Добрый день, уважаемые коллеги!

Первый раз мы с вами проводим Парламентские слушания по очередному бюджету, и также первый раз мы с Вами слушаем трехлетний бюджет. Все уже знают о тех изменениях, которые произошли в Бюджетном кодексе Российской Федерации, и о том, что федеральный бюджет, на трехлетний период, принят Государственной Думой, Советом Федерации и подписан Президентом России.

Сегодня, так называемые, контрольные цифры, т.е. объемы и виды финансовой помощи федерального бюджета бюджету Республики Алтай известны. Сейчас, согласно распоряжению Главы республики А.В.Бердникова, работает межведомственная комиссия по подготовке предложений по оптимизации расходов республиканского бюджета и местных бюджетов на 2008 год и среднесрочную перспективу на 2009-2010г.г.

Утверждены Положение о комиссии и перечень мероприятий. Данная комиссия уже выдала свое первое решение, и там очень много интересного. Остается только главным распорядителям бюджетных средств и администрациям муниципальных образований обсудить и принять решение, с учетом всех замечаний и предложений комиссии.

Основная задача межведомственной комиссии, да, практически, всех присутствующих в этом зале, мне видится в свете того, что нам нужно найти оптимальные пути и подходы к рациональному и эффективному расходованию общественных финансов, надо максимально использовать свой налоговый потенциал, для увеличения доходной части и, именно на этой основе, решать злободневные вопросы, т.к. федеральная финансовая помощь, в основном, идет, в виде целевых субсидий и субвенций, для исполнения государственных обязательств.

На XIII-ой сессии Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай мы с Вами рассмотрели Концепцию основных направлений бюджетной политики на 2008-2010г.г., изложили свои рекомендации, надеемся, что они учитываются, при работе над проектом трехлетнего бюджета.

Учитывая, что большинство проявляют очень серьезный интерес к будущему трехлетнему бюджету, мы решили провести эти Парламентские слушания.

У Вас на руках имеется порядок проведения нашего мероприятия. Предлагается послушать два доклада и все выступления, и, если, после них будут вопросы, сделаем небольшой блиц вопросов и ответов в пределах 30 минут. Есть предложение поработать без перерыва и завершить работу до обеда.

Сегодня, мы с Вами послушаем не только очень важный доклад Министра С.А.Гашкиной по расходной части бюджета, его приоритетах, но и не менее, а может даже более, значимые доклады по формированию доходной части бюджета. Ведь всем понятно, что от суммы доходной части будет зависеть, сможем ли мы построить, те или иные, социально-значимые объекты, достойно финансировать образование, здравоохранение и т.д. Кстати, что касается вопроса здравоохранения, то в этой области сложилась очень серьезная ситуация, которая требует нашего общего внимания. Поэтому и этот вопрос обязательно нужно не только обсудить, но и попытаться принять решение по данной ситуации.

Мы также надеемся услышать немало интересного в плане создания и развития Особой экономической зоны, перспектив в строительной сфере, в т.ч. социальной и инженерной инфраструктуры, обсудим проблемы в сфере здравоохранения, об особенностях реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Последнее тем важно, что федеральный центр передает в регионы расходы по нацпроектам вместе с доходными полномочиями. И здесь надо оговориться, что не надо ожидать, что деньги посыплются, как «манна небесная». Если в федеральном бюджете, в целом, по национальной экономике рост 44%, а по АПК чуть больше 20%, при этом, львиную долю здесь составляет взнос и уставный капитал Росссельхозбанка и агролизинга. Денег, конечно, меньше не будет, но их дальнейшее увеличение будет зависеть от строго целевых показателей и результатов труда крестьян.

Мы также прослушаем о новшествах в налоговом законодательстве, о наших собственных возможностях увеличения доходной базы бюджетов всех уровней, здесь необходимо обменяться мнениями по улучшению администрирования региональных и местных налогов и сборов. Ведь не секрет, что, при самой высокой обеспеченности автомобилями на душу населения как в Сибирском федеральном округе, так и в нашей республике собираемость транспортного налога, да при его самой низкой ставке, не превышает 70%, а в отдельных районах-еще ниже.

Одной из причин данной проблемы является нерациональная реорганизация налоговых органов. Межрайонные инспекции, обслуживающие по 2-3 района, состоящих из десятков сел, практически, потеряли контроль за уплатой местных налогов. Необходимо на федеральном уровне решать вопрос по восстановлению института сборщиков налогов на местном уровне. Здесь, в качестве примера, можно привести владельцев моторных лодок и катеров, занимающихся извозом людей. Они уже готовы платить налоги, нужно только выработать механизм по сбору этого вида налога. То же самое можно сказать по частным заготовителям и переработчикам, реализующих древесину.

В доходах республиканских и муниципальных бюджетов особое место должно занять рациональное и эффективное использование государственного и муниципального имущества. Считаем, что, при предоставлении депутатам проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период одновременно должен предоставляться перечень имущества, подлежащего приватизации. А.М.Борисов, глава Чойского района, поделится своим мнением по вопросу формирования финансовой помощи муниципальным образованиям. Также, если у кого-то появится большое желание поделиться своими предложениями по обсуждаемой теме, то, наверное, такую возможность им мы с вами предоставим.

Конечно, всем, сидящим здесь, хотелось бы выйти из этого зала удовлетворенными от обсужденных проблем и правильно принятых по ним решений. Мы должны с вами определить приоритеты нашего трехлетнего бюджета. И думается, что среди всех других приоритетов останутся такие, как ликвидация последствий землетрясения (а они еще, к сожалению, остаются), проблема обеспечения детскими садами, горячее питание детей в школах, обеспечение молодых семей жильем, внимание нашим уважаемым ветеранам. Если одним словом сказать, то это-реализация нацпроектов, согласно бюджетному посланию Президента России В.В.Путина.

И я надеюсь, что к 13 часам мы с вами закончим наши Парламентские слушания. Также надеемся, что намеченное трехчасовое мероприятие не станет пустой тратой времени: рациональные «зерна», высказанные, во время слушаний, скомпонуем в отдельный документ, который будет учитываться, при составлении проекта бюджета, а также при его обсуждении депутатами в первом чтении.

Также хочу заметить, что, при проведении слушаний, для общественности важно узнать не просто цифры бюджета, которые будут опубликованы на сайте Минфина Республики Алтай, а какие проблемы граждан будут решены. Будем ли мы жить лучше и по каким направлениям?

Вот почему хотелось бы пожелать докладчикам и выступающим провести это обсуждение не в виде сухого перечисления цифр статей бюджета, а в виде анализа тех приоритетных проблем, которые будут решены этим бюджетом.