c_390_250_16777215_00_images_stories_2021_soveshania_monitorzak20_5.jpg

 

Уважаемые коллеги!

В любом демократическом государстве Конституция является основным законом государства, особым нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу.

В силу специфики Российской Федерации, республики тоже имеют свои конституции, а другие субъекты имеют свои основные законы, в виде Уставов. Основные законы субъектов, в обязательном порядке, должны соответствовать федеральной Конституции, которая установила, что система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. И такой закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ был принят ещё в 1999 году. 

1 июля 2020 года состоялось общероссийское голосование, итогом которого стало принятие пакета поправок в Конституцию Российской Федерации. Это-самое масштабное внесение поправок в Конституцию Российской Федерации, со времени её принятия в 1993 году, всего перечень изменений содержит 206 поправок, посвященных самым разным сферам: поправки, связанные с историей и политической системой; поправки в области семейных ценностей, прав и свобод человека и гражданина; поправки, изменяющие полномочия Федерального Собрания Российской Федерации; поправки, изменяющие полномочия и статус Президента Российской Федерации; поправки, изменяющие полномочия Правительства Российской Федерации; поправки в области местного самоуправления; поправки, относящиеся к судебной власти.

Данные поправки в Конституцию Российской Федерации вступили в силу 4 июля 2020 года, после официального опубликования закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года №1-ФКЗ и Указа Президента РФ от 3 июля 2020 года №445.

Основная часть поправок носит декларативный программно-целевой характер («Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики», «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета», «Российская Федерация обеспечивает защиту исторической правды», «Институт брака, как союза мужчины и женщины»), либо изменяет полномочия органов государственной власти на федеральном уровне (обнуление сроков действующего Президента, закрепление неприкосновенности бывших президентов, введение в состав Совета Федерации пожизненных сенаторов, сокращение состава Конституционного суда РФ, введение полномочия Конституционного суда РФ о проверке конституционности проектов законов до подписания их Президентом и др.). Данные поправки относятся к федеральным отношениям и прямого влияния на законодательство субъектов Российской Федерации не имеют. Несмотря на это, в Парламент республики обращались избиратели с пожеланиями внести поправки в Конституцию РА аналогичные поправкам в федеральной конституции о том, что Глава республики должен также, как Президент РФ, назначать на должность заместителей Председателя Правительства и отдельных министров, только после утверждения их Госдумой, а в нашем случае, Госсобранием–Эл Курултай. И, в этом случае, у Главы республики не должно быть права отказать Госсобранию в назначении кандидатур, которых утвердил Парламент. Но повторюсь: изменения по государственному строительству мы вносим в нашу Конституцию, только на основании федерального закона №184-ФЗ.

В то же время, для реализации некоторых новелл в Конституции Российской Федерации внесение изменений в законодательство субъектов Российской Федерации необходимо.

Во-первых, ранее Конституцией Российской Федерации было установлено, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации, по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации.

Согласно новой редакции ст.129 Конституции, прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Субъекты Федерации, теперь, в процессе назначения прокурора соответствующего субъекта не участвуют.

Полномочие Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай, по согласованию кандидатуры на назначение на должность прокурора Республики Алтай, установлено п.31 ст.103, ч.3 ст.141 Конституции Республики Алтай, п.30 ст.8 Закона Республики Алтай от 27 марта 1998 года №3-44 «О Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай». Эти нормы должны быть исключены из республиканского законодательства.

Во-вторых, в новой редакции Конституции Российской Федерации вместо понятия «член Совета Федерации» введено понятие «сенатор Российской Федерации».

В Конституции Республики Алтай в п.28 ст.103 и п.13 ст.113 установлены, соответственно, полномочия Парламента по наделению полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации-представителя от Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, и полномочия Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай по наделению полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации-представителя от Правительства Республики Алтай.

Понятие «член Совета Федерации» используется также в ст.ст.8 и 37 Закона «О Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай», а также в ст.ст.18, 72, 81 Регламента Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай.

В указанные нормативные правовые акты будут внесены изменения, к части замены слов «член Совета Федерации» словами «сенатор Российской Федерации».

В-третьих, поправками к Конституции Российской Федерации ст.77 была дополнена частью третьей, закрепляющей требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации:

Аналогичные требования к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай закреплены в ст.111 Конституции Республики Алтай, но следует ещё добавить норму о постоянном проживании в Российской Федерации и запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Перечисленные изменения должны быть внесены в законодательство Республики Алтай.

В то же время, не всегда внесение изменений в Конституции республики вытекает непосредственно из поправок к федеральной Конституции. Так, в конституционных поправках ничего не говорилось о конституционных и уставных судах субъектов. Но поправки в закон о судебной системе РФ предписывают, чтобы к 1 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов были ликвидированы. В РА такой суд не создавался, но перспектива его образования заложена в ст.ст.103 и 131 нашей Конституции. При подготовке поправок, эти положения следует из основного закона республики исключить.

Ряд поправок к Конституции Российской Федерации для их реализации на региональном уровне требуют принятия нормативных правовых актов на федеральном уровне. Всего для приведения федерального законодательства в соответствие с поправками к Конституции планируется принять около ста законопроектов.

В настоящее время, неясно, каким образом будут реализованы положения ч.1.1. ст.131 о том, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления, положения ч.3 ст.132 Конституции Российской Федерации о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации.

Указанные новеллы не согласуются с положениями ст.12 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому нужны уточнения в федеральное законодательство.

Для определения форм участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, а также для раскрытия понятия «единая система публичной власти» должны быть внесены изменения в Федеральный закон №184-ФЗ и в Федеральный закон №131-ФЗ, регулирующий вопросы местного самоуправления. Пока, такие изменения на федеральном уровне не приняты, внесение изменений в законодательство Республики Алтай в данной части невозможно.

Также в Конституцию Российской Федерации внесена поправка, которой ч.1 ст.67 дополнена положениями о федеральных территориях, которые могут создаваться, в соответствии с федеральным законом. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом.

В настоящее время, в Российской Федерации создана только одна федеральная территория: «Сириус»-поселок городского типа в Краснодарском крае. Создана она Федеральным законом от 22 декабря 2020 года №437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус».

Из этого федерального закона следует, что федеральной территорией «Сириус» признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование. Законом установлена система органов публичной власти федеральной территории «Сириус», также закреплено, что на данной федеральной территории может устанавливаться специальное регулирование отношений, в т.ч. в сфере распространения и размещения рекламы, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулирования градостроительной деятельности и др.

Будут ли создаваться другие федеральные территории, в т.ч. на территории Республики Алтай, в настоящий момент, сказать нельзя.

В настоящее время, в субъектах Российской Федерации ведется работа по приведению регионального законодательства с соответствие с поправками к Конституции Российской Федерации. Ведется такая работа и в Республике Алтай–в марте текущего года будут проводиться заседания рабочих групп по работе над проектом конституционного закона Республики Алтай о внесении поправок в Конституцию Республики Алтай с участием представителей Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай, Правительства Республики Алтай, прокуратуры Республики Алтай и управления Минюста России по Республике Алтай.

В течение первого полугодия 2021 года планируется внести изменения в Конституцию Республики Алтай, Закон Республики Алтай от 27 марта 1998 года №3-44 «О Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай», Закон Республики Алтай от 24 февраля 1998 года №2-4 «О Правительстве Республики Алтай», Регламент Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай, в целях приведения их в соответствие с поправками к Конституции Российской Федерации.

Благодарю за внимание.