Письмо 12 зайсанов алтайских родов, январь 1756 год

"Мы, зайсанги, имянуемые Омбу, Гулзухай, Хутук. Намки, Боохол, Церин, Буктуш, Бурут, Намук, Намджил и Замсунак со всеми нашими людьми желаем быть в подданстве белаго царя, токмо ныне нас отсюда хотят взять и перевесть в другое место, и для того просим вскоре нас от того защитить. Наперед сего мы бывшие владения Галдан Цереня двенадцать зайсангов пред сим посылали к вам с известным нашим письмом зайсанга Намку тако ж и ныне мы, двенадцать зайсангов со всеми нашими улусными людми желаем быть в подданстве белаго царя и с подвластных нам улусных наших людей будем платить ясак какой по соизволению белаго царя определен будет. И ежели белой царь когда в потребном случае нам двенатцати зайсангам соизволит повелеть на наш зенгорский народ или куда в другое место нарядить в поход войско, то мы онаго войска в зимнее время по тысяче, а в летнее время по две тысячи человек немедленно будем отправлять. А мы намерение имеющие быть в подданстве белаго царя двенадцать зайсангов состоим в тысяче пятистах кибиток людей или может быть более или малым чем меньше. И тако мы, двенадцать зайсангов послали с сим Намку и руки приложили". (Переводил переводчик Петр Смирнов).

c_290_250_16777215_00_images_stories_2021_merop_265_02.05.21_obrash.jpg

c_250_450_16777215_00_images_stories_2021_merop_265_02.05.21_ukaz2.jpg Перед нами два исторических документа, которые закрепили добровольное вхождение алтайского народа в состав Российского государства. На основании обращения 12 алтайских зайсанов, императрица Елизавета Петровна издает указ от 2 мая 1756 года о переходе алтайского народа со своими землями в российское подданство. Этот исторический выбор алтайского народа быть в составе России предопределен культурным и духовным единством наших народов–алтайского и русского. Первые контакты между ними были установлены еще в XVIIв.

В течение XVII–XIX вв. шел процесс вхождения Горного Алтая в состав России. На первом, начальном этапе (XVII–первая половина XVIIIв.в.) происходит постепенное расширение границ Российского государства к предгорьям Алтая. На втором, переломном этапе (середина и вторая половина 50-х годов XVIIIв.) территория Горного Алтая, за исключением его восточной и юго–восточной частей отошла к России. На третьем этапе (1760–1860-е годы) завершается процесс присоединения к Российскому государству восточной и юго-восточной частей Горного Алтая, вместе с двумя Чуйскими волостями.

Присоединение Горного Алтая, занимающего стратегическое место на стыке Западной Сибири и Центральной Азии, повлияло на процесс дальнейшего формирования многонационального Российского государства и укрепление его геополитической позиции в Центральной Азии. Тем самым, Россия расширила и укрепила свои юго-восточные рубежи, поставила заслон иноземным притязаниям на Алтай, защитила народы Южной Сибири от порабощения, что позволило народу сохранить свою культурную самобытность. Объединившись, народы взаимно обогатили свои уникальные культуры, непосредственное общение оказало большое влияние на дальнейшее социально–экономическое развитие региона.

Отныне, судьбоносные этапы развития Горного Алтая и его народа неразрывно связаны с важными вехами укрепления Российского государства. За это время, Горный Алтай прошел несколько этапов эволюционного развития государственности, начиная с административно–территориального образования в составе Российской империи до республики в составе Российской Федерации.

В XIX-начале ХХв.в. территория Горного Алтая входила в Бийский округ (уезд) Томской губернии. В административно-податном отношении алтайское коренное население было распределено по 7 алтайским дючинам, 9 кочевым волостям и трем оседлым управам. Кочевые волости и дючины не имели территориальных границ. Они созданы по родовому принципу, т.е. в административном отношении люди одного рода входили в одну определенную дючину или волость.

До административной реформы начала XXв. во главе кочевой дючины (волости) стоял зайсан, выбираемый мужским податным населением (домохозяевами). Как правило, зайсаном мог быть представитель знати доминирующего рода (сёока). Он был ответственен перед уездной и губернской властями за взнос ясака и земских сборов, общий порядок и спокойствие подведомственного населения. В его компетенцию входил также местный суд, юрисдикция которого распространялась на гражданские и мелкие уголовные дела, решавшиеся им по нормам обычного права.

Административной и земельной реформами начала XX столетия (1911-1913г.г.) родовое управление и землевладение было упразднено. Вместо этого, введена система местного управления и землепользования общекрестьянского образца: территориальные волости, сельские земельные общества во главе со старшинами и старостами. В 1913 году на территории Горного Алтая было образовано 15 волостей, входившие в состав Бийского уезда Томской губернии.

