритетному в деятельности комитета в 2012 году, поскольку несмотря на c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_zal3.jpgдостигнутый опыт устройства детей-сирот на воспитание в семью, еще большое количество детей-сирот находятся в детских домах, школах-интернатах, домах ребенка и приютах.

Комитет намерен провести анализ реализации федерального и республиканского законодательства территории Республики Алтай по предоставлению мер социальной поддержки и соблюдения прав данной категории граждан, в т.ч. решение жилищного вопроса  сирот на территории республики и качества предоставленного жилья.

По словам А.Б.Казанцевой Комитет также планирует посмотреть правовую защищенность многодетных семей в Республике Алтай. Есть необходимость разработать законопроект, предусматривающий внесение изменений в основной Закон РА «О мерах социальной поддержки семей в Республике Алтай», который бы содержал меры социальной поддержки для многодетных семей, установленные другими законами РА.

Чтобы данная категория граждан не искала свои льготы по разным законам, а могли ознакомиться в основном Законе.

Пора оглянуться назад

Начальник Государственно-правового управления Единого Аппарата Главы РА и Правительства РА Е.С.Казанцева представила присутствующим отчет о проведении мониторинга исполнительными органами власти Республики Алтай, который в Правительстве проводится с c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_kaz.jpg2008 года.

"При этом ежеквартально, -как заметила выступающая, -анализируется информация на предмет соответствия регионального законодательства федеральному законодательству". Ведется работа по разработке соответствующих нормативных правовых актов.

Таким образом, правовая система Республики Алтай пополняется необходимыми подзаконными актами, организуется работа по формированию полного правового регулирования по соответствующим сферам республиканского законодательства.

"Однако в целях организации деятельности в данном направлении, -подчеркнула Е.С.Казанцева, -необходимо провести анализ законов Республики Алтай, а также подзаконных актов, принятых до 2008 года. Прежде всего на предмет их актуальности в настоящее время".

Исходя из конкретных примеров

Помощник прокурора Республики Алтай И.М.Тюхтенева отнесла мониторинг законодательства как в республике, так и на муниципальном уровне, к одному из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры республики. Его осуществление проводится на постоянной основе. Систематически изучаются изменения федерального законодательства и вновь принятые федеральные акты.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_tyuh.jpgНо, как показывает практика, более эффективным является мониторинг, осуществляемый в ходе определенной проверки, когда выявляются непосредственно нарушения  прав граждан, явившиеся следствием несовершенного законодательства. В качестве примера она привела проверку исполнения органами опеки и попечительства законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защите их прав, которая была проведена органами прокуратуры  республики в апреле 2011 года.

Проверка показала, что несмотря на принятый в 2008 году ФЗ «Об опеке и попечительстве» до 2011 года в Республике Алтай не был определен орган опеки и попечительства, также было выяснено, что на территории республики отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия между органами опеки и попечительства, образовательными и другими учреждениями.

"Проведение подобных совещаний позволяет решить вопросы, возникающие между рядом органов в процессе формирования нормативной базы Республики Алтай, отвечающей требованиям федерального законодательства", -сделала вывод представитель прокуратуры Республики Алтай.

Качество законов улучшается

Начальник отдела Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай С.В.Федюнина выразила мнение, что наибольшая эффективность нормотворческого c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_fed.jpgпроцесса достигается при участии Управления на стадии разработки проектов нормативных правовых актов органов государственной власти РА путем проведения правовой и антикоррупционной экспертизы указанных проектов, поскольку на данной стадии возможно в более упрощенной форме оперативно исключить из проекта любые несоответствия федеральному и республиканскому законодательству.

В 2011 году из органов государственной власти Республики Алтай в Управление юстиции по РА поступило 972 нормативных правовых актов. И по всем из них проведены правовые экспертизы. В 17 из них были выявлены несоответствия федеральным законам.

"Анализ деятельности Управления показал, -подытожила С.В.Федюнина, -что в 2011 году наметилась тенденция к повышению качества принимаемых нормативно-правовых актов органами государственной власти".

Законы должны работать

Особый интерес у участников мониторинга вызвало выступление, председателя Совета депутатов МО «Майминский район» П.Ю.Балакина который попытался осветить непростую тему: «Реализация государственных полномочий переданных на муниципальный уровень». Их на c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_balak.jpgмуниципальный уровень передано порядка 15.

В области жилищно-коммунальной сферы это выплата субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поддержка отдельных граждан по газификации. В социальной—опека и попечительство несовершеннолетних детей и людей, признанных судом недееспособными, социальная поддержка детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

Председатель Совета депутатов предложил внести изменения в действующее законодательство и возложить исполнение обязанностей по опеке над совершеннолетними людьми, признанными недееспособными на Отдел социальной защиты. Пока этим занимается образование. Представитель муниципалитета также поднял весьма острую проблему—выделение бесплатного леса на строительство. Закон на бумаге есть, а действие его фактически нулевое. "Поэтому его надо либо совсем отменять, либо сделать так, чтобы он работал, а пока он только красивый прожект", - завершил свое выступление П.Ю.Балакин.

Д.И.Табаев в списке выступающих не значился, но слово попросил. Высказанное им предложение обратить более серьезное внимание на законотворчество в области экологии участники совещания охотно поддержали.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_tab.jpg

Итогом работы совещания стало принятие соответствующих рекомендаций.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)