Уважаемые участники совместного заседания!
Сегодня, нам предстоит обсудить важные вопросы совместного планирования законопроектной деятельности на 2008 год, подвести итоги прошедшего года.
Полтора века назад, Генри Бокль, английский историк и социолог, писал, что цель и тенденция современного законодательства–направить вещи в то естественное русло, из которого невежество предшествовавшего законодательства отвело их.
Эта мысль актуальна и сегодня, поскольку строительство принципиально новой правовой системы предполагает преодоление устаревших стереотипов и догм, что невозможно, без консолидации усилий многих политико-государственных институтов и профессиональной юридической элиты, смелого использования международного и бережного отношения к богатейшему национальному наследию в правовой доктрине и практике законодательства.
В настоящее время, когда речь идет о стабилизации развития законодательства об ориентации на стратегическую программу экономического, технологического развития, которая бы позволила России в XXI веке занять достойное место в глобальных процессах, все большую актуальность приобретает задача совершенствования подготовки законопроектов и законодательного процесса, на основе повышения стратегической направленности законодательства, активизации законотворческой политики. Такая активизация должна базироваться на познании происходящих социально-экономических и иных процессов общественной жизни, прогнозировании их развития.
Важнейшую роль в активизации законотворческой политики должно сыграть расширение применения программно-целевого подхода к организации законодательных работ, что предполагает:
-разработку целей законодательного регулирования; прогнозирование развития законодательства и его реализации;
-планомерный и научно обоснованный анализ необходимости в законодательном регулировании общественных отношений;
-разработку и применение комплексных программ и концепций развития (в первую очередь, концепций развития законодательства);
-обоснованный выбор приоритетных направлений совершенствования законодательства;
-планирование законодательной деятельности в соответствии с разработанными концепциями и программами, на основе выбранных приоритетов;
-мониторинг применения законов и контроль достижения поставленных целей.
Законотворческая и контрольная деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, в соответствии c нашей Конституции, заключается в следующем: принятие законов, кодексов и иных нормативных правовых актов, внесение в них изменений, толкование Конституции Республики Алтай, законов, участие в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением Конституции Республики Алтай и законов Республики Алтай на территории Республики Алтай, а также приведение законодательства Республики Алтай в соответствие федеральному.
Главная цель нашей законодательной работы–это повышение благосостояния граждан, борьба с бедностью.
Уважаемые коллеги!
Вы все хорошо знаете, кто обладает правом законодательной инициативы в данной сфере деятельности.
По плану работы нашего Парламента, в прошлом году было намечено принять 67 законопроектов.
В сфере государственного строительства и защиты прав граждан-6, бюджетной и налоговой политики-12, экономической политики, предпринимательства и туризма-18, социальной защиты и охраны здоровья населения-14, образования, культуры, средств массовой информации и общественных объединений-8, аграрной политики и природопользования-9.
Фактически, за прошедший год, нами было принято 113 законов, в т.ч. новых базовых законов-39 (345%). Мы, с вами, приняли Конституцию Республики Алтай в новой редакции, которая вышла отдельной брошюрой, 8 республиканских целевых программ. Я не расшифровал это по комитетам (у вас есть информация), там все сказано. Из данного перечня видно, что комитетами Государственного Собрания-Эл Курултай разработано и принято 9 новых базовых законов.
Как показывает практика, планирование законопроектной деятельности имеет важнейшее значение, для создания целостной, внутренне согласованной и непротиворечивой системы законодательных норм, обеспечивающих прогрессивное развитие общества. Так, планирование законодательной деятельности дает возможность рационально выстраивать систему законодательства, за счет приоритетного рассмотрения базовых, системообразующих законопроектов и «пакетного» рассмотрения законопроектов, сходных по предмету регулирования. Несмотря на растущий правовой нигилизм, население, все еще, связывает с новыми законами большие надежды.
Редкий кандидат в депутаты не обещал в предвыборной компании подготовить и провести новый закон, редкое выступление в печати не заканчивается предложением принять новый закон. В таком случае, юристы должны задавать вопросы: какие акты по данной теме существуют, как они работают, чем не удовлетворяют, в каких поправках нуждаются. Только ответив на эти и другие, возникающие, в этой связи, вопросы, проанализировав достаточное количество обусловленных жизнью изменений, можно говорить о необходимости принятия нового закона. Каждому законодательному акту должна предшествовать соответствующая правоведческая разработка.
Планирование позволяет своевременно и эффективно решать и другие задачи по совершенствованию законодательства: восполнять пробелы в законодательном регулировании, ликвидировать излишнюю множественность законов, отменять устаревшие нормы. В конечном счете, для повышения качества принимаемых законов.
