Уважаемые коллеги!

Одним из важнейших условий развития экономики России является развитие предпринимательства, увеличение доли малого и среднего бизнеса, создание условий и государственных гарантий, для привлечения долгосрочных инвестиций в реальные сферы производства.

В создании этих условий крайне важная роль отводится государству, его институтам власти, законодательству, контролю и ответственности за его исполнением.

Бизнес имеет своей целью получение прибыли. В то же время, эффективность бизнеса—это не только высокая доходность, но и благополучие республики, в которой мы работаем и живем. А благополучие республики есть первоочередная задача власти. Поэтому сотрудничество бизнеса и власти является обоюдонеобходимым и взаимовыгодным. Бизнес, в новых условиях, должен становиться социально-ответственным. Власти же, в свою очередь, следует предоставить бизнесу необходимые гарантии.

И главное-и бизнес, и власть должны делать упор на долгосрочное сотрудничество.

Законодательная база как страны, в целом, так и республиканская, должна быть стабильной. Органы власти должны иметь среднесрочную и долгосрочную программы развития. Также немаловажную роль играет обеспечение соответствия республиканского законодательства и актов органов местного самоуправления нормам федерального законодательства. Это позволит предоставить бизнесу необходимые гарантии, свести к минимуму риски, стимулировать финансовые вложения в развитие долгосрочных, масштабных бизнес-проектов.

Важным в сотрудничестве власти и бизнеса является нейтралитет власти в отношении предприятий, как субъектов бизнес-процессов. Власть должна принимать активное участие в партнерстве, в целях обеспечения полномасштабного благополучного развития Республики Алтай.

Республика Алтай становится все более инвестиционно привлекательным регионом. Инвестиционная политика Республики Алтай, в перспективе, заключается в создании благоприятного инвестиционного климата, для экономической деятельности, стимулирующего развитие предпринимательской инициативы и расширяющего приток инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики.

Для достижения поставленной цели, в инвестиционной сфере Республики Алтай приняты следующие нормативные правовые акты:

-Закон Республики Алтай от 05.06.2002г. №5-31 «Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай» (с изменениями от 13.12.2005г.), который создает законодательную основу для привлечения в экономику Республики Алтай капитала российских и иностранных юридических и физических лиц, кредитов иностранных государств и направлен на обеспечение гарантий и защиту прав собственности субъектов инвестиционной деятельности, стимулирование материального производства, реструктуризацию экономического потенциала и создание новых рабочих мест;

-Закон Республики Алтай от 05.06.2002г. №5-33 «О налоговых льготах, предоставляемых социальным инвесторам в Республике Алтай» (с изменениями от 26.11.2004г.), устанавливающий ставку налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Алтай в размере 13%, для организаций-социальных инвесторов, участвующих в инвестиционной программе в социальной сфере Республики Алтай, путем вложения инвестиций в объекты капитальных вложений в социальную сферу;

-Закон Республики Алтай от 24.12.2007г. «Об инвестиционной программе в социальной сфере Республики Алтай на 2008-2010г.г.».

Объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики и социальной сферы Республики Алтай в 2006 году, составил 3 413,2млн.руб., с темпом роста в сопоставимых ценах к 2005 году–102,1% (по РФ–111%).

Основными объектами инвестиций являлись: Катунский водозабор (водоснабжение г.Горно-Алтайска), Малая ГЭС на р.Джазатор, воздушные линии электропередач в с.с.Усть-Кан, с.Усть-Кокса, Каракокша и Уймень, детский дом в с.Чепош, школы в с.с.Коргон, Катанда, центральные районные больницы в с.с.Усть-Кокса, Турочак, Кош-Агач, республиканский национальный театр и плавательный бассейн в г.Горно-Алтайске.

В январе-марте 2007 года объем инвестиций в основной капитал составил 573млн.руб., или 151,1% в сопоставимых ценах соответствующего периода прошлого года.

В целом, инвестиционная политика бизнеса, пока, строится на использовании возможностей добывающего сектора экономики и развитии имеющегося производственного потенциала. В стороне остаются отрасли, которые являются жизненно важными в «человеческом» секторе экономики. Хочется также отметить, что бизнес в нашей республике становится все более социально-ответственным, хотя еще только десятилетие назад, казалось, об этом не могло быть и речи. Это говорит о готовности бизнес-структур к удовлетворению потребностей общества. Но, без сотрудничества с властью, которая является выразителем интересов общества, это-невозможно. Эффективным является системный подход в решении проблем.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Алтай на 2008 год, с учетом сложившейся динамики, предполагаемый темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 2007 году составит 91,56%.

Наиболее высокие темпы роста инвестиций в основной капитал ожидаются по видам деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «гостиница и рестораны», «транспорт и связь».

