Печать

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_novosti_img_3655.JPG

28 февраля в Большом парламентском зале состоялась презентация доклада Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2010 году».

Это уже четвертый аналитический доклад в рамках ежегодных мероприятий по мониторингу республиканского законодательства. В совещании приняли участие представители депутатского корпуса, Правительства РА, прокуратуры, Верховного и Арбитражного судов РА, республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, муниципальных органов власти,  науки, общественных организаций Республики Алтай. В рамках межпарламентского сотрудничества c Алтайским законодательным собранием в совещании принял участие председатель Комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан А.Осипов.

Открывая совещание, в своем вступительном слове Председатель ГС-ЭК РА И.Белеков подчеркнул, что главным итогом аналитической работы в области республиканского законодательства является вывод о достаточно высоком уровне действующего республиканского законодательства.  Доклад «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2010 году» является важнейшим показателем качества работы Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай,  комплексным инструментом подведения итогов работы законодательной системы нашего региона в 2010 году и определения перспектив ее дальнейшего развития.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_novosti_IMG_3700.JPG
Далее он отметил, что в 2010 году Парламентом Республики Алтай принят ряд нормативных правовых актов Республики Алтай, связанных с дальнейшим совершенствованием избирательного законодательства, формированием и работой Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и направленных на модернизацию и совершенствование политической системы в нашем регионе. Здесь же спикер высказал предложение о необходимости разработки концепции национальной политики в Республике Алтай как одной из важнейших составляющих государственной политики нашего региона. «Национальная политика должна стать консолидирующим фактором, основой межнациональных отношений в Республике Алтай, направленных на отражение  всего многообразия интересов населения республики в социально-экономической и политической сферах жизнеобеспечения, в том числе в законодательной сфере», - заявил И.Белеков.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_novosti_IMG_3667.JPG В своем выступлении председатель Госсобрания-Эл Курултай заметил, что прошедший год для депутатов Республики Алтай был сложным в политическом плане: в марте прошли выборы в Парламент Республики Алтай, в течение довольно длительного времени решались вопросы внутренней организации работы законодательного органа. В силу этих обстоятельств без должного внимания депутатов Республики Алтай остались вопросы внедрения на территории Республики Алтай новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Следствием этого явились многочисленные обращения жителей Республики Алтай в Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай. Этой ситуации вполне можно было избежать при условии  системного контроля за процедурой внедрения новой системы оплаты труда со стороны профильного Комитета Парламента Республики Алтай.

Жители Республики Алтай на встречах с депутатами Республики Алтай задают много вопросов о правоприменении в сферах земельного, лесного и природоохранного законодательства. И речь в первую очередь идет не о наличии пробелов законодательного регулирования, а о неудовлетворительной правоприменительной практике республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления, сложившейся в нашем регионе. Спикер считает, что область правоприменения этих сфер является жизненно важной для населения Республики Алтай, в связи с чем Парламенту Республики Алтай необходимо уделять более пристальное внимание данному вопросу.

И.Белеков отметил, что проведенный системный мониторинг законодательства Республики Алтай за 2010 год выявил необходимость более структурированного подхода к законодательному процессу в Республике Алтай, связанного не только с принятием законодательных актов Республики Алтай, но и с должной аналитикой качественных изменений, повлекших действие конкретного закона Республики Алтай.

Завершая свою речь, Председатель Госсобрания-Эл Курултай акцентировал внимание участников совещания на основных направлениях предстоящей работы по совершенствованию республиканского законодательства. По мнению спикера—их четыре.

