Уважаемые коллеги!

Сегодня, мы с вами завершаем работу над проектом республиканского бюджета, подготовленного к рассмотрению и принятию в первом чтении. До начала работы над проектом бюджета были проведены открытые Парламентские слушания, по итогам которых были выработаны рекомендации Правительству Республики Алтай.

Также в этих стенах были заслушаны и утверждены предложения по формированию Концепции республиканского бюджета на трехлетний период. Кроме того, проект бюджета республики прошел публичную независимую экспертизу, в Правительстве Республики Алтай мы защитили свои сметы расходов всех основных бюджетополучателей, в т.ч. по протоколам разногласий.

Должна сказать, что, за последнее время, было проведено много конструктивных совещаний, заседаний профильных комитетов Парламента совместно с членами Правительства, с главами муниципалитетов и председателями гор- и райСоветов по вопросам взаимодействия в работе над приоритетными законопроектами, которые являются подготовительным этапом, для принятия бюджета.

Представленный проект республиканского бюджета рассмотрен во всех комитетах Парламента на предмет первого чтения. Была создана рабочая группа, которая приняла решение по увеличению доходной части бюджета на 122млн.руб., и это решение было поддержано на всех комитетах Госсобрания. Сумма, конечно, не очень большая, и, по предложению депутатов, рекомендуем Правительству Республики Алтай направить эти средства на решение конкретных задач.

Проведенные Дни Правительства, встречи с избирателями почти во всех районах показали, что отсутствие современных дорог, мостов и многих других инженерных сооружений в сфере жилищно-коммунального хозяйства сдерживают рост социально-экономических показателей, делают неконкурентоспособной продукцию малого бизнеса. Поэтому депутатами принято решение о направлении дополнительных доходов на дорожную отрасль, в сферу ЖКХ.

Мы с вами, только что, заслушали доклад Министра финансов Республики Алтай по основным параметрам бюджета республики на ближайшие три года. Отличительная черта нового документа–сближение уровня доходов и расходов, его перспективный, значительно более сбалансированный характер в области межбюджетных отношений и тесная увязанность с трехлетним бюджетом Российской Федерации. Положительная тенденция ежегодного роста собственных доходов получает свое дальнейшее развитие. Это позволяет снизить уровень дефицита бюджета республики почти до 10% против 13%-15%, которые мы закладывали в бюджетах предыдущих лет.

Если сравним рост собственных доходов, то он возрастет более, чем в 2 раза, по сравнению с 2005 годом. Главная идея нашего трехлетнего бюджета заключается в создании четкой системы учета всех обязательств государства и стопроцентного исполнения решений в отношении социальной политики и экономического развития региона. И, конечно же, реализовать эту идею стало возможным, прежде всего, благодаря достигнутому в Российской Федерации высокому уровню политической и финансовой стабильности.

Нам надо меньше ссылаться на особенности исторического развития наших производственных сил, долгие годы находившихся в числе депрессивных. И, уже сейчас, у нас есть реальные возможности, есть внятная политика по собственному развитию, для достижения хороших результатов.

Позитивно оценивая, в целом, нашу совместную работу с Правительством Республики Алтай, мы считаем, что, и впредь, нужно сохранить такой характер взаимодействия. Надо внимательно изучить обстановку на местах и внести конструктивные предложения, при подготовке проекта бюджета на второе чтение.

Есть еще очень важный приоритет и критерий в нашей работе–это жизнеспособность создаваемой нами системы, ее устойчивая способность к изменениям. И население вправе рассчитывать на то, что каждый бюджетный год–это реальный процесс движения к росту доходов, к улучшению качества жизни.

Очень важны, для нас, вопросы реализации полномочий местного самоуправления, дорожного строительства, вопросы формирования рынка доступного жилья, реализации в республике приоритетных национальных проектов. Нас волнует поддержка и реальная государственная политика в сфере сельского хозяйства, в сфере развития малого и среднего бизнеса. Мы ведем политику сдерживания роста тарифов на услуги естественных монополий.

Думаю, все сидящие в этом зале осознают важность проведения максимально эффективной финансовой политики, с учетом рассматриваемого бюджета, который должен быть бюджетом развития, и точно знают, что он должен нам давать, в первую очередь.

Бюджет развития означает, что мы должны создать максимально благоприятные условия, для инвестиций. У нас должны быть абсолютно понятные ориентиры, для любого бизнесмена, который строит свой бизнес в республике на длительную перспективу.

Самые крупные инвестиционные проекты мы рассчитываем получить, за счет внешних инвесторов особой экономической зоны, в строительстве газопровода, аэропорта, автодорог.

Проект бюджета республики, в ближайшие полмесяца, будет доработан совместно с Правительством Республики Алтай, и его параметры, озвученные Министром финансов Республики Алтай, будут учтены, с учетом мнения депутатов, профильных комитетов Парламента, которые могут быть приняты во внимание, при доработке параметров бюджета и составлении сводной таблицы поправок ко второму чтению. А поработать есть над чем.

Хотелось бы обозначить, хотя бы часть из них, которые, как говорится, лежат на поверхности. Наша жилищная ипотека, по сути, является кабалой, для молодых семей, не созданы механизмы, для их реальной поддержки в вопросе приобретения жилья. А уровень софинасирования действующей программы «Молодая семья» можно охарактеризовать, как ситуацию, сталкивающую власть с народом. Не лучшим образом финансируются и многие другие наши целевые программы. Мы создадим рабочие группы, им необходимо детально разобраться во многих проблемах и внести предложения.

У жителей Майминского района и г.Горно-Алтайска есть надежда, в ближайшее время, подключиться к газовым сетям. Но все понимают, что ввод газопровода в частные дома–удовольствие не из дешевых. И очень хорошо, что, вчера, на заседании Правительства принято постановление о поддержке отдельных категорий граждан в решении этого вопроса.

Ежегодно, при рассмотрении проекта бюджета, предметом серьезных дебатов являются объемы затрат на государственное и муниципальное управление. Мы с вами кое-что, в этом вопросе, упорядочили, но еще остались неотрегулированные вопросы, и хочу заметить, что наши государственные и муниципальные служащие, в основной своей массе, имеют оклады от двух до четырех тыс.руб., все остальное зависит от стажа и квалификации. Но, при этом, зарплата некоторых государственных и муниципальных служащих в несколько раз выше среднестатистического чиновника. И эта проблема-не только нашего региона.

Уважаемые коллеги!

В заключение хочу доложить вам, что проект представленного бюджета внесен Правительством Республики Алтай в установленные законом сроки и соответствует требованиям федерального и республиканского законодательства, регулирующего бюджетный процесс. Проект бюджета соответствует основным положениям Послания Президента и рекомендуется к принятию в первом чтении, с учетом увеличения его доходной части, в соответствии с предложением рабочей группы и решения профильного Комитета.

Спасибо за внимание.