Печать

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_vya.jpgКак осуществляется правовое регулирование земельных отношений в республике, а также о роли в этом Парламента Республики Алтай пятого созыва,-об этом наш сегодняшний разговор с председателем Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по аграрной политике, природопользованию и развитию села Виктором Яныкановым.

-Парламентарии республики уделяют большое внимание регулированию земельных отношений. В 2011 году удалось существенно снизить социальную напряженность на селе по поводу земельных вопросов, поскольку были максимально использованы все предоставленные нам федеральным центром полномочия субъекта РФ в вопросах земельных отношений.

Внесены изменения в ст.1.1. Закона Республики Алтай «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения», которым установлена возможность землепользователей выкупать земли находящиеся у них в аренде, праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

У нас появилась возможность как-то наделить земельными участками тех лиц, кому не достались земельные доли (паи),  это пенсионеры, специалисты бюджетной сферы на селе: учители, врачи. Это была одна из насущных проблем на селе, которая постоянно обсуждалась на сельских сходах и встречах избирателей с депутатами.

Законами Республики Алтай установлены: минимальный срок аренды для выпасов и сенокошения (11 месяцев),  максимально возможный размер земельных участков для личных подсобных хозяйств-2,5га. Ранее при сроке аренды год и выше требовалось проведение кадастровых работ, что влекло затраты у населения. Полномочия Правительства РА по регулированию предельных максимальных тарифов, цен для межевых работ (разные организации устанавливают разные расценки, стоимость межевых работ существенно различается и ничем не ограничивается). В республиканском бюджете предусматривается субсидирование межевых работ. Все вышеуказанные мероприятия направлены на поддержку АПК и развитие села.

Тем не менее, остаются проблемы использования земель по назначению. Происходит сокращение земель сельскохозяйственного назначения, их продают, используют в рекреационных целях или вовсе не используют по назначению; происходит деградация земель.
Люди приходят к депутату на прием и просят помочь им в продаже земли  сельскохозяйственного назначения. Они не поняли главную цель приватизации земель сельскохозяйственного назначения–земля должна получить хозяина, который будет наиболее эффективно использовать эти земли по их назначению, как средство производства в сельском хозяйстве. Землю сельскохозяйственного назначения должны получить сельскохозяйственные товаропроизводители, а не торговцы недвижимостью.

В республике нет случаев изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Это означает, что эффективный контроль за использованием земель отсутствует. Соответствующие рекомендации при проведении в прошлом году Комитетом круглого стола об осуществлении мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения были приняты, как это делается в других регионах.

Есть проблемы в районах, где не провели приватизацию, это земли Улаганского района, земли оленеводов Шебалинского района. Имеется судебная практика не в пользу работников. Люди остались без земли. Единственным выходом для них является упомянутая выше возможность выкупа арендованных земельных участков после 3 лет их надлежащего использования по цене, равной 15% кадастровой стоимости земельного участка.
По землям Алтайского экспериментального хозяйства достигнута договоренность с Российской академией сельскохозяйственных наук о передаче 48тыс.га земель в республиканскую собственность. У жителей с.с.Актел и Камай появится возможность получить земельные участки для создания личных подсобных и фермерских хозяйств.

Назрела проблема развития и расширения населенных пунктов, вокруг которых сложились земли частных собственников, расположены земли лесного фонда. Свободные земли в черте населенных пунктов уже исчерпаны, а законами Республики Алтай увеличиваются льготные категории граждан, которым земельные участки предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства бесплатно. Как обеспечить всех льготников? Не просто поставить их в очередь на долгие годы, их  нужно действительно обеспечить земельным участком. Также избиратели очень часто обращаются и жалуются на действия кадастровых инженеров, бюрократизм, административные барьеры и несовершенство правового регулирования кадастровой деятельности. Например, отсутствуют четкие требования к объявлениям в газетах о выделении земельной доли.

Комитет по аграрной политике, природопользованию и развитию села уделяет внимание данным проблемам и для улучшения ситуации в июне планируется проведение круглого стола с участием представителей государственных органов и муниципальных образований.

Выработанные решения круглого стола станут основой для дальнейшей законотворческой и контрольной работы Комитета, рекомендаций органам государственной власти, органам кадастрового учета и муниципальным образованиям.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)