Февральская революция 1917 года и последовавшие за ней широкие преобразования активизировали освободительное движение, был поставлен вопрос о предоставлении самостоятельности живущим в России народам. 1-6 июня 1917 года состоялся съезд представителей инородческих волостей Алтая, на котором был создан орган по местному управлению коренных жителей Бийского и Кузнецкого уездов Алтайская Горная дума. Лидеры Горной думы, частности Г.И.Чорос-Гуркин, предлагали выделить Горный Алтай в самостоятельную административную единицу. В октябре 1917 года, как известно, Временное правительство России было свергнуто и установлена советская власть. 3 ноября 1917 года российское правительство опубликовало «Декларацию прав народов России». Она провозглашала равенство народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Движение за создание национально-территориальной автономии началось и в Горном Алтае. Оно охватило 1917-1922 годы.

На первом этапе (1917-1920г.г.) ставились требования о выделении территории Горного Алтая из состава Бийского уезда и образовании самостоятельной земской единицы. Это годы существования Горной думы и Каракорум-Алтайского округа (уезда)–новой административной единицы, образованной Учредительным съездом, проходившем в с.Улала в марте 1918 года. Г.И.Чорос–Гуркин так выразил чаяния своего народа: «В жизни своей я был кровным защитником всех интересов своей родины: самоопределения и автономии алтайского народа. Стоял за все его лучшее, национальное. За его законное право быть равным и свободным в семье великих народов».

На втором этапе (1920-1922г.г.) решался вопрос об образовании национальной автономии алтайцев. Однако, решение вопроса затягивалось, во-первых, из-за начавшейся гражданской войны. Во-вторых, выявились различные точки зрения, при обсуждении вопросов об административных границах будущей автономной области и принципах ее управления.

В результате, после рассмотрения и согласования данного вопроса органами власти различного уровня, 1 июня 1922 года ВЦИК принимает «Декрет об образовании автономной области Ойротского народа», первый пункт которого гласит: «Образовать автономную область Ойротского народа, как часть Российской Социалистической Федеративной Советской Республики с административным центром в с.Улалинском».

В состав области было включено 20 волостей Горно-Алтайского (Усть-Канская, Абайская, Катандинская, Уймонская, Онгудайская, Туектинская, Песчанная, Салдамская, Шебалинская, Улалинская, Бешпельтирская, Имеринская, Чемальская, Чергинская, Кош-Агачская, Киргизская, Улаганская, Чибитская, Чолушманская, Паспаульская) и три волости Бийского уездов (Лебедская, Верх-Бийская(Алтынкольская), Успенская, Ныргинская).

Автономная область создавалась с правами губисполкома, но с бюджетом и штатами уиспокома. Горный Алтай, впервые за всю российскую историю, был выделен в отдельную административно-территориальную единицу–Ойротскую (с 1948 года– Горно–Алтайскую) автономную область в составе РСФСР. Взаимоотношения Ойротии с центральными органами государственной власти и управления РСФСР осуществлялись первоначально через Сибирский край (1925 год), потом–Западно-Сибирский край (1930 год), а с 1937 года–через Алтайский край.

Постепенно Горно-Алтайская автономная область стала частью Алтайского края с очень ограниченными правами и возможностями самостоятельного развития. В этих условиях, руководители области неоднократно ставили вопрос о выводе области из состава края. Так, в декабре 1956 г. первый секретарь Горно-Алтайского обкома КПСС Н.М.Киселев пишет письмо секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву: «При выделении области из края, возрастет роль, повысится ответственность, развяжется инициатива областных организаций и работников в решении хозяйственно-политических вопросов, стоящих перед областью, а самое главное–более успешно будут расти местная промышленность, сельское хозяйство и повышаться национальная культура области». Однако, в советский период решить этот вопрос так и не удалось.

Вместе с тем, необходимо отметить, что образование автономной области способствовало складыванию устойчивой территориальной, экономической и культурной общности алтайцев и других народов в пределах Горного Алтая. Для населения Горного Алтая, местные жители которого до 1917 года именовались инородцами, не имели избирательных и иных общепринятых прав, образование Горно-Алтайской автономной области стало вторым по значимости событием, определившим его судьбу на весь последующий период. Как справедливо отмечал Ч.К.Кыдрашев, председатель Горно-Алтайского облисполкома в 1959–1971г.г.: «Это событие стало поворотным пунктом в развитии нашей области». За 70 лет существования области (1922–1991г.г.) произошел качественный скачок в ее социально-экономическом и политическом развитии. Сегодняшнее развитие республики во многом базируется на социально-экономическом и культурном потенциале, который был создан и преумножен в этот период. Историческое значение декрета ВЦИК от 1 июня 1922 года состоит в том, что он заложил прочную основу для преобразования Горно-Алтайской автономной области в 1991 году в Республику Алтай в составе Российской Федерации.

