Уважаемые коллеги, члены Правительства Республики Алтай и приглашенные!

Прежде всего, от имени профильного Комитета, хочу доложить вам, что gi.jpg проект бюджета республики на предмет первого и второго чтения представлен Правительством Республики Алтай, с соблюдением всех норм Закона Республики Алтай «О бюджетном процессе в Республике Алтай».

По поручению сессии, Комитет создал четыре рабочие группы по разным направлениям, которые на своих заседаниях постарались детально вникнуть в суть бюджета на 2007 год. По итогам работы рабочих групп, других профильных комитетов Парламента состоялось три заседания Комитета. В ходе рассмотрения проекта бюджета республики на рабочих заседаниях депутатами высказывались и вносились конструктивные предложения и замечания. Мы их сформулировали и направили в Правительство Республики Алтай, для учета, при подготовке проекта бюджета ко второму чтению, и надо заметить, что большинство из них учтено.

Доходная часть бюджета увеличена более, чем на девяносто два миллиона рублей, эти средства направляются на капитальные вложения и здравоохранение. Также надо отметить, что Правительством Республики Алтай впервые предложены взвешенные предложения по объектам капитального строительства. Они отражены в четырех приложениях к бюджету, приоритет отдан объектам, с высокой степенью готовности, и на объекты, строящиеся, на условиях софинансирования с бюджетами разных уровней. Депутатам стало легче принимать решения по объектам капитальных вложений. Ведь все предыдущие годы, при полном отсутствии такового анализа, было очень сложно принять такое решение. В результате этого, более шестисот объектов-долгостроев, где безвозвратно потеряны десятки миллионов рублей только на изготовление проектной документации.

Одним из главных положительных моментов бюджета на 2007 год является рост собственных доходов на триста три и семь десятых миллионов рублей. Уровень дотационности бюджета республики сократился с семидесяти двух до шестидесяти трех процентов в 2006 году. Бюджетная обеспеченность на душу населения, по сравнению с 2006 годом, возрастет на восемнадцать и два десятых процента или самая высокая в Сибирском федеральном округе, за исключением автономных округов. Вся эта положительная тенденция происходит на фоне того, что мы значительную часть налоговых доходов полностью передали на уровень муниципальных образований и поселений. Необходимо дальше сохранять и наращивать эту динамику.

Более сорока пяти процентов от расходной части бюджета направляется в бюджеты муниципалитетов, а в суммарном выражении значительно превышающий уровень 2006 года. При этом, Министерству финансов, Контрольно-счетной палате необходимо регламентировать эффективность использования выделяемых средств, установить общие критерии такой оценки, ориентировать их на финансирование, основанное на программно-целевых методах бюджетирования, так сказать, на конечный результат. И, наконец, необходимо добиться унификации структуры органов местного самоуправления и органов государственной власти, по отдельным районам расходы на их содержание отличаются в несколько раз.

Реформы в области образования, здравоохранения и ЖКХ, замена льгот денежной компенсацией, реформа местного самоуправления затронули огромный пласт социально-экономических отношений, затрагивают, практически, каждого жителя нашей республики. У нас, с начала текущего года, появилось девяносто новых бюджетополучателей–сельских поселений. И именно от эффективности проводимых преобразований будет зависеть качество жизни населения, т.к. значительная часть государственных полномочий в области социальной поддержки населения, с их финансовым сопровождением передана, на уровень муниципалитетов.

Значит, каждый из нас должен осознавать свою роль и ответственность, перед своим населением. Сегодня, муниципалитеты решают многие проблемы по водоснабжению, электрификации, содержания внутрихозяйственных дорог, через средства фондов муниципального развития и софинансирования. Депутаты считают, что данные средства, т.е., фонды помощи муниципалитетам следует и дальше наращивать.

Основополагающим в структуре собственных доходов муниципалитетов является доля подоходных налогов. А с занятостью населения у нас ситуация-крайне неблагополучна. В республике более десяти тысяч человек не имеют работы, на одну заявленную вакансию приходится четыре человека. В сельской местности до девятисот процентов населения подвержены скрытой безработице. На 2007 год из федерального бюджета выделяется более ста миллионов рублей на создание новых рабочих мест, переобучение людей. Хотелось бы, чтобы такие солидные финансовые средства дали бы настоящий результат по ликвидации безработицы.

Считаем, что власть должна наладить конструктивный диалог с бизнес-сообществом по созданию нормальных и стабильных рабочих мест, с выплатой достойной заработной платы своим работникам, тем самым, разгружая и, одновременно, пополняя бюджет. Понятно, что сначала, этот бизнес надо взрастить, помочь ему встать на ноги. У нас сорок пять процентов крупного и среднего бизнеса имеют отрицательное сальдо, т.е. убытки. На 2007 год, также впервые, с увеличением в десять раз, заложено сто миллионов рублей на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, что составляет восемь процентов от собственных доходов бюджета республики. Требуется только грамотно и в полном объеме освоить эти средства. За полугодие 2006 года, крупный и средний бизнес инвестировал в основной капитал восемьсот шестьдесят семь миллионов рублей. Наибольший вклад они внесли в городе, Шебалинском, Чойском и Кош-Агачском муниципальных образованиях или тридцать пять процентов всех инвестиций.

