Сельское хозяйство и животноводство–основа экономики Республики Алтай, это-уклад жизни, культурные традиции и источник существования населения. Республика Алтай полностью расположена в горной местности с колебанием высот над уровнем моря от 250м до 4 506м. В связи с развитием и интенсивным ростом хозяйств различных форм собственности, в Республике Алтай, на сегодняшний день, остро встал вопрос о пастбищах.
Состояние определенного под пастбища Земельного фонда вызывает серьезную озабоченность (процессы деградации земель (вплоть до опустынивания), низкая кормоемкость пастбищ и др.), нагрузка на пастбища превышает допустимые нормативы.
Решение указанных проблем видим в развитии института отгонного животноводства-форме организации животноводства, при которой животных в течение всего года (или большей его части) содержат на пастбищах различных сезонов использования, историческая форма деятельности наших предков, обеспечивающая рациональное использование пастбищ.
В Республике Алтай, как и в ряде регионов Российской Федерации, где отгонное животноводство является традиционной формой хозяйствования, принят и действует Закон Республики Алтай от 03.03.2008г. №5-РЗ «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства в Республике Алтай».
Однако, несмотря на законодательное регулирование на уровне ряда субъектов Российской Федерации, вопросов по определению территорий, в целях отгонного животноводства, при применении данного закона на практике, возникает ряд проблем, в связи с отсутствием закрепления на федеральном уровне правового статуса понятий «отгонные пастбища», «отгонное животноводство», как части сельскохозяйственных угодий, что ведет к отсутствию учета особенностей данного вида хозяйствования, при правовом регулировании механизма определения и предоставления земель для отгонного животноводства.
В связи с чем, предлагаем дополнить понятие «сельскохозяйственные угодья» (п.1 ст.79 Земельного кодекса Российской Федерации) указанием на определение оленьих пастбищ в районах Крайнего Севера и отгонных пастбищ, которыми считать лесные площади, покрытые и непокрытые лесом, занятые лесными насаждениями, в т.ч. древесно-кустарниковой растительностью, болота и прочие угодья, находящиеся в составе всех категорий земель, пригодных для выпаса сельскохозяйственных животных.
В соответствии с п.2 ст.609 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.26 Земельного кодекса Российской Федерации, договоры аренды земельных участков, заключенные на срок не менее одного года, подлежат государственной регистрации.
В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее, чем на пять лет. При этом, для целей отгонного животноводства, порой, не требуются длительные сроки аренды, наоборот, пользователи данных земель постоянно находятся в движении, меняют пастбища, в зависимости от времени года, соответственно, конкретное пастбище используется в небольшой период времени-меньше 1 года (от 1 до 4 месяцев).
Сельскохозяйственные товаропроизводители меняют несколько пастбищ в отгонный сезон, и все данные земельные участки необходимо поставить на кадастровый учет. Межевание пастбищ требует финансовых затрат, которые, пока, не могут осилить ни сельскохозяйственные товаропроизводители, ни муниципальные образования. Сельскохозяйственные угодья не получают статус отгонных пастбищ, постепенно приватизируются и не могут уже использоваться в данных целях. Существующие пастбища используются, без надлежащего оформления арендных отношений, соответственно, какой-либо обязанности по надлежащему пользованию участками пользователи не исполняют, арендную плату в бюджет не оплачивают.
Таким образом, для развития отгонного животноводства в Республике Алтай и иных регионах России требуется изменение данной нормы действующего закона на более гибкую в части определения сроков аренды, позволяющую учитывать интересы каждого субъекта РФ.
Земли, традиционно использовавшиеся для отгонного животноводства, не получили статус отгонных пастбищ, поскольку находятся в границах земель Лесного фонда, соответственно, использование, в целях отгонного животноводства, участков Лесного фонда также сопряжено с проблемами по оформлению права пользования.
В настоящее время, обеспечение нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей возможно, лишь при заключении, по итогам проведенного аукциона, договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений, что занимает длительный период времени, требует дополнительных финансовых затрат.
Между тем, именно аграрный сектор производства является важнейшим сектором экономики регионов с преобладающим сельским населением, обеспечивающим рабочие места и повышение благосостояния, в первую очередь, сельских жителей.
Соответственно, необходимо гарантировать доступность сельскохозяйственного товаропроизводителя к земельным участкам, в т.ч. и Лесного фонда, путем расширения перечня случаев заключения договоров аренды лесных участков, без проведения торгов, установленных ст.73.1 Лесного кодекса РФ, законодательной гарантии исключительного права заключения договоров аренды на новый срок для добросовестных арендаторов.