И третье судьбоносное событие в истории народа Горного Алтая–это принятие Декларации о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной области (25 октября 1990 года) и Закона РСФСР об образовании Республики Алтай, как самостоятельного субъекта РФ (3 июля 1991 года). Изменения в общественно-политической ситуации в стране во второй половине 1980-х гг. вызвали движения за повышение статуса автономной области и обретение реальной самостоятельности. Шел активный поиск путей решения данного вопроса.

В марте 1989 года Горно-Алтайский облисполком обращается с просьбой в центральные органы РСФСР о принятии решения о выделении автономной области из состава Алтайского края и перевода ее в непосредственное подчинение органам государственной власти РСФСР. Тогда же, в марте 1989 года в письме на имя Президиума Верховного Совета РСФСР официально был поставлен вопрос о внесении изменений в ст.2 Конституции СССР и ст.82 Конституции РСФСР об исключении записи о том, что автономная область входит в состав края.

В сентябре 1989 года одиннадцатая сессия областного Совета народных депутатов приняла решение о повышении правового статуса автономной области. Областной Совет просил Верховный Совет РСФСР вывести автономную область из состава края и перевести ее в непосредственное подчинение органам государственной власти и управления Российской Республики.

Историческое значение для всех автономных областей имело выступление депутата Верховного Совета от нашей области, заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР М.В.Карамаева. В ноябре 1989 года он впервые, открыто на сессии Верховного Совета РСФСР поставил вопрос о повышении правового статуса автономных областей, входивших в состав РСФСР: Адыгейской, Карачаево-Черкесской, Хакасской, Еврейской, в т.ч. и Горно-Алтайской автономной области: «Существующий статус автономных областей, входящих в состав краев, не отвечает современному этапу их развития, создает конституционное и фактическое неравенство в их правовом положении. Применительно к нашей автономной области, можно сказать, что она только номинально считалась автономией, а на деле стала обычной административной единицей края без автономных прав. Единственная цель, которая преследуется, при постановке вопроса–это выход из состава Алтайского края и о вхождении в состав РСФСР–быть равным среди равных, обеспечить преодоление отставаний, в условиях жизни и работы населения».

В.Н.Штыгашев, в то время председатель Хакасского облисполкома, а ныне председатель Верховного Совета Республики Хакасия, отмечал, что Хакасия благодарна М.В.Карамаеву, его выступление на столь высоком уровне ускорило процесс преобразования автономной области в республику.

Идею создания собственного государственного образования поддерживали члены областного руководства во главе с В.И.Чаптыновым, который выступил в 1990 году на I съезде народных депутатов РСФСР.

В августе 1990 года вторая сессия областного Совета народных депутатов принимает Декларацию «О Федеральном Договоре и повышении государственно-правового статуса Горно-Алтайской автономной области», в соответствии с которой наша область признавалась одновременно субъектом СССР и РСФСР, с наделением необходимыми полномочиями.

25 октября 1990 года третья (внеочередная) сессия областного Совета народных депутатов большинством голосов, при поименном голосовании (из 100 народных депутатов проголосовало: «за»-69 человек, «против»-10 и «воздержалось»-8, отсутствовало-13) приняла Декларацию о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной области. Во всех 10 статьях Декларации были изложены основные принципы (положения) государственности нового государственного образования, а в преамбуле определены основания (причины) провозглашения суверенитета. Подчеркивалось, что, в современный период, статус автономной области, ограниченный в своих суверенных правах, не обеспечивает подлинное равенство народов, их свободное развитие, и, в связи с этим, предлагалось считать неприемлемым дальнейшее откладывание рассмотрения вопроса о повышении государственно-правового статуса автономной области, что противоречило бы историческому стремлению народа Горного Алтая к национальному суверенитету. Горно-Алтайская автономная область была преобразована в Горно-Алтайскую автономную Советскую Социалистическую Республику (ГАССР) в составе РСФСР.

Важно отметить, что Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и Декларация о повышении статуса автономной области до уровня республики в составе РСФСР от 25 октября 1990 года выступают логически согласованными и взаимодополняющими актами народного волеизъявления. В тех непростых политико-правовых и социально-экономических реалиях они консолидировали и организовывали граждан на сохранение единого многонационального Российского государства.

В декабре 1990 года внеочередной съезд народных депутатов РСФСР вносит изменение в Конституцию РСФСР, исключив из нее запись о том, что «автономная область входит в край».

Таким образом, 25 октября 2020 года исполняется ровно 30 лет с того исторического события, когда депутаты областного Совета народных депутатов, в самые трудные и переломные времена, сделали осознанный выбор в пользу ответственности и самостоятельности. Принятая Декларация стала гарантом для дальнейшего развития государственности народа Горного Алтая, послужила основой для образования Республики Алтай.

Н.М.Екеева, председатель Комитета Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ, кандидат исторических наук