c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_taytakov.jpg Уважаемый Александр Васильевич, Иван Итулович!
Уважаемые коллеги, присутствующие!

Рассматриваемый вопрос является наиболее острым и злободневным в жизни большинства населения Республики Алтай. Вы хорошо знаете, что не проходит ни одного мероприятия, где бы не поднимался вопрос земельных взаимоотношений. Два года прошло, после парламентских слушаний на тему: «Земельное законодательство и практика его применения в Республике Алтай».

Давайте проанализируем, что изменилось за эти годы, в каком состоянии находятся земельные дела, выработаем стратегическую линию наших действий, определимся в сроках и исполнителях решения накопившихся проблем.

В 1765 году по указу императрицы Екатерины II в России началась земельная реформа, получившая название "Генеральное межевание" и длившаяся почти 100 лет. Тогда же, Екатерина II собственноручно начертала будущий межевой девиз: "Каждый, при своём" и подтвердила его словами: "Утверди, Господи, достояние людям своим". Этот девиз остается актуальным и по сей день. Земля—это не только объект недвижимого имущества, это-еще и основное средство производства в сельском хозяйстве, и продовольственная безопасность страны, и средство существования миллионов сельских жителей. Земля—это и то, что объединяет всех нас в народ.

В 1990-2005г.г. в России, фактически, созданы новые основы земельного строя. Его характеризуют:

-новая законодательно–нормативная база;

-многообразие форм собственности на землю;

-многоукладное и платное землепользование;

-обеспечение населения страны земельными участками;

-современная система кадастра и регистрации прав на землю.

Действительно, радикальные изменения земельных отношений в аграрном секторе России были начаты в начале 90-х г.г. прошлого века. Главной целью проводимых реформ являлось изменение отношения людей к земле, повышение заинтересованности в ее сохранении и рациональном использовании, т.е. появление эффективного собственника земли. При этом, особое социальное, экономическое и экологическое значение имело реформирование отношений в области приобретения прав и оборота земель сельскохозяйственного назначения.

В эти же годы, возникла долевая собственность на земли сельскохозяйственного назначения. В процессе проводимых преобразований была ликвидирована монополия государственной собственности на землю и проведена реорганизация коллективных сельскохозяйственных организаций. Большая часть сельскохозяйственных угодий директивным методом была передана в собственность гражданам, в виде земельных паев (долей).

Весьма символично, что земельная реформа и у нас, и в России, началась со спора–должна ли земля быть приватизирована? Это определило ее дальнейшую судьбу. По этой причине, принципы формирования и применения земельного законодательства менялись у нас несколько раз. Только в период с 1998 по 2001г.г. было принято семь земельных законов, а также неоднократно переписывался и дополнялся Гражданский кодекс.

В общей сложности, с 1991 по 2005г.г. принято более 1тыс. нормативных правовых актов на федеральном уровне и около 20тыс. нормативных актов субъектов, имеющих отношение к земельным преобразованиям. За прошедшее время, были приняты на федеральном уровне и вступили в силу ряд законов, определяющих правовое, экономическое, социальное, политическое развитие и на долгосрочную перспективу. Один только 131-й закон, чрезвычайно объемный и сложный, внес изменения в более, чем 200 федеральных законов и потребовал коренной переработки большого количества нормативных актов субъектов Федерации. Даже по прошествии более 2-х летнего периода, процесс корректировки не завершился.

Подобная чехарда с законами, которые, к тому же, противоречили один другому, приводила и продолжает приводить к возникновению самых разнообразных земельных споров, многие из которых так и не находят своего разрешения. В частную собственность граждан и юридических лиц России передано 129,6млн.га, что сравнимо с территорией ряда крупных стран континентальной Европы, и 97% этих земель являются сельскохозяйственными угодьями.

По имеющейся информации к 2000 году, в целом по Российской Федерации, насчитывалось 11,9млн. собственников земельных долей, из которых 10,9млн. (91,8%) получили право удостоверяющие документы. В Республике Алтай в процессе реорганизации колхозов и совхозов гражданам необходимо было выдать около 39тыс. (38 995) документов, удостоверяющих право на земельные доли. В течение 1991-2002г.г. реализовали это право, для организации крестьянских хозяйств 6тыс. граждан (15,4%).

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.10.2002г. №293 «О мерах по устранению недостатков, допущенных, при приватизации земель сельскохозяйственного назначения и при реализации прав граждан на землю», еще 7 200чел. получили на руки выписки из решений районных администраций, т.е. 13 218чел., или 34% граждан республики оформили свои права. Формально (де-юре) в республике и стране появился класс земельных собственников, имеющих, в своем распоряжении, значительные земельные площади.

