Печать

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_gbyudzhet.jpgРеспублика Алтай как субъект Российской Федерации вот уже десятилетие вместе со всей страной находится в условиях формирования экономических, социальных и правовых основ нового общества. Государство для выполнения возложенных на него важнейших функций выбрало путь реформирования, а сфера управления стала при этом приоритетным направлением.

Как этот процесс идет в нашей республике  рассказывает вице-спикер республиканского Парламента, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике  Татьяна Гигель.

-Новый тип государственного управления разрушил устаревшие стереотипы, такие, например, как затратный подход, и обозначил переход на результативные технологии управления. Проводимые параллельно с федеральным уровнем бюджетная и административная реформы позволили за последние шесть лет сформировать в регионе систему результативных методов принятия государственных решений.

В бюджетный процесс Республики Алтай прочно вошли такие инструменты программно-целевой  организации деятельности органов государственной власти, как долгосрочные республиканские и ведомственные целевые программы, реестр расходных обязательств, государственное задание  и нормативы финансовых затрат на их формирование, обоснование бюджетных ассигнований, доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования, формализация распределения межбюджетных трансфертов.

Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ, одной из первых в стране  начала реализовываться в Республике Алтай. Несмотря на то, что основные программы радикально не отличаются от документов, принятых другими субъектами РФ, все же реализация ее в республике имеет свою специфику.

Программа была разработана еще в октябре 2010 года, однако ее отдельные положения дорабатывались вплоть до декабря этого же года. Причиной тому стали результаты уточнения и отработки отдельных, наиболее сложных мероприятий программы, например, увязка целей деятельности исполнительных органов государственной власти со стратегическими целями республики.

Надо сказать, что процедура согласования данного блока проходила очень сложно. Такое направление, как «программный» бюджет и мероприятия по повышению результативности расходов, несмотря на то, что они сложны в исполнении, достаточно быстро находили понимание. Это, скорее всего, результат той поэтапной, плановой работы по внедрению программного бюджета, которая в Республике Алтай проводится, начиная с 2006 года.

Ни у кого не вызывает вопросов необходимость жесткой увязки расходов бюджета с целями и задачами социально-экономического развития региона, которые решаются в том числе с применением программного обеспечения. Именно с помощью автоматизации бюджетного процесса мы смогли реализовать задачу проведения мониторинга, мобильного перераспределения бюджетных ассигнований как между принимаемыми и действующими целевыми программами, так и между главными распорядителями бюджетных средств.

Это позволило уже сегодня ставить достаточно высокие индикаторы исполнения мероприятий программы.
Следует отметить, что при внедрении новых технологий в финансовую сферу мы  сотрудничали  с несколькими  разработчиками для решения  различного круга задач.

Необходимо сказать и о системе мониторинга результативности и эффективности расходов целевых программ. В нем учтены процесс разработки проекта целевой программы и ежегодная  корректировка объема финансирования целевой программы при формировании проекта закона о республиканском бюджете.

1-ый этап программно-целевого финансирования бюджета представляет собой предпроектную оценку результативности расходов на целевую программу. В процессе согласования  проектов целевых программ Министерство экономического развития республики  проводит оценку соответствия  целей, задач и показателей программы приоритетам социально-экономического развития региона, а Министерство финансов республики рассматривает обоснованность объема расходов.
Затем идет публичное обсуждение проекта целевой программы с участием населения и оппонентов, что позволяет обеспечить участие населения республики в формировании республиканского бюджета, в том числе через проведение круглых столов, парламентских слушаний и правительственного часа.

2-ым этапом программно-целевого финансирования бюджета является планирование результативных расходов. На стадии подготовки бюджета целевая программа включается сначала в доклад о результатах и основных  направлениях деятельности, а затем  обоснование бюджетных ассигнований расходов и в перечень целевых программ.

На 3-ем этапе планирования бюджета происходит оценка результативности расходов. Поскольку целевые программы утверждаются на три года, то в течение реализации программы имеет смысл ежегодно оценивать результативность осуществляемых расходов и производить корректировку объемов программы. О реализации программ и соответственно о достижении показателей результативности главные распорядители бюджетных средств отчитываются в республиканских министерствах экономического развития и финансов при сдаче годового отчета об исполнении.

В республике предусмотрена бальная оценка эффективности реализации программ, которая позволяет применить механизм корректировки ассигнований на следующий плановый период с учетом конкурсного распределения ассигнований на реализацию целевых программ, основанного на оценке эффективности их реализации. По мере завершения реализации целевой программы уже в следующем году при необходимости продолжения осуществления расходов будет разрабатываться проект новой целевой программы.

Помимо бюджетирования, ориентированного на результат и осуществляемого на уровне главных распорядителей бюджетных средств, результативность расходов имеет стратегический характер и применяется в оценке социально-экономического развития региона.

Для реализации этой задачи внедрен такой инструмент программно-целевого планирования, как государственные программы. Являясь основой «программного» бюджета, они увязывают расходы республиканского бюджета с реализацией тактических задач социально-экономического развития республики. Анализ результативности расходов при реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ позволяет делать выводы о результативности расходов по реализации государственной программы и расходов достижении целевых ориентиров стратегии социально-экономического развития региона.

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня в Республике Алтай решена важнейшая задача по формированию результативных методов государственного управления: создан и выстроен процесс программно-целевого  планирования. Он позволяет проводить сквозной анализ результативности и эффективности расходов от плана социально-экономического развития региона до государственных заданий. А если говорить языком цифр, то уже почти 3 года расходная часть бюджета более чем на 60% финансируется именно программно-целевым методом, посредством более чем 100 республиканских и ведомственных целевых программ.

В структуре программного бюджета в 2012 году 46% составляют мероприятия повышения эффективности бюджетных расходов через предоставление межбюджетных трансфертов (суммарно 3млрд.769млн.руб.) и повышение эффективности предоставления государственных услуг. В структуре программного бюджета 32% направляются на повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения республики и лишь 5% идет на обеспечение функционирования органов государственной власти, оставшиеся 17% идут на обеспечение  высоких темпов экономического роста республики.

Если рассматривать расходы бюджета республики по отраслям социальной сферы, то в сферу здравоохранения направляется более 2,0млрд.руб., в сферу образования более чем 2,5млрд.руб. 1,5млрд.руб. расходуется на  социальную политику, в т.ч. поддержку из бюджета региона получают более 43тыс. семей, имеющих детей,  почти 45тыс. ветеранов и инвалидов, более 10,5тыс. работников,  проживающих в сельской местности, из них 6 250 педагогов. Только в 2010-2011 годах обеспечены жильем более 900 ветеранов Великой Отечественной войны.

За последние 5 лет в республике построены и реконструированы десятки школ, больниц, детских садов, мостов, домов, аэропорт, драмтеатр, стадионы и много других объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Приступили к созданию инфраструктуры особой экономической зоны, началась газификация региона. Все эти  достижения в социально-экономическом развитии региона мы тесно связываем с рачительным расходованием бюджетных средств. Конечно, я не идеализирую всю нашу систему управления и хозяйствования.

У нас, как и в других субъектах, есть свои недостатки и упущения. Но мы знаем эффективный инструмент для повышения эффективности государственного и муниципального управления, для этого мы планируем уже  с будущего года перейти на 100%-ое программно-целевое  бюджетирование через государственные программы.