c_390_250_16777215_00_images_stories_2021_sovfed_kult2206_1.jpgДобрый день, уважаемые коллеги, уважаемая Валентина Ивановна (Матвиенко), Лилия Салаватовна (Гумерова), Ольга Борисовна (Любимова)!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас за внимание к республике и за организацию Дней Республики Алтай в столь высоком собрании.

За последние годы, кардинально изменилось отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, что нашло отражение в ст.68 Конституции Российской Федерации: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством» и Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года №808, утвердившем Основы государственной культурной политики: «В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире».

Пришло понимание, что сохранить культуру–это не просто сохранить старое наследие. Сохранить культуру–это сохранить и будущее России.

Как известно, понятие «культурное наследие», в самой общей форме, подразумевает наиболее выдающиеся памятники истории и культуры. Его принято подразделять на материальное (вещественное) и нематериальное (духовное) культурное наследие. Предлагаем рассмотреть вопрос о необходимости принятия на федеральном уровне закона, регулирующего вопросы охраны объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Нематериальное культурное наследие–это знания, навыки, обычаи и представления, а также связанные с ними артефакты, предметы, инструменты и культурные пространства, признанные отдельными лицами или группой лиц частью их культурного наследия. Сегодня, к культурному наследию относят язык народа, национальные праздники, обряды, ритуалы, верования, традиционные ремесла и промыслы. Для многих народов Российской Федерации нематериальное культурное наследие является основным источником идентификации.
 
Обострившееся внимание к вопросу сохранения связано с тем, что такие его проявления, как традиционная народная музыка, танцы, праздники, устные традиции и языки, находятся под угрозой исчезновения. Неосязаемая природа этого наследия делает его уязвимым, в условиях происходящих, сегодня, изменений. Исчезновение и разрушение нематериального культурного наследия России обусловлено также нехваткой средств для реализации мероприятий по его охране.

Вместе с тем, именно нематериальное культурное наследие является мощным инструментом, способствующим духовному воспитанию личности и общества, формирующим самосознание и способствующим духовному развитию народа. Сказки, песни, сказания, былины и другие виды устного народного творчества не только передают богатство языка, но и выполняют очень важную функцию: формируют духовные, интеллектуальные и нравственно-этнические ценности, являющиеся отражением культурной и национальной самобытности общества и охватывающие образ жизни, традиции и формы их выражения, включая язык, нормы и правила поведения, верования, обряды, обычаи, празднества, фольклор и т.д.

Республика Алтай была в числе первых субъектов Российской Федерации, в котором вопросы выявления, сохранения и использования нематериального культурного наследия получили поддержку на законодательном уровне. Для регулирования отношений в обозначенной сфере был принят Закон Республики Алтай от 5 декабря 2008 года №120-РЗ «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия».

В нем определены основные виды объектов нематериального культурного наследия Республике Алтай, к которым относятся: традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, народные праздники, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами, являющиеся культурными ценностями народов Республики Алтай, и полномочия органов государственной власти Республики Алтай в области развития нематериального культурного наследия. В частности, к таким полномочиям отнесены: установление порядка проведения экспертизы, формирование государственного реестра объектов нематериального наследия, обеспечение безопасности и пополнения реестра объектами нематериального культурного наследия.
 
В ряде субъектов Российской Федерации (Вологодская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа) приняты и действуют законы и иные нормативные правовые акты в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов нематериального культурного наследия.

Вместе с тем, базовый федеральный закон в Российской Федерации в обозначенной сфере, по-прежнему, отсутствует. Принятие такого закона позволит сохранить то хрупкое достояние народов России–нематериальное культурное наследие, которое накапливалось и передавалось новым поколениям, обеспечивало единство многонационального народа России и укрепляло авторитет государства, способствовало формированию чувства самобытности и преемственности человека, укреплению национальной идентичности и патриотизма. Его принятие повлечет устранение правового пробела в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, и позволит синхронизировать федеральное и региональное нормативное правовое регулирование в указанной сфере, а также будет способствовать комплексному решению имеющихся проблем и созданию необходимых условий для сохранения и популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Данный законопроект позволит реализовать одно из основных положений Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года №808 «Об утверждении основ государственной культурной политики», согласно которому к задачам государственной культурной политики отнесено создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия.
 
В заключение, хочу поблагодарить Вас, Валентина Ивановна, всех коллег за конструктивную, плодотворную работу. Уверена, решения, которые будут выработаны на заседаниях профильных комитетов в рамках Дней Республики Алтай в Совете Федерации найдут свое воплощение в жизнь.
 
Спасибо за внимание.