Первое связано с необходимостью инвентаризации всех спорных ситуаций, возникающих в практике применения законодательных актов Республики Алтай.
Второе направление связано с необходимостью систематизации республиканского законодательства и формированию досье на каждый закон Республики Алтай с целью создания постоянно действующей в Парламенте Республики Алтай системы мониторинга законодательных актов Республики Алтай, а также осуществлением действенного контроля за их исполнением.
Третье связано с систематизацией правоприменительной практики в Республике Алтай, как на уровне действующих законов Республики Алтай, так и подзаконных нормативных правовых актов Республики Алтай.
Четвертое. Главным импульсом планирования законопроектной работы в 2011 году должна стать концептуальная проработка потребностей в совершенствовании законодательства Республики Алтай исходя из актуальных задач государственной политики, определенных в Послании Президента страны, в федеральных нормативных правовых актах, иных программных документах.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_novosti_IMG_3693.JPG

Доклад «О состоянии законодательства в Республике Алтай за 2010 год» на совещании представил председатель Комитета ГС-ЭК РА по правовой политике и местному самоуправлению В.Хабаров. Он остановился на характеристике его основных разделов,  основных ориентирах законотворческой деятельности на предстоящий период. Он также заметил, что в последнее время наметилась хорошая тенденция в инициировании законопроектов на федеральном уровне.

Депутат подчеркнул, что содержащаяся в докладе информация свидетельствует о достаточной урегулированности на законодательном уровне всех сфер общественных отношений. Вместе с тем, ряд нормативных правовых актов федерального и республиканского уровня требует более сложной коррекционной проработки в целях их эффективной реализации.

В.Хабаров заметил, что из поступивших предложений с целью совершенствования республиканского законодательства, можно сформировать два направления.
Первое-реализация послания Президента РФ Д.Медведева.
Второе. Устранение пробелов, коллизий, противоречий недействующих норм законодательства Республики Алтай. Парламенту РА в 2011 году предстоит напряженная работа по принятию законодательных актов в различных сферах правоприменения.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_novosti_IMG_3672.JPG
«Мы преследуем главную цель-обеспечение взаимодействия всех субъектов права законодательной инициативы по прогнозированию, планированию, разработке, принятию законов и иных нормативных правовых актов, по их исполнению и последующему контролю, а также в целом, по систематизации законопроектной и контрольной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай. Опыт проведения таких мероприятий говорит о том, что наша работа в данном направлении приводит к ощутимым результатам», - заявил в конце своего выступления В.Хабаров.

Прокурор Республики Алтай Н.Мылицын в своем выступлении затронул тему правоприменительной практики в деятельности прокуратуры. Он заметил, что сотрудниками прокуратуры в отчетный период произведен мониторинг свыше 200 законов и подзаконных актов Республики Алтай на предмет соответствия федеральному законодательству.

Как заметил прокурор, в рамках осуществления надзора за законностью Прокуратурой РА выявлен ряд законов Республики Алтай, противоречащих федеральному законодательству, а также установлено отсутствие нормативных правовых актов, принятие которых является необходимым в целях реализации полномочий Республики Алтай.

Далее он остановился на конкретных законах Республики Алтай, подлежащих изменению в части соответствия федеральному законодательству.
Н.Мылицын подчеркнул необходимость проведения ежегодного мониторинга в целях формирования нормативной правовой базы Республики Алтай, отвечающей всем требованиям федерального законодательства.

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Алтай М.Алексина остановилась на практике применения законодательства Республики Алтай при рассмотрении гражданских дел. Она заметила, что существующие коллизии республиканского законодательства в части несоответствия отдельных законодательных актов мешают вынесению четких судебных решений.

В частности, был приведен пример по удовлетворению исковых заявлений сельских педагогов по обеспечению твердым топливом. При вынесении решений возникают противоречия между Федеральным законом №78-ФЗ «Об образовании», республиканским законом  №78-РЗ, а также постановлением Правительства РА №128, согласно которому выделение твердого топлива в натуре может быть заменено денежной компенсацией. М.Алексина отметила необходимость приведения данного постановления в соответствие с федеральным и республиканским законодательством.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_novosti_IMG_3674.JPG

В своем выступлении доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Д.Табаев высказал ряд критических замечаний и предложений в адрес Парламента РА. По его мнению, необходимо определить приоритетами законотворческой деятельности подготовку базовых законов Республики Алтай, а также заняться более глубоким, научным исследованием истории парламентаризма в республике Алтай. Особое внимание следует уделить организации правотворческой деятельности органами местного самоуправления.

Выступающий предложил изучить вопрос о формировании Конституционного Суда РА, разработать и принять закон Республики Алтай «О Главе Республики Алтай», с целью более четкого разграничения полномочий.
Кроме того, Д.Табаев призвал вернуться к обсуждению концепции законопроекта об охране Телецкого озера, начать работу  над Конституцией Республики Алтай в новой редакции, а также внедрить практику ротации депутатов, работающих в Парламенте РА на постоянной основе.

В выступлении председателя Комитета ГС-ЭК РА по образованию, молодежной политике, спорту, СМИ и общественным объединениям В.Уханова прозвучала информация о законотворческой деятельности в области образования. За последние годы было принято более 30 федеральных законов и несколько десятков иных подзаконных актов в области образования. Однако не все региональные парламенты соглашаются с позициями, отражаемыми в них, что затрудняет правотворческую деятельность на региональном уровне.

Особое внимание докладчик уделил формированию регионального образовательного стандарта. «Региональные законодатели должны учитывать национальные, географические, демократические и другие особенности своей территории», -заявил В.Уханов. Он также коснулся в своем выступлении обсуждения базового закона РФ «Об образовании», отметив, что в дальнейшем предстоит серьезная работа по приведению республиканского законодательства в данной сфере с учетом региональных особенностей.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_IMG_3691.JPG

Начальник ГПУ Единого аппарата Главы Республики Алтай и Председателя Правительства Республики Алтай О.Демитрова информировала участников совещания о работе по приведению законодательных актов Республики Алтай в соответствие с федеральным законодательством в части передачи полномочий, остановилась на том, что еще не сделано и что предстоит сделать для совершенствования республиканской правовой базы. Представитель Правительства РА призвала с помощью электронных ресурсов активнее налаживать обратную связь с гражданами в сфере правоприменения отдельных законодательных актов. Сбор отзывов о том, как работает тот или иной закон, какие коррективы вносит в практику его применения, должен обязательно учитываться на сайтах государственных и муниципальных органов власти.

Депутат Республики Алтай Н.Екеева призвала законодателей к внимательному, системному подходу к формированию Концепции национальной политики в Республике Алтай. "Её в республике нет, - заявила депутат, -поэтому к этой работе необходимо привлечь научные и общественные силы республики. Надо проанализировать все нормативные правовые акты Республики Алтай в  сфере культуры, языка, образования, проанализировать республиканские целевые программы, определяющие государственную поддержку различных категорий, институтов общества, исключив при этом дублирование и подмену понятий".

О взаимодействии с ГПУ Государственного Собрания-Эл Курултай РА говорила в своем выступлении заместитель начальника Отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований С.Федюнина. Ею было отмечено, что в рамках существующего соглашения идет постоянная работа по анализу нормативных правовых актов, законопроектов, принимаемых Государственным Собранием-Эл Курултай. При этом, в последние годы идет снижение принятых нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству, что говорит о повышении уровня правовой культуры. Имеющиеся замечания устраняются в оперативном порядке.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_IMG_3712.JPG

Депутат Государственной Думы ФС РФ С.Пекпеев подчеркнул, что правотворческая деятельность в Республике Алтай находится на достойном уровне. Вместе с тем, он призвал законодателей к более внимательному отношению к быстро меняющемуся федеральному законодательству, предостерег их от поспешного внесения поправок в Конституцию Республики Алтай. По мнению депутата Госдумы, неоправданно сужены полномочия республиканского парламента за счет передачи излишних полномочий высшему исполнительному органу власти республики.

В завершение совещания И.Белеков подвел итоги состоявшегося обмена мнениями и поблагодарил участников мониторинга за полезный труд.

Затем участники совещания, с учетом прозвучавших предложений и замечаний, приняли Рекомендации, в которых отразили основные направления деятельности по совершенствованию республиканского законодательства.