Уважаемые коллеги!

Два года назад Президент страны В.В.Путин, выступая перед членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами Президиума Госсовета, поставил задачу существенного повышения уровня жизни граждан России, путем реализации крупномасштабных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, улучшения жилищных условий, развития агропромышленного комплекса.

Как вы знаете, у нас, в республике, действуют и постоянно корректируются около двух десятков целевых программ в этих сферах. Я же хочу отметить, что все эти национальные проекты–наши давние приоритеты и, благодаря поручению Президента, они получили мощную и конкретную поддержку федерального бюджета.

Не буду останавливаться на заданных целях и цифрах по каждому национальному проекту, они подробно озвучены в докладе Юрия Васильевича Антарадонова. Но, вместе с тем, мы все понимаем, что предстоит еще очень много сделать в этой области. Прежде всего, необходимо скорректировать все наши планы работ и программы, чтобы усилить их с учетом наиболее качественного и скорейшего достижения поставленных главой государства целей.

В области здравоохранения крайне важно обеспечить высокую потребность в высоких медицинских технологиях, путем создания специализированных центров по онкологии, ранней диагностике заболеваний и укомплектовать их врачами узкой специализации. Не обеспечена пока полная вакцинация и диспансеризация населения.

В области демографии, на наш взгляд, чрезвычайно важно выработать мероприятия по снижению преждевременной смертности и разрешить парадоксальную ситуацию: мы с вами, и государство в целом, проявляем очень много внимания, тратим времени и денег на то, чтобы стимулировать рост рождаемости, и среди других регионов, вроде, выглядим неплохо.

Но, в то же время, мы, совершенно неоправданно, теряем сотни жизней: люди гибнут в автокатастрофах, при пожарах, в бытовых негативных ситуациях, от неоказанной своевременно медицинской помощи, много случаев суицида среди подростков. Нужно принять, не откладывая в долгий ящик, конкретные меры, для максимального сокращения потерь людей.

В области общего образования мы должны завершить реструктуризацию среднего профессионального образования, с учетом спроса рынка труда. Также крайне важно организовать широкую поддержку способной и талантливой молодежи, через различные проекты и гранты.

Министерствам здравоохранения и образования Республики Алтай необходимо организовать работу по лицензированию лечебных учреждений и учебных заведений, разработать критерии эффективности и качества предоставляемых услуг, в целях действенного ведомственного контроля.

Наиболее актуальным, для нас, является резкое увеличение объемов жилищного строительства. Наши законы и программы в этой сфере реализуются очень слабо. Практически, отсутствует первичный рынок жилья, что ведет к искусственному удорожанию жилья на вторичном рынке. Основная масса жилья вводится индивидуальными застройщиками. Не строится муниципальное социальное жилье, кроме жилья детям–сиротам. Надо очень активно работать по привлечению частных инвестиций в жилищное строительство, т.к. одними бюджетными средствами и сбережениями населения мы с этой задачей не справимся.

Особое внимание мы должны уделить расширению форм ипотечного жилищного кредитования. Необходимо перейти на адресное субсидирование отдельных категорий граждан на строительство или приобретение жилья посредством компенсации из республиканского бюджета процентов по кредитам, в т.ч. списание, за счет бюджетов, всех уровней части ипотечных кредитов молодым семьям, при рождении первого и последующих детей.

До сих пор, не снята острая проблема по выделению земельных участков под жилищное строительство в городе, его пригородах и райцентрах. Администрациями муниципалитетов, при выставлении на конкурс земельных участков под жилищное строительство, необоснованно устанавливается высокая начальная цена. Будущие застройщики должны компенсировать только, фактически, понесенные затраты на создание инженерных сетей, с учетом кадастровой стоимости земли. Не уменьшается объем ветхого, аварийного жилищного фонда. Недостаточно финансируется модернизация и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Наша республика была и остается аграрным регионом, и основным сегментом его экономики является товарное животноводство. Анализ и встречи с избирателями позволяют сделать вывод, что именно в этой сфере взят наиболее успешный старт среди национальных проектов. В течение полутора лет, создана сеть филиалов «Россельхозбанка», через которые на сотни млн.руб. прокредитованы наши товаропроизводители, включая личные подворья населения. Цифры тоже озвучены в предыдущем докладе.

Но, несмотря на положительную динамику, нельзя не отметить ряд проблем. Во-первых, многие, заключив кредитные договора с банками на приобретение племенных животных, не могут найти рынок их приобретения. Надеюсь, Минсельхоз республики разрешит эту проблему. Во-вторых, сегодня, вся страна переживает ценовый бум на мясные продукты, но именно в нашей республике самые низкие закупочные цены, производство мяса стало, практически, убыточным. Рынок-рынком, но выход надо искать.

Уважаемые коллеги, сегодня, мы, с вами, заслушаем доклад Министра финансов Республики Алтай об основных параметрах и особенностях проекта республиканского бюджета на трехлетний период, представленный на первое чтение. Началась серьезная работа всех комитетов Парламента над этим основным финансовым документом республики. При доработке его ко второму чтению, безусловно, должны быть учтены все наши проекты и программы.

Я же, в рамках обсуждаемого вопроса, хочу заметить, что наша бюджетная политика должна быть направлена, в первую очередь,  на повышение качества жизни населения. Чтобы последние слова не казались нам абстрактными, предлагаю подумать о разработке и принятии проекта закона о качестве жизни населения в Республике Алтай, который нам даст объективное представление о наборе критериев, определяющих это понятие, и об уровне жизни населения, который мы должны достигнуть, в ближайшие годы.

Спасибо за внимание.