В соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ, профилактика коррупции осуществляется, путем применения следующих основных мер:
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
- рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал, вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- предъявление, в установленном законом порядке, квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка, в установленном порядке, сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление, в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно, в обязательном порядке, учитываться, при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
- проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
- принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
- введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
- унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- обеспечение независимости средств массовой информации;
- неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
- совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
- совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
- обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
- совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в т.ч. при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
- укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
- передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
- сокращение численности государственных и муниципальных служащих, с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
- повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
- оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица, без гражданства, за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено, в соответствии с законодательством Российской Федерации, права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
В случае, если, от имени или в интересах юридического лица, осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.19.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее–КоАП РФ) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).
Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст.19.29. КоАП РФ).
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно, как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
В новой редакции ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены меры ответственности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления за коррупционные правонарушения.
Так, согласно ч.7.3-1 ст.40 к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих и членах своей семьи доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: предупреждение; освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления, с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; освобождение от осуществления полномочий, на постоянной основе, с лишением права осуществлять полномочия, на постоянной основе, до прекращения срока его полномочий; запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; запрет исполнять полномочия, на постоянной основе, до прекращения срока его полномочий.
В силу ч.7.3-2 порядок принятия решения о применении мер ответственности будет определяться муниципальным правовым актом, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Ст.13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусматривается возможность установления федеральными законами исключений для применения меры ответственности, в виде увольнения, в связи с утратой доверия к лицам, замещающим муниципальные должности.
Упрощен порядок декларирования доходов депутатами представительных органов сельских поселений, осуществляющими свои полномочия, на непостоянной основе. Так, ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» в редакции Федерального закона от 26.07.2019г. №251-ФЗ установлено, что указанные лица предоставляют сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи за каждый предшествующий год, в случае совершения сделок, предусмотренных ч.1 ст.3 Федерального закона от 03.12.2012г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Если, в течение отчетного периода, указанные сделки не совершались, лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Борьба с коррупцией включает в себя целый комплекс мер противодействия:
Распоряжением Председателя Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай от 19 сентября 2018 года №68 утвержден План мероприятий противодействия коррупции в Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай на 2018-2022 годы.
Основные мероприятия Плана направлены на:
-реализацию комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению гражданскими служащими ограничений, запретов и по исполнению обязанностей, установленных, в целях противодействия коррупции, в т.ч. ограничений, касающихся получения подарков;
-реализацию антикоррупционных механизмов в кадровой политике, в соответствии с законодательством о государственной службе, в целях исключения коррупционной составляющей в системе подбора и расстановки кадров, предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной службе, предотвращения и устранения нарушений правил служебного поведения государственных служащих;
-организацию проведения антикоррупционной экспертизы и анализа коррупциогенности нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
-проведение антикоррупционной пропаганды и формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.