Развитие малых и средних предприятий позволит обеспечить решение как экономических, так и социальных задач. От других регионов республика отличается высокой долей малых предприятий–это специфика республиканской экономики.

Поэтому предполагается продолжить реализацию мероприятий по оказанию помощи субъектам малого бизнеса. С этой целью, Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай Законом Республики Алтай от 30.11.2007г. №74-РЗ была утверждена республиканская целевая программа «Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010г.г.». Целью данной Программы является обеспечение благоприятных условий, для развития малого предпринимательства, на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

Государственная поддержка малому предпринимательству будет предусматривать субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, и предоставление гарантий по инвестиционным проектам. Будут приняты меры, направленные на упрощение процедуры оформления земельных участков юридическими лицами, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Реализация намеченных мероприятий, направленных на решение задач, обеспечат более выраженную инвестиционную направленность республики. Среднегодовые темпы инвестиций в основной капитал в 2008 году прогнозируются на 88,3%. Это обусловлено реализацией этапов Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009г.г., предусматривающей реализацию крупных инвестиционных проектов. Этот прогноз, определяющий ориентиры и план действий, для всех ветвей органов исполнительной власти и бизнеса, был одобрен депутатами Республики Алтай.

Более высокие темпы роса инвестиций будут поддерживаться ускорением роста объемов привлеченных средств (в первую очередь, государственных капитальных вложений) и собственных средств.

В 2007 году число малых предприятий увеличилось на 4,8% к уровню 2006 года, что, в основном, связано с перерегистрацией индивидуальных предпринимателей в форму юридических лиц.

zal4.jpg Темпы роста деятельности малых предприятий, в среднесрочной перспективе, в значительной степени, будут обусловлены реализацией механизмов государственной поддержки по следующим направлениям:

-развитие системы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей;

-поддержка субъектов малого предпринимательства через субсидирование возмещения части процентных ставок по привлеченным кредитам;

-развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

-создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий.

Представители бизнеса, располагающие возможностью сделать масштабные инвестиции в различные отрасли, хотели бы иметь гарантии, что их усилия окажутся в русле стратегических задач республики. Определить их–дело власти.

Республиканская власть должна иметь представление о нуждах бизнеса и на всех уровнях защищать его интересы. А для эффективного диалога и решения проблем, нужна организация регулярной обратной связи между бизнесом и властью, через общественные организации, союзы и т.д. Власть должна стремиться к развитию сотрудничества с общественными организациями, прислушиваться к мнению их компетентных представителей. Это позволит давать оперативную оценку всем законопроектам, с точки зрения их влияния на бизнес.

Содержательно существует определенное пространство неизменного партнерства бизнеса и власти:

-формирование благоприятной для бизнеса институциональной, законодательной среды, в т.ч. в вопросах налогообложения;

-развитие инфраструктуры, в т.ч. социальной;

-привлечение инвестиций;

-развитие инноваций;

-антимонопольная политика и регулирование естественных монополий;

-проведение тендеров и формирование госзаказа.

Это-те аспекты, в которых пролегает диалог власти и бизнеса, в которых они не могут обойтись друг без друга. Ставка в переговорах–добросовестность и социальная ответственность бизнеса, с одной стороны, и обеспечение государством оптимальных условий, для бизнеса, с другой.

Безусловно, отстает инфраструктура по темпам развития, особенно транспорт, инфраструктура вокруг бизнеса, социальная сфера. Очень, во многом, создание инфраструктуры зависит именно от республиканских и местных властей. Необходимо выявлять проблемы в этой сфере, ставить первоочередные и долгосрочные задачи, составлять планы развития инфраструктуры региона и привлекать к их реализации грамотных специалистов. Это может показаться слишком громоздким, но, очень часто, все эти проблемы давно осознаны и лежат на поверхности. При умелом выявлении нужд бизнеса, при создании системы мотивации участия бизнеса в реализации таких проектов, при предоставлении властью гарантий отдачи от достижения поставленных задач, можно добиться инвестиций в инфраструктуру, со стороны бизнеса.

Лоббизм, взаимодействие бизнеса и власти по экономическим законопроектам в ходе работы в комитетах и рассмотрения одобренных депутатами Республики Алтай законопроектов свойственен Государственному Собранию-Эл Курултай Республики Алтай, как и любому парламенту субъекта Российской Федерации. И, если в массовом сознании эти явления и могут оцениваться отрицательно, то представители бизнеса и профессиональные парламентарии прекрасно понимают, что это-лишь цивилизованные, в отличие от коррупции, инструменты согласования экономической политики между бизнесом и властью.

Ваше деятельное участие в решении проблем предпринимательства вселяет надежду на то, что Республика Алтай по праву может и должна стать местом притяжения самых прогрессивных идей новой России XXI века.

Желаю вам стойкости, уверенности и успеха во всех ваших начинаниях и делах.