c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_deputaty_ekn1.jpgВажным фактором на пути укрепления государственности республики стало принятие Конституции (Основного закона) Республики Алтай. Республика Алтай приняла свою Конституцию только 7 июня 1997 года, последней из всех республик Российской Федерации, хотя проект был готов еще в 1994 году. Такая задержка объясняется следующими причинами.

Во-первых, республика, как и новое государственное образование-Парламент, не имели опыта не только конституциональной, но и любой законотворческой работы, Процесс разработки и принятия Конституции республики совпал со становлением и укреплением ее государственности, вхождением политических, юридических и других демократических институтов в нашу жизнь.

Во-вторых, республика, находясь в конституционном и правовом поле РФ, почти три года ожидала принятия новой Конституции России, проведения выборов в Федеральное Собрание и Президента РФ.

А, в-третьих, некоторая несогласованность действий и разброс мнений, ожидания политических перемен в России и улучшения социально-экономической жизни наших граждан требовали более тщательного и широкого обсуждения предложенного проекта Конституции.

Большая роль в подготовке проекта основного закона республики принадлежит Конституционной комиссии–специального органа по разработке Конституции, образованного постановлением Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай от 2 марта 1994 года в составе 23 чел. (позднее численность была увеличена до 27 чел.). Председателем комиссии был избран В.И.Чаптынов, заместителем- Д.И.Табаев, ответственным секретарем–В.С.Максимов

Комиссия провела 21 заседание, утвердила структуру Конституции, создала рабочие группы из членов комиссии для подготовки отдельных разделов и глав Основного закона. Проект Конституции обсуждался на пяти сессиях Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай, трижды публиковался в республиканских газетах. Проект отдельно издавался брошюрой, по несколько раз обсуждался на сессиях городского и районных советов депутатов, а также на заседаниях в 35 сельских советах. Это было действительно всенародное обсуждение, в ходе которого поступило более 500 замечаний и предложений. Всего было пять вариантов проекта Конституции Республики Алтай и ее последний вариант был вынесен на всенародное обсуждение в марте 1997 года. Он также прошел экспертизу в государственно–правовых структурах Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, Совета безопасности РФ, Полномочного представителя Президента РФ в Конституционном суде России.

7 июня 1997 года Конституция Республики Алтай была принята депутатами Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай на XXI-ой сессии первого созыва открытым поименным голосованием. Из 27 депутатов присутствовало 25 чел., результаты голосования были следующие: «за»–20, «против»–5. В работе сессии принял участие М.А.Митюков, первый заместитель секретаря Совета безопасности РФ, отметивший: «Историческое значение заключается в правовом оформлении статуса избранной вами формы государственности, отражающей чаяния народа Республики Алтай и являющейся залогом стабильности и развития в вашем регионе. Вопрос о Конституции Республики Алтай имеет не только региональное значение, но и общероссийский аспект. Практически, ее принятием будет завершен этап конституционно–правовой реформы в республиках Российской Федерации».

С принятием Конституции (Основного Закона) Республики Алтай завершилось ее юридическое оформление. Республика признана демократическим государством с республиканской формой правления, входящее на правах субъекта в состав Российской Федерации и неотделимое от неё. В Конституцию были введены такие разделы и главы, которых нет в Основных Законах ряда республик: «Административно–территориальное устройство», «Основы экономики и финансовая система», «Законодательство Республики Алтай», «Избирательная система Республики Алтай» и др. В то время, это была одна из самых объемных конституций республик в составе Российской Федерации. Она состояла из 7 разделов, 23 глав, 170 статей. За период, после принятия Конституции, было внесено более сотни поправок, сократилось количество статей и глав.
Государственная власть осуществляется на началах разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

По конституции республики, высшим представительным законодательным органом государственной власти является Парламент, именуемый Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай. Он представляет собой однопалатный законодательный орган, состоящий, в настоящее время, из 41 депутата (вместо 27 депутатов до 1997 года). В его структуру входят Председатель, заместитель, председатели комитетов ((ранее-постоянных комиссий). В настоящее время, срок полномочий депутатов Государственного Собрания-Эл Курултай пять лет. Сегодня, работают депутаты седьмого созыва (первый созыв–1993-1997г.г., второй созыв–1997-2001г.г., третий созыв–2001–2006г.г., четвертый созыв–2006–2010г.г., пятый созыв–2010–2014г.г., шестой созыв–2014–2019г.г.).

Предложение о введении поста президента республики, как самостоятельной структуры, стоящей над законодательной и исполнительной властями, населением, общественными объединениями и государственными органами было воспринято отрицательно в ходе обсуждения проекта Конституции. В целях создания наиболее экономичного и эффективного аппарата, Конституция утвердила пост Главы Республики Алтай, который является высшим должностным лицом и возглавляет исполнительные органы, являясь одновременно Председателем Правительства Республики Алтай,. Глава Республики избирается населением на пять лет.