Уважаемые коллеги!

В рамках обсуждения рассматриваемой нами проблемы разрешите коротко проинформировать вас об итогах исполнения бюджета Республики Алтай за 2007 год, что будет рассмотрено Парламентом на сессии 26 июня.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_gig.jpg
Республиканский бюджет за 2007 год по доходам исполнен на сумму 7 859млн.руб., по расходам–на 7 936млн.руб., т.е. с дефицитом в сумме 77,4млн.руб., что составляет 5,2% от объема собственных доходов, без учета финансовой поддержки федерального бюджета.

К уровню 2006 года, наблюдается рост доходов на 21,6% или на сумму 1 393млн.руб. Объем собственных доходов составил 1 493млн.руб., по сравнению с 2006 годом, их рост составил 373млн.руб. или 33%.

Учитывая, что основная часть собственных доходов бюджета республики формируется, за счет налоговых доходов, его пополнение во многом зависит от эффективности работы налоговых органов по Республике Алтай, от уровня эффективности налогового администрирования.

Не в порядке критики, а в порядке констатации фактов: из данных статистической налоговой отчетности следует, что уровень результативности выездных налоговых проверок за 2007 год по налогу на имущество организаций составил 10,3%, по транспортному налогу–24,3%, по земельному налогу–16,5%, а по налогу на игорный бизнес–0%. Эти показатели означают, что надо исключать неэффективные налоговые проверки, с одной стороны, и необоснованные претензии к налогоплательщикам–с другой.

Ради справедливости, надо отметить, что за 2007 год налоговые доходы бюджета республики исполнены на 102,1%, в т.ч. по налогу на доходы физических лиц–на 107,8%, по акцизам–на 102%, по налогу на имущество–на 105,1%.

Но, одновременно, имеются серьезные изъяны и резервы в администрировании налогов и сборов. Об этом свидетельствуют такие результаты работы: налог на прибыль организаций исполнен на 97,5% от плановых назначений, налог на имущество физических лиц–на 90,6%, транспортный налог–на 86,3%. Правда, если сравнить объемы поступлений всех групп налогов с 2006 годом, есть рост поступлений, но это связано, в первую очередь, с тем, что в 2006-2007г.г. были повышены налоговые ставки, практически, по всем видам налогов, регулируемых органами власти Республики Алтай.

Считаем, что низкий уровень администрирования налогов и сборов, в дальнейшем-недопустим. Мы, никоим образом, не хотим вмешиваться в кадровую политику, проводимую в этом ведомстве, но нас волнует то, что происходит, в последнее время, а именно: из органов налоговой службы были уволены или были вынуждены уволиться почти 70 работников, в т.ч. из руководящего состава, имеющие солидный стаж работы.

По десяткам сотрудников ведется служебное расследование. Естественно, возникает вопрос: что происходит, и не эти ли факторы повлияли на качество работы? И, наверное, неслучайно Управление налоговой службы по Республике Алтай, по итогам работы, в текущем году, среди 86 субъектов Российской Федерации занимает 82 место, показатели упали в 2,5 раза, хотя, раньше, всегда были на хорошем счету. В итоге, бюджет республики, уже сегодня, не добирает порядка 180млн.руб. налоговых поступлений.

Есть резон депутатам по ситуации в данной федеральной структуре обратиться к Главному федеральному инспектору А.И.Завьялову, Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай А.В.Бердникову

В 2006 году в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации внесены существенные поправки, которые действуют с 2007 года. Администраторами налогов более активно используются аналитические инструменты, совершенствуется информационный обмен со сторонними организациями, меняется порядок проведения контрольных мероприятий. Безусловно, правильно: чтобы определить налогоплательщиков, подлежащих выездному контролю, должен быть сделан предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности организации и уровня исполнения налоговых обязательств, и нужно попросить у налогоплательщиков объяснить причину несоответствия налоговых и экономических показателей, уточнить свои декларации и, тем самым, пополнять бюджеты.

В приоритетных задачах необходимо продолжить работу по исключению недействующих юридических лиц из единого государственного реестра, принять меры по противодействию фирмам-однодневкам. Важное направление работы фискальных органов–деятельность по выводу заработной платы из тени. Не должно быть организаций, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума. К сведению, депутаты Федерального Собрания планируют ужесточить ответственность за невыплату заработной платы.

Штраф за невыплату заработной платы свыше 2-х месяцев будет увеличен с 80тыс.руб. до 120тыс.руб. Если невыплата привела к тяжким последствиям, то штраф составит от 100тыс.руб. до 500тыс.руб. При этом, сохраняется ответственность, вплоть до лишения свободы от 3 до 7 лет. Уголовную ответственность за задержку заработной платы предлагается распространить и на индивидуальных предпринимателей. Согласно поправкам, минимальный размер штрафа за нарушение законодательства о труде и об охране труда, для них, увеличивается с 5 до 10 МРОТ.

Также коротко хочу проинформировать о планируемых изменениях в налоговой политике на федеральном уровне.