Однако, как показала практика, появление этого класса не привело к улучшению положения дел в аграрном секторе, т.к. смена государственной формы земельной собственности на общую долевую не повлекла за собой появление подлинных хозяев земли, как эффективно хозяйствующих субъектов. Тысячи граждан нашей республики не сумели стать подлинными собственниками.

Причин-много. Вы о них хорошо знаете. Во–первых, в таком районе, как Улаганский, вопрос приватизации земель, вообще, не решался и не решен. То же самое можно сказать о хозяйствах, которые преобразовались в сельскохозяйственные ГУПы Майминского района, «Оленевод» Шебалинского района.

Во-вторых, наши сельчане, неполучившие право удостоверяющие документы (а их оказалось почти 26тыс.чел.) для оформления через землеустроителей и регистрационную службу сейчас должны оплачивать за уже свое предоставленное государством право на земельные участки в среднем от 10 до 15тыс.руб. Зная размер зарплаты сельских жителей республики, не трудно догадаться, почему они не стали и не станут в основной массе де-факто. Комиссия по реализации прав собственности граждан на земельные доли, созданная на основании распоряжения Правительства от 23.05.2005г. №190-р, продолжает свою работу уже в новом составе Правительства Республики Алтай под руководством Первого заместителя Председателя Правительства РА С.М.Тевоняна, и от ее работы, сегодня, во многом, будут зависеть доведение земельной реформы в республике до конца, преодоление бюрократических препон в осуществлении механизмов распоряжения землей, снятие ограничений быстрого перехода земли к эффективно работающим землепользователям.

Поэтому, для разрешения сложившейся ситуации, необходимо определиться (и это-самое главное) с правоустанавливающим документом.

Существует ли возможность принятия на региональном уровне нормативно-правового акта, который бы определил:

• во-первых, выписки из решений районных администраций о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих право на земельную долю, как документ, удостоверяющий право собственности граждан на земельные доли;

• во-вторых, установление границ землепользования и упорядочить процесс выделения земельных участков, в счет земельных долей?

Как показывает зарубежная и отечественная практика, наиболее эффективное решение данной задачи достигается через разработку специальных землеустроительных проектов (проектов территориального землеустройства), а не государственного кадастрового учета (что намного дороже), в которых комплексно, с учетом природных, экономических и социальных факторов, решаются вопросы перераспределения земель. При этом, на порядок уменьшаются затраты на подготовку документов, необходимых, для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.

Учитывая значительные площади перераспределяемых земель (тысячи га), большое количество лиц, чьи интересы и права затрагиваются, социальное и финансовое положение собственников земельных долей, важную организационную роль, в этом процессе, должны сыграть соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня, необходимо срочно создать во всех районных муниципальных образованиях структуры или назначить специалистов, которые взяли бы на себя всю нагрузку по решению проблем земельных отношений. Федеральное законодательство (53-ФЗ от 17.04.2006г. «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ) устанавливает распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые неразграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Не важно, как будет называться такая структура-юридическое бюро по оформлению земельных отношений, отдел администрации муниципального образования района по землеустройству-она должна максимально облегчить прохождение документации по оформлению прав, в кратчайшие сроки, с минимальными затратами. Чтобы наши земляки, в основном труженики бывших колхозов и совхозов, реализовали свои права, объявленные Российским государством, в форме всем известной приватизации.

Решение проблем упорядочения сельскохозяйственного землепользования и создания простого механизма, позволяющего реализовать свое право собственности любым заинтересованным собственником, соблюдая, при этом, как общественные, так и личные интересы каждого собственника земли, является, сегодня, крайне актуальной. Возможным решением данного вопроса стало бы издание Президентом РФ Указа об оформлении, в короткие сроки, выдачи свидетельств о собственности и проведении регистрации имеющих право на земельные доли граждан и их сельских домов, с личным подсобным хозяйством, за счет выделенных средств на реализацию федеральной и республиканской программ «Социальное развитие села до 2010 года».

Как вариантом такого решения, стали бы разработка и принятие общегосударственной и региональной программы «Землеустройство сельских территорий». Поскольку, начав земельную реформу в 90-х г.г., государство не довело ее до логического завершения, целесообразно определить его одним из приоритетных направлений власти в сфере земельной политики.

Уважаемые коллеги! (Сегодня, в этом зале присутствует депутат Государственной Думы РФ С.Т.Пекпеев).

Остро стоят вопросы непосредственно связанные с предоставлением и использованием земельных участков, учета и регистрации, контроля за их состоянием и рациональным использованием. От решения этих вопросов зависит будущее государства и каждого из нас. Кроме того, зависят сроки и объемы реализации не только приоритетной национальной программы «Развитие АПК», но и других национальных программ.

В своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул «…не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки».

Один из инструментов осуществления национальной программы «Развитие «АПК»—поддержка кредитами. Ведь займы, с такой льготой, за счет казны, пока, единственный и главный источник инвестиций, для сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, фермеров, ЛПХ. Необходимо быстрее отладить механизм получения займов. Для примера: за восемь месяцев 2006 года, выдано малым формам хозяйствования Алтайского края больше 3,5тыс. (3 629) кредитов на сумму 917,3млн.руб., а в Республике Алтай—124 кредита на сумму 41,957млн.руб.

Сложность в том, что требуется залог. А заложить крестьянину, практически, нечего. Их активы, с позиций банков, неинтересны, неликвидны, и, по этой причине, они лишены возможности являться участниками рынка. Создание системы земельного ипотечного кредитования сыграло бы стимулирующую роль в развитии сельского хозяйства, обновления технической оснащенности и обеспечения его долгосрочными финансовыми ресурсами. Но, в виду отсутствия собственников земли, земельного рынка в республике нет.

Без решения проблем земельных отношений, невозможно и существование рынка недвижимости. Земельный оборот, его инфраструктура находятся в зачаточном состоянии и отстают от потребностей реальной экономики.

К сожалению, муниципальные образования, практически, не занимаются разграничением собственности на землю, не проводят землеустроительные работы, с целью постановки на государственный кадастровый учет.

Встает вопрос—почему? Территориальное управление Роснедвижимости считает—только потому, что установление прав и регистрация прав собственности на землю влечет за собой и распоряжение ею собственником, т.е. в случае, если землеустроительные работы будут проведены быстро, значит и права будут зарегистрированы. И тогда муниципальные образования к этой земле не будут иметь отношения. Землеустроительные работы ОПХ «Горно-Алтайское» проводятся 3 года, из них 2 года что-то утверждали и согласовывали. И, до сих пор, вопрос не решен. То же самое можно сказать о хозяйстве Юрия Семеновича Земирова.

И, как следствие, не решаются муниципалитетами вопросы по выделению земельных участков, в частности, под жилищное строительство. Сегодня, как никогда, чувствуется нехватка жилья, тенденция увеличения объемов строительства присуща и нашей республике. Для того, чтобы г.Горно-Алтайск и села выглядели, в архитектурном плане, красиво и эстетично, строительство необходимо вести, с учетом генеральных планов застройки, а это-невозможно, без доброкачественного планового материала.

Не оформлены, в установленном порядке, границы населенных пунктов. Из-за этого, невозможно провести землеустроительные работы по единому землепользованию. Проблема неполноты сведений, отсутствие четкого описания границ является основным препятствием в этой работе. В частности, ОПХ «Чуйское» граничит с несколькими населенными пунктами-г.Горно-Алтайск, с.с.Майма, Дубровка, Рыбалка и т.д. Только на 29 из 256 населенных пунктов в 2004 году были изготовлены ортофотопланы, но и там необходимы дополнительные затраты, работы не завершены.

Другим препятствием является отсутствие опорно-межевой сети. Весь комплекс работ на населенные пункты и межселенные территории может быть выполнен в течение 2-х лет, с использованием материалов аэрофотосъемок (АФС). Стоимость работ составляет 300-360млн.руб. Эти средства мы должны изыскать, ведь материалы нужны не только сельскохозяйственному производству, они необходимы, при проектировании и строительстве дорог, газопроводов, линий электропередачи и других объектов жизнеобеспечения республики. Они нужны нашим людям.

С 1 октября 2005 года в России началась эра земельных аукционов. Теперь участки под жилищное строительство предоставляются только на торгах. Прошел почти год, и можно подвести первые итоги. Согласно заявлению Первого вице-премьера российского Правительства Дмитрия Медведева, за этот период, на аукционах продано около сотни земельных участков, да и то-с большими нарушениями закона. Наши структуры оказались не готовы к решению этих задач. К тому же, им, в особенности с учетом традиционных межведомственных противоречий, сложно преодолеть создаваемые годами мощные и затратные административные барьеры. Кроме всего прочего, "упаковка" земельных участков занимает больше года, и за 9 месяцев, отведенных Земельным кодексом на подготовку торгов, качественные "полные" пакеты инвестиционно-тендерной документации просто не могут появиться на свет.

Поэтому в комплексном освоении новых территорий важно развивать частно-государственное партнерство. При этом, застройщикам должна быть оказана государственная поддержка в получении банковских кредитов, а при необходимости, и прямая финансовая помощь в инженерном обустройстве территорий. Так или иначе, сейчас, рынок жилья находится в опасном, неустойчивом состоянии. Цены стремительно растут. Люди, которые, еще вчера, накопили денег на покупку жилья, сегодня, уже не могут его купить. Время идет, и работает оно, в данном случае, не на нас.

Мы, сегодня, столкнулись с еще одной проблемой, уже всероссийского значения. Как быть с поселениями, кордонами, расположенными на территории заповедника, в частности, с.Яйлю? Ведь там же живут наши люди, наши граждане. Мы понимаем, надо защищать интересы Федерации. Но нельзя забывать и об интересах субъекта, муниципальных образований и наших соотечественников.

Такое положение с регулированием земельных отношений является результатом того, что ведомственные амбиции превалируют над общими экономическими соображениями и целями. Имеет место дублирование обязанностей по осуществлению земельной политики. Восемь федеральных министерств и ведомств (да и у нас, в республике, немало федеральных и республиканских органов управления), которые имеют прямое отношение к рассматриваемому вопросу.

Давайте посчитаем наши службы:
Министерство имущественных отношений РА, Министерство сельского хозяйства РА, Министерство регионального развития РА, Управление Федеральной регистрационной службы, Агентство лесного хозяйства по Алтайскому краю и Республике Алтай, Территориальное агентство по недропользованию по Республике Алтай, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РА, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РА, ФГУ «Мелиоводхоз», Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РА, филиал ФГУП «Ростехинвентаризация», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РА, Территориальное управление Росимущества по РА и т.д., не считая органов Россельхознадзора. Может быть, кого-то забыл?

Такой солидный перечень органов управления должен работать очень четко, взаимно дополняя друг друга, как единый механизм. На самом деле, происходит сумятица, взаимонепонимание, когда разные управления и службы по одному и тому же вопросу ведения пользуются различными «циркулярами» своих вышестоящих ведомств.

Поэтому у Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РА и Агентства лесного хозяйства по Алтайскому краю и Республике Алтай двойная система учета одних и тех же земельных участков, с разным назначением.

Немало вопросов и к Управлению федеральной регистрационной службы. На мой взгляд, одна из самых главных проблем в этой службе—это отсутствие в территориальном органе единого нормативно-методологического подхода у регистраторов по решаемой проблеме. Что это значит? При обращении по поводу регистрации права собственности на земельный участок по необходимому перечню документов, практически, каждый регистратор дает разный ответ, что порождает затягивание сроков регистрации, путем продления и отказов. Также нет единого подхода к определению размера госпошлины. Разные специалисты по-разному трактуют регистрационные действия, и от этого по-разному определяют её размер.

Второе. Говорим о проведении конкурсов, аукционов по продаже земельных участков и права аренды, но нет уверенности, что, после их проведения, есть гарантия регистрации перехода права. Возникают сомнения по опыту предыдущих процессов регистрации по сделкам приватизации, ведь, до сих пор, все права регистрируются через суд. В результате, получается так, что проводится аукцион, а потом покупатель идет в суд регистрировать право.

Третья проблема. Малая численность регистраторов, особенно в районах. Это порождает срыв сроков регистрации. Отсутствие кадров, практически, исключает возможность внедрения ускоренной процедуры регистрации, особенно по ипотеке, хотя она предусмотрена приказом Федеральной регистрационной службы. Практически, в РА процедура ускоренной регистрации отсутствует, как отсутствует и регистрация в «одно окно».

Четвертое. У территориальных органов должна быть возможность сдачи документов на регистрацию, в определенных случаях не только в том районе, где объект расположен, но и в других.

Нарушен единый технологический процесс формирования кадастрового учета, оценки недвижимости и регистрации вещных прав и их ограничений. Регистрация прав на недвижимость носит заявительный, а не обязательный характер. В стране создано два однотипные информационные системы: кадастрового учета и регистрации прав, что ведет к дополнительным затратам, потере времени и неэффективному обслуживанию населения.

Поэтому возникает вопрос: не будет ли лучше, для всех, если объединить Управление Федеральной регистрационной службы и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РА в одно Управление?

А.В.Квашнин, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, достаточно ясно выразил свое отношение к собственности, как к объекту недвижимости: «Оптимизация государственного и частного имущественного сектора позволит сделать прозрачным и эффективным процесс управления собственностью. Особенно, это важно, для вновь созданных муниципальных образований, чье финансовое благополучие напрямую зависит от порядка в области учета и оценки объектов недвижимости».

С этой трибуны хотелось бы обратиться к судам, как к последней инстанции, помочь разобраться в существе земельного спора и, с учетом этого, принять решение по реализации прав граждан на землю, регистрации этих прав.

Самое главное сейчас—провести разъяснительную работу среди населения, среди собственников земельных долей. А такое право на них у работников колхозов, пенсионеров, социальной сферы (у учителей, работников почты и связи, врачей, продавцов и т.д.) есть. Поэтому крайне необходимо довести до каждого собственника их права, правильно разъяснить с чего начать, т.е. дать методические рекомендации по организации землепользования.

Спасибо!