c_390_250_16777215_00_images_stories_2021_soveshania_publ101121_012.jpgУважаемый Артур Павлович, коллеги и участники публичных слушаний!
Я искренне рада приветствовать всех участников публичных слушаний, посвященных параметрам проекта республиканского бюджета на 2022 год и на последующие два года - 2023 и 2024 годов.
Хочу поблагодарить глав и председателей районов, глав сельских поселений и общественность, кто откликнулся на наше приглашение и присутствует в этом зале. Если вспомнить прошлые публичные слушания, то они проходили в режиме видеоконференцсвязи из – за острой эпидемиологической обстановки в стране. В этом году Распоряжением Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай принято решение о проведении данного мероприятия в очном формате, чтобы более широкий круг людей мог принять участие и видеть обсуждение бюджета через онлайн – трансляцию.

Публичные слушания определены Законом о бюджетном процессе и проходят в целях повышения публичности, открытости и гласности формирования бюджета на предстоящие годы, а также освещения той работы, которая проводится над ним в стенах Парламента совместно с органами исполнительной власти республики. Жители нашей республики имеют полное право знать, как формируется республиканский бюджет, куда и на какие цели планируется выделение средств и в каких объемах.
Кроме того, любой гражданин республики имеет право вносить свои предложения в проект бюджета, который размещен на официальном сайте Парламента. Об этом размещается информационное сообщение, как в республиканских газетах, так и на официальном сайте ГосСобрания. Без внимания не остается ни одно предложение, так как все предложения рассматриваются на заседании Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике  и направляются в Правительство РА для учета при подготовке проекта бюджета ко второму чтению.

Активную работу над формированием бюджета депутатский корпус начал с утверждения 7 рабочих групп постановлением Президиума от 13 сентября 2021 года № 58 во исполнение статьи 9.3 Закона о бюджетном процессе.  В так называемом «нулевом» чтении бюджета по итогам заседаний рабочих групп были выработаны 82 предложения и рекомендаций, основная часть которых носит приоритетный и первоочередной характер. 8 ноября  мы получили информацию от Правительства РА, которая будет обсуждаться на заседаниях предстоящих комитетов и рабочих групп. Рассчитываем, что Правительство нас услышит и ко второму чтению проект бюджета будет доработан с учетом тех приоритетных задач, которые ставят перед нами наши избиратели.

Уже второй год подряд проект бюджета вносится в Парламент до 25 октября, что, безусловно, даёт больше времени для полноценной и качественной работы над бюджетом, как со стороны депутатского корпуса, так и со стороны Контрольно-счетной палаты. Если вспомнить, то до корректировки данной даты, бюджет вносился ранее к 1 ноябрю.

Представленный бюджет переходит к стабильному обычному развитию, его можно назвать «постпандемийный». Конечно, пандемия не завершилась, сейчас мы переживаем очередную волну, но в нём мы видим, что заложены базовые механизмы исполнения и не будут применяться исключительные механизмы наращивания расходной части бюджета.
Крайне важно, что существенные средства в бюджете предусмотрены на выполнение всех социальных обязательств, также в бюджете заложено необходимое финансирование национальных проектов, и достижения национальных целей социально-экономического развития региона, о чем нас проинформирует Вячеслав Валерьевич – министр экономического развития Республики Алтай, и важно заметить - это финансирование из года в год на национальные проекты увеличивается.

Также очень важно, что в следующем бюджетном цикле Республика Алтай будет продолжать активную политику, направленную на стимулирование экономического роста. Так, будут использоваться рычаги бюджетных инфраструктурных кредитов, о чем говорил в своем Послании Президент Российской Федерации В.В. Путин. И Республика Алтай вошла в перечень регионов, которым Правительственная комиссия одобрила получение такого кредита, что даст новый импульс экономического развития республики и создания дополнительных рабочих мест.
Помимо этого, на прошлой сессии Парламента был принят Закон Республики Алтай от 15 октября 2021 года № 53-РЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Республики Алтай «О регулировании градостроительной деятельности на территории Республики Алтай» в части механизма комплексного развития территорий, в котором мы видим потенциальный объем нового строительства и перспективу обновления качества жизни населения в муниципальных образованиях.

В продолжение этой темы хочу сказать, что в Республике Алтай второй год реализуется индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы, основной уклон которой в 2020 и 2021 году был на развитие социальной сферы, то есть на выполнение мероприятий по завершению строительства школ и детских садов, укомплектованию средствами обучения и воспитания, мягким инвентарем и т.д. В предстоящий период с 2022 года данная программа будет направлена на развитие экономического блока и значительные средства будут направлены на поддержку и развитие реального сектора экономики по направлениям туризма, сельского хозяйства, промышленности и жилья.

Со всеми этими позитивными инструментами мы связываем большие надежды и считаем, что в полной мере их надо использовать для улучшения финансового положения, как муниципалитетов, так и республики. Не стоит забывать о работе по привлечению частных инвестиций, потому что для обеспечения экономического роста  необходимы именно новые вложения, новые рабочие места.

Также не стоит забывать о повышении собственных доходов и реализовывать все имеющиеся ресурсы. Отрадно видеть, что принятый в прошлом году Закон Республики Алтай от 29 мая 2020 года № 16-РЗ «О введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с 1 июля 2020 года работает в полном объеме. Так, число самозанятых растет, и в сравнении: по состоянию на 10 января 2021 года зарегистрировано было 1 214 самозанятых, а уже на 10 октября 2021 достигло 3 927 самозанятых. Соответственно, поступления в налоговую базу собственных доходов приросло и составило 5 243,0 тыс. рублей. Такую сумму мы утвердили последними изменениями в бюджет на 2021 год.

Наряду с данными доходами, в представленном проекте закона о бюджете отражён новый источник дохода – это доход от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, по нормативу 100 %  и на период 2022 – 2024 годов заложен в сумме 100 000 тыс. рублей ежегодно.
Также не могу не отметить, что с каждым годом идёт прирост налоговых доходов в республиканский бюджет, из них можно выделить увеличение поступлений как по налогу на прибыль организаций, так и по налогу на доходы физических лиц. В представленном бюджете налоговые доходы составили 7 млрд. 350 млн. рублей.

Уважаемые участники публичных слушаний, формирование республиканского бюджета – это всегда нелёгкий процесс поиска  компромисса между потребностями и возможностями. А в последнее время эта задача ещё более усложнилась. Нам приходится учитывать множество дополнительных факторов и действовать в условиях различных ограничений.
Тема сегодняшней встречи объемная и многоаспектная. И я рассчитываю, что настоящие публичные слушания позволят максимально содержательно донести до вас перспективы предстоящего бюджетного цикла, тем более, что в этом зале очень представительный состав участников, неравнодушных к свёртыванию бюджета.
Законопроект с основными характеристиками республиканского бюджета на предстоящий трехлетний период будет рассмотрен на заседании Комитета 12 ноября и планируется к принятию на сессии Парламента 17 ноября. Также на данном заседании Комитета будут рассмотрены рекомендации публичных слушаний со всеми Вашими предложениями.

И в завершении хочу поблагодарить депутатский корпус, руководителей и специалистов  органов исполнительной власти за совместную работу над бюджетом. Так как внесенный проект бюджета достаточно сбалансирован и учитывает все потребности наших граждан. Тем не менее, остается ряд нерешенных инициатив и предложений, которые, мы надеемся, будут учтены в ходе доработки бюджета ко второму чтению.
Ведь только совместными усилиями мы решим поставленные задачи, и свершим серьезный прорыв в бюджетной политике.

Спасибо за внимание.