На своем заседании в марте текущего года Правительство Российской Федерации одобрило основные направления развития налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010г.г. Проект с одноименным названием подготовлен Министерством России в рамках разработки трехлетнего бюджета. Из этих документов становится ясно, что снижения налогов, скорее всего, не будет. Министерство финансов собирается сосредоточиться на других задачах. Нас ожидает переход от экстенсивного развития налоговой системы, т.е. снижения налоговых ставок, к интенсивному, т.е. к улучшению администрирования налогов и планомерному решению накопившихся проблем.

Изменения весьма масштабны, поэтому остановимся на самых важных.

1)Это-контроль за трансфертным ценообразованием, с целью эффективного противодействия уклонению от налогообложения, с использованием таковых цен. Финансовое ведомство, прежде всего, предлагает расширить перечень критериев, для признания лиц взаимозависимыми, и также ввести в налоговое законодательство порядок определения долей прямого и косвенного участия. Следующий шаг–установить закрытый перечень контролируемых сделок, по которым налоговые органы, при необходимости, смогут корректировать цену, приближая ее к рыночной.

2)Вторая проблема, которой озаботились в Министерстве финансов Российской Федерации-это возмещение НДС из бюджета, при применении нулевой ставки. Основные способы уклонения от налогообложения в финансовом ведомстве связывают с «неправомерным неначислением налога поставщиками». Главное, при этом-факт вывоза товара за пределы таможенной территории России, в режиме экспорта.

3)Основная новизна по налогу на прибыль–это введение института консолидированной финансовой отчетности. При исчислении группой компаний налога, финансовые результаты всех членов холдинга суммируются. Платежи от консолидированного налогоплательщика между бюджетами регионов Российской Федерации распределяются, по аналогии с действующими правилами распределения налога на прибыль в отношении обособленных подразделений, т.е. пропорционально доле компании, входящей в группу, в совокупной стоимости основных фондов и фондов оплаты труда. Ответственность за подачу налоговой декларации, от имени всех членов холдинга, возлагается на материнскую компанию.

4)Будет усовершенствована система налоговых вычетов по НДФЛ. Для начала нужно будет ввести вычет на сумму отчислений по добровольному пенсионному страхованию. Далее – объединить социальные вычеты в один, суммировав существующие размеры вычетов на лечение, обучение и упомянутого вычета на пенсионное страхование. Размер объединенного вычета составит 100 000руб. вместо действующих в пределах 50 000руб. При этом налогоплательщик, кроме увеличения, абсолютной суммы вычета получит право распоряжаться им по своему усмотрению.

5)Налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и налог на землю под недвижимым имуществом граждан и фирм будут трансформированы в налог на недвижимость. Землю и находящиеся на ней постройки объединят в одном объекте налогообложения. Сам налог на недвижимость станет основным доходным источником местных бюджетов.

Министерство финансов Российской Федерации считает возможным ввести налог на недвижимость с 1 января 2009 года. Местные власти получат право устанавливать налоговые ставки. Поскольку администрирование налога на недвижимость довольно дорогая процедура, ставка налога не обещает быть низкой. В связи с этим, предполагается установить переходный период, ограничивающий максимальный и минимальный налоговые платежи, по сравнению с существующим. В законе также четко пропишут, в какой момент строящийся объект становится объектом налогообложения.

6)Изменятся требования к учетной политике, для целей налогообложения. Так, Министерство финансов собирается разработать и опубликовать методические указания, разъясняющие возможность выбора метода налогового учета и порядок отражения сделанного выбора. По мнению экспертов, налогоплательщик, изменивший учетную политику один раз за 5 лет, должен обосновать необходимость новой смены и получить на это разрешение налоговых органов.

Решается вопрос об информировании налоговых органов о принятой учетной политике, планируется внести в декларацию специальные графы, для указания принятых методов учета.

Напоминаю, что все это-пока, концепция налоговой политики на 2008-2010г.г., и будем надеяться, что, уже в этом году, будут приняты законодательные и другие подзаконные акты по перераспределению отдельных налогов (на прибыль, НДФЛ, НДС и др.) между уровнями бюджетов, с ориентиром на реализацию 131 Федерального закона.

Кроме Министерства финансов предложения по реформированию налоговой системы на заседании Правительства Российской Федерации внесло и Министерство регионального развития, которое предложило закрепить сбор налога на доходы физических лиц по месту жительства, а не по месту работы, как сейчас. Министерство экономического развития и торговли выступает за прекращение практики предоставления льгот по федеральным налогам, частично идущим, в местные бюджеты, а также по местным налогам, полностью направляемым в бюджеты на местах. Действующие льготы изымают из доходной части субъектов большой кусок. В частности, это касается налога на землю, на транспорт.

Уважаемые коллеги.

Принятие 131 Федерального закона, безусловно, стало важным шагом в совершенствовании правовой базы осуществления местного самоуправления. Вместе с тем, по мере его реализации все более значимой становится задача его финансового обеспечения, особенно в связи с расширением перечня вопросов местного значения, большая часть которых привела к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований.

Однако, уточненного расчета расходных обязательