«Нормативно–правовое регулирование алтайского языка, как государственного языка Республики Алтай»

c_390_250_16777215_00_images_stories_2021_merop_conferalt3103_20.jpgОдним из значительных достижений Республики Алтай за 30 лет, с момента ее образования, является создание нормативно–правовой базы функционирования алтайского языка, как государственного языка Республики Алтай, что имеет важнейшее значение для сохранения национальной идентичности, самобытности, традиций народа, гармонизации межэтнических отношений.

Согласно Конституции РФ, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ. Республикам дано право устанавливать свои государственные языки. Кроме того, всем народам России гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития

В Республике Алтай создан необходимый фундамент для решения стратегических задач развития языка: создана нормативно–правовая и финансовая базы, имеется научный, методический и информационный потенциал. На законодательном уровне в Республике Алтай статус государственных языков закреплен за русским и алтайским языками.

Вопросы языковой политики в Республике Алтай регулируются Конституцией РФ, Законом РФ «О языках народов Российской Федерации», Конституцией РА, Законом РА «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай». Кроме того, вопросы сохранения, развития и использования алтайского языка как государственного языка регулируют следующие законы: «Об образовании в Республике Алтай», в котором гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития на всех ступенях образования; «О культуре в Республике Алтай» согласно которому учреждения культуры реализуют программы государственной поддержки, сохранения и развития алтайского языка через репертуар театра, книгоиздание, проведение культурно – массовых мероприятий и др. В Законах РА «Об охране объектов культурного наследия в Республике Алтай», «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия Республики Алтай» регулируются отношения, возникающие в сфере выявления, возрождения, сохранения и использования объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай, что способствует сохранению традиционной культуры, а, следовательно, и алтайского языка.

Особо хотелось бы остановиться на законе «Об эпическом наследии Республики Алтай». Закон принят, в целях сохранения, защиты и популяризации эпического наследия. Именно через такие объекты наследия, как кай черчек (кай чорчок)–алтайское героическое сказание, кай–традиция устного исполнения героического сказания о богатырях горловым пением, черчек (чорчок)–сказка, вид повествовательного прозаического фольклора, проявляется богатство алтайского языка и передача его последующим поколениям.

Исключительная компетенция двуязычия установлена рядом республиканских правовых актов, а именно:

  1. Законы Республики Алтай публикуются в республиканских газетах «Звезда Алтая», «Алтайдын Чолмоны» и «Сборнике законодательства Республики Алтай» на государственных языках Республики Алтай (Конституционный закон РА «О Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай»).
  2. Государственный гимн Республики Алтай может исполняться на алтайском и русском языках, в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном исполнении (Конституционный закон РА «О Государственном гимне Республики Алтай»).
  3. Наименование организаций, предприятий и учреждений даются на государственных языках. Языками внутреннего делопроизводства и документации государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории Республики Алтай, являются государственные языки–русский и алтайский (Закон РА «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай»).
  4. На объектах культурного наследия республиканского значения, включенных в Единый государственный реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, выполненные на алтайском и русском языках («Об охране объектов культурного наследия в Республике Алтай»).
  5. Названия наград Республики Алтай устанавливаются на русском и алтайском языках («О государственных наградах Республики Алтай»).
  6. Обращение в парламент возможно на двух государственных языках (постановление Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай.
  7. При составлении письменного запроса о деятельности Правительства Республики Алтай, используются также государственные языки Республики Алтай (постановление Правительства Республики Алтай «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Республики Алтай»).
  8. Разработана в новой редакции Инструкция по русской передаче алтайских географических названий в Республике Алтай, утвержденная распоряжением Правительства Республики Алтай, в целях усовершенствования практики русской передачи алтайских географических названий в Республике Алтай.
  9. Утвержден Перечень наименований населенных пунктов, пересекаемых рек, ручьев, расположенных на территории Республики Алтай вдоль трасс автомобильных дорог общего пользования, на алтайском языке постановлением Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай.

На основании Закона Республики Алтай «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай», постановлением Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай создана Терминологическая комиссия по алтайскому языку при Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай, которая разрабатывает основные понятия и термины алтайского языка, используемые в официальной сфере общения, рассматривает словари алтайского языка (толковые, переводческие, орфографические и другие) и дает согласие на их издание, согласовывает тексты документов и вывесок с наименованиями государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Республики Алтай, проверяет правильность написания географических наименований на алтайском языке и т.д.
Разработаны и внедряются новые правила орфографии алтайского языка.

Как мы видим, Парламентом РА проделана серьезная работа по законодательному закреплению алтайского языка, как государственного языка РА. Создана нормативно–правовая база, которая позволяет решать вопросы функционирования алтайского языка. Это не означает, что все вопросы решены, остается еще достаточно проблем, которые надо решать.

Поэтому работа по мониторингу законодательства и дальнейшему его совершенствованию будет продолжена. И важным направлением в деятельности ГС-ЭК РА остается контроль за реализацией принятых законов.