В текущем году, начата работа по реализации на территории республики приоритетных национальных проектов. На их реализацию из бюджета республики выделяется более девяносто миллионов рублей. Однако, крайне недостаточен объем средств, выделяемых на программу «Доступное и комфортное жилье». Необходимо находить и запускать новые механизмы и средства, для ускоренного решения этой сложнейшей социальной проблемы, особенно, для молодых и малообеспеченных слоев населения. Надеемся, что, после посещения нашей республики Министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, ускорится реализация проекта «Развитие АПК».

Главное, в новом году приблизить льготные кредиты к товаропроизводителям, сделать их доступными, для всех, кто, действительно, хочет работать и наращивать производство, снять всякие, иногда доходящие до абсурда, бюрократические препоны. Здесь, «первую скрипку» должны играть муниципалитеты, создавая условия «Россельхозбанку», для открытия своих филиалов в 2007 году в каждом районном центре республики, посредством предоставления подходящего помещения и подбора специалистов.

Всем известно, что здоровье населения определяет благополучие в обществе. Неплохой старт в республике получил национальный проект «Здоровье». В Сибирском федеральном округе только наша республика и Республика Тыва сохраняют положительную тенденцию естественного прироста населения. И, все же, у нас ежегодно умирает более одного процента населения, в основном, от болезней органов кровообращения и дыхания, в т.ч. детская смертность до одного года, в числе умерших, составляет почти два процента. Осознавая остроту проблем, со здоровьем населения, по предложению депутатов, сегодня, мы вносим поправку в бюджет по увеличению расходов на здравоохранение в сумме восемь и одна десятых миллионов рублей, за счет сокращения расходов на государственное управление.

На сегодняшний день, самой острой проблемой остается, по мнению депутатов, положение дорожной отрасли. Никому из присутствующих в зале не надо объяснять значимость этой отрасли в республике. Жизнь начинается и заканчивается дорогами. Львиная доля затрат себестоимости любого вида продукции, либо услуги–это транспортные расходы. Отсюда и наша конкурентоспособность. Невозможно решить не один социальный вопрос, если целый поселок отрезан от пунктов жизнеобеспечения. Не говоря уже о том, что в данной отрасли работают более двух тысяч человек-работников.

Но, понимая, что поправить положение в данной отрасли можно только большими финансовыми вложениями, решение Комитета: рекомендовать Правительству изучить данный вопрос и предложить варианты выхода из создавшейся ситуации. Нужно отметить, что Правительством уже принимаются конкретные меры по решению данного вопроса. Сегодня составлен график рассмотрения индивидуально каждого района по составлению программ развития дорог в районе.

Требует большого внимания и вопрос касающийся земли. Те финансовые средства, которые выделены на решение проблем выделения участков, для индивидуального строительства, составления картографических карт-крайне недостаточны.

Требует изучения вопрос по урегулированию тарифов по электроэнергии в Бийкинском сельском поселении. Население данного села–семьсот тридцать человек. Восемьдесят процентов безработных. Для создания рабочих мест, развития бизнеса, при тарифе за один киловатт в час–двадцать один рубль, говорить очень сложно. Да и для бюджета–содержание дизельной электростанции очень большая нагрузка. Надо отметить, что в Турочакском районе пять дизельных электростанций находятся на балансе муниципалитета, со всеми вытекающими, отсюда, последствиями.

Уважаемые коллеги! Нами проделана большая работа совместно с Правительством по принятию основного законопроекта года. И понятно, что мы с вами не смогли удовлетворить все пожелания наших избирателей. Надо отдать должное Правительству республики, во-первых за то, что они создали нам благоприятную обстановку, для работы с бюджетом. Не было ни единого дня, чтобы работники Министерства финансов не работали с, той или иной, рабочей группой.

Во-вторых, за конструктивный диалог, в результате которого многие острые проблемы были сняты, практически, во всех отраслях республики, начиная со здравоохранения и заканчивая реальной поддержкой сектора экономики.

Мы всегда с вами критиковали Правительство за, так называемый, бюджет «проедания». Впервые в этом году на 2007 год предложено шестьсот тридцать два миллиона, которые направлены на поднятие реального сектора экономики республики. Несмотря на то, что в 2006 году пришлись основные объемы освоения финансовых средств, связанных с 250-летием, Правительству удалось не только не снизить абсолютную сумму консолидированного бюджета, но даже увеличить. Как было ранее отмечено, на девятьсот пятьдесят миллионов рублей. В том т.ч., триста три миллиона–собственных средств. Мы просто обязаны добиться эффективного использования таких огромных финансовых средств.

Уважаемые коллеги, проблем и работ впереди-еще очень много, понятно их одним годом не решить, но мы движемся вперед, и это всех нас воодушевляет. Думаю, что, сегодня, депутаты выскажут свои конструктивные предложения и замечания. Часть их них мы сформулировали в предложенном вам проекте постановления сессии, в виде рекомендаций Правительству Республики Алтай и органам местного самоуправления.

Кроме того, для решения, хоть какой-то части, проблем внесена сводная таблица поправок к законопроекту, который мы с вами должны обсудить, и уверена, что мы вместе сумеем найти взвешенное решение и принять бюджет сегодня во втором и окончательном чтениях.

Спасибо за внимание.