Печать

c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgНа последнем заседании Правительства Республики Алтай рассматривался вопрос «О ходе выполнения Плана мероприятий по реализации в Республике Алтай в 2011-2015 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

Вопрос возник не вдруг, а по причине того, что после официального закрытия Ассоциации КМН РА решением суда в республике были созданы сразу две общественные организации с идентичными названиями. Причем каждая из которых претендует на право преемственность.

Своим мнением о создавшейся ситуации делится С.С.Тюхтенев, кандидат юридических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета.

-Алтайская мудрость гласит: «Если пять братьев будут едины, их не победит пять армий». Есть и другое изречение: «Разделившийся–волку добыча, разбежавшийся–медведю добыча». Эти емкие фразы я вспомнил, наблюдая за процессами, происходившими в настоящее время среди моего народа.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_novosti_vip_ssuzan.jpgМы, алтайцы, при поддержке представителей других народов добились резкого повышения государственно-правового статуса нашей территории, приобрели свою государственность. Республика Алтай является равноправным субъектом Российской Федерации. Это все признают.

Однако, последние два десятилетия внутри самого алтайского народа произошло немало непонятных, деструктивных событий. Алтайцы раздробились, разделились на этнические группы, коренные малочисленные народы: теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы. Что естественно, наносит удар по единству алтайского народа. Теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы–единая алтайская нация, единый народ-алтайцы.

В Горно-Алтайском пединституте в свое время преподавала алтайский язык телеутка, кандидат филологических наук Кучигашева Надежда Александровна, которая ежегодно выезжала со студентами в экспедицию в районы для изучения алтайских диалектов, делала сравнительный анализ, писала научные труды. Она доказывала, что алтайцы, теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы–это единый народ, хотя имеются между их языками диалектные различия. Спрашивается, у какой нации нет диалектных особенностей? Послушайте говор русских Тверской губернии и Сибири, теленгитов Кош-Агачского района и Усть-Коксинского района.

Поэтому, считаю вполне своевременным организацию и проведение научно-практической конференции в г.Горно-Алтайске на тему: «Единство этнического разнообразия–основа устойчивого развития Республики Алтай». (26 мая 2009 года) Широкое обсуждение этой проблемы позволило консолидации этносов алтайского народа. В частности, при прошедшей после этого Всероссийской переписи населения многие теленгиты, тубалары, челканцы себя обозначили алтайцами. Результаты налицо: алтайцев оказалось не 67 тысяч человек, как это было по результатам предыдущей переписи населения, а свыше 74 тысяч.

Теперь о некоторых процессах, происходящих внутри алтайского народа.
В последние десятилетия алтайцы активно стали идентифицироваться, т.е. консолидироваться по сеокам, проводить Курултай (общие собрания), избирать своих зайсанов. В масштабах республики создан Курултай алтайского народа республики, основной задачей которого является координация деятельности зайсанатов и обсуждение насущных, актуальных вопросов алтайского народа. Лет пять тому назад в этой общественной организации были избраны исполнительные органы, в т.ч. Эл-Башчы алтайского народа, и т.д.

В 2011 году истекал срок их полномочий. Отчетно-выборный съезд-Курултай алтайского народа официально был назначен на конкретную дату-16 апреля 2011 года. Далее с участием некоторых руководителей Правительства Республики Алтай и действующего Эл-Башчы в Большом зале Правительства РА был проведен совершенно неуставной, как они назвали "чрезвычайный" Курултай алтайского народа, на который делегаты не избирались, а «мандаты» делегатов вручили главам сельских поселений, прибывших в город на совещание. На этом спектакле действующий Эл-Башчы не отчитывался, а объявил о том, что он слагает свои полномочия и предлагает избрать на должность Эл-Башчы Татина Эжера, молодого вице-мэра г.Горно-Алтайска.

Данное обстоятельство вызвало недовольство среди некоторых алтайцев и некоторых бывших членов исполнительного комитета (Тос Торгоо) Курултая. Несмотря на препоны, был организован альтернативный съезд. Избран Эл-Башчы, органы управления этой общественной организации.
Когда вновь избранный орган Курултайя алтайского народа-Тос Торгоо обратились в Управление юстиции, то там признали, что и Курултай, прошедший в Правительстве РА и Курултай в ГС-ЭК, проведены с нарушением Устава организации. Возникло двоевластие: сложивший свои полномочия Б.К.Алушкин, теперь выдает себя за действующего Эл-Башчы, а с другой стороны активно действует молодой Эл-Башчы Урмат Князев. Таким образом, неумелое административное вмешательство в деятельность общественной организации привело к неразберихе, разладу среди алтайцев.

После весенних выборов, как мне известно, будут проведены выборы нового Курултая. Мне думается, что пришла пора на новом съезде рассмотреть вопрос о внесении изменений в Устав. Эта организация не должна иметь даже налета политизации и политиканства. У нее совершенно иные задачи—культурно просветительские, прежде всего.

Исходя из вышесказанного, считаю, что пришла пора отказаться от должности Эл-Башчы алтайского народа (глава). Один Эл-Башчы в республике уже есть–Глава Республики Алтай. Второго нам не надо. Поскольку Курултай алтайского народа базируется на зайсанате, то главу республиканской общественной организации следовало бы назвать ага-зайсан (главный зайсан). Он должен быть умудренным опытом, уважаемый человек. Работающий на объединение народа. Тем более, что проблемы у нас есть.

В недавнем прошлом отдельные группы алтайцев противостояли друг другу, выясняя какая вера лучше–алтай jан (шаманизм) или буддизм. По-моему, каждая сторона по сей день осталась при своем мнении.

Алтайцы разделились на коренные малочисленные народы, стали отказываться от национальности алтаец. В последние два года представители указанных этносов правильно восприняли доводы научных работников, руководителей республики, в особенности, спикера Парламента И.И.Белекова и в процессе прошедшей последней переписи назвали себя алтайцами. Надо бы радоваться. И вдруг выясняется, что в республике создано сразу две ассоциации коренных малочисленных народов. В свое время была создана ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай, возглавлял его В.С.Максимов (туба), затем А.И.Сумачаков (челканец).

У коренных малочисленных народов налицо две ассоциации и два президента. Кому это нужно? Такое дробление и разлад ни к чему хорошему не приведет. Долго ли такая чехарда в указанных выше организациях будет продолжаться? Вопрос видимо надо адресовать Министерству культуры Республики Алтай, на которое возложена обязанность координации деятельности общественных и религиозных организаций.

Кандидат в Президенты РФ В.В.Путин недавно обратился к нации со статьей «Россия: национальный вопрос», где особое внимание уделяется к межнациональным отношениям. Он имеет в виду, что в внутри нации, этноса тоже должно быть единство и согласие, а не такая неразбериха, как у нас, у алтайцев.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)