По внесению изменений в законы Республики Алтай принято 69 законов, в т.ч. по приведению республиканских законов в соответствие с федеральным законодательством. Сегодня, нельзя умолчать о том, что на законы Республики Алтай поступило 13 протестов прокурора Республики Алтай, 12 из которых признаны Государственным Собранием-Эл Курултай к удовлетворению, один отозван прокурором. Это-один из путей взаимодействия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай с органами прокуратуры.
По инициативам комитетов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, внесены изменения в 67 законов, Избирательной комиссии–2. В соответствии с намеченным планом, было принято 37 законов, или 55,2% от запланированного. Это тоже говорит о том, что мы намечаем и что принимаем.
Мы не смогли не подготовить и не рассмотреть, к сожалению, жизненно важные проекты законов.
Здесь, и игорный бизнес, наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, республиканско-целевая программа «Развитие гражданской авиации Республики Алтай на 2008-2012г.г., «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоении новых лесных массивов на период до 2015 года», заготовка лектехсырья, о нематериальном наследии, об отгонном животноводстве и т.д. в пределах 20 законопроектов. Ряд законов кочуют из квартала в квартал, из года в год, в течение нескольких лет.
До сегодняшнего дня, не решен один из главных вопросов нашей республики–земельный вопрос, использование лесосечного фонда как для освоения, так и для пастьбы и сенокошения. Конечно, трудно понять, когда, в прошлом году, на закуп продовольствия за рубежом направили 800 млрд.руб., а на поддержку села выделено 80млрд.руб.
Много вопросов, связанных с экологией, отходами. Тем не менее, несмотря на высокую значимость планирования, для повышения эффективности, научной обоснованности, рациональности и предсказуемости законотворческого процесса, многолетний опыт планирования в Республике Алтай законодательной деятельности, потенциал и функциональное назначение планирования, пока, не реализованы в должной мере.
Оно, все еще, строится, исходя из текущих потребностей субъектов законодательной инициативы, остается, во многом, лишь суммированием их предложений, без надлежащей координации и учета долгосрочной перспективы.
Кроме того, необходимо отметить, что в 2007 году увеличилось количество законопроектов, внесенных в Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай, в качестве срочных, а также внесенных вне плана законотворческой деятельности, что затрудняло проведение качественной и всесторонней экспертизы документов, согласование с органами местного самоуправления, проведение консультаций с институтами гражданского общества. Часть плана оказалась невыполненной, поскольку соответствующие законопроекты не были внесены.
В связи с отмеченными недостатками, предлагаю членам Президиума Парламента Республики Алтай совместно с членами Правительства Республики Алтай провести анализ:
-причин невыполнения плана подготовки законопроектов и иных нормативных актов;
-внесение большого количества законопроектов, в качестве срочных;
-внесения значительного количества законопроектов вне плана.
Сегодня, нет надобности говорить о документообороте, но то, что размножено и разослано адресатам, за прошедший год, проектов документов сессий 23 690 экземпляров, говорит о том, что депутаты, в курсе тех событий, которых намечаются и свершаются.
На 2008 год, в соответствии с представленным планом, намечено принять 91 законопроект. Согласно Регламента Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, планы законопроектной деятельности утверждаются 2 раза в год на сессиях (на 1 полугодие-в декабре и на 2-е полугодие-в июне), хотелось бы пожелать нам, всем, их исполнения и практической реализации в нашей жизни.
Кроме того, полагаю необходимым поручить Аппарату Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай разработать мероприятия по устранению выявленных проблем законотворческого планирования, а также систему регулярного контроля реализации плана законотворческих работ.
Законодательный процесс–важнейшее направление государственной деятельности. В большинстве стран мира традиционно законодательно-подготовительная работа возлагается на правительства. Это правильно-правительство повседневно управляет, у него квалифицированный аппарат, правительство владеет расчетами, информацией и ему удобней готовить законопроекты и доводить их «до ума».
В то же время, разработка законов является делом нескольких органов государственной власти. Причем, по принципу разделения властей, эти органы относятся к разным ветвям власти, но действуют, в данном случае, совместно. И, в наиболее общем виде, можно констатировать, что разработка законов–задача не только Парламента. Правительство же здесь играет главнейшую роль не в юридическом плане, а в плане политическом, управленческом.
Парламент играет центральную роль, с точки зрения юридической, а в социально-экономическом плане у него, скорее, должна быть контрольная функция. А контроль над чем? Контроль над законодательными инициативами, которые предлагаются Правительством, местными органами самоуправления. Контроль за исполнением, за действием принятых законов, достижения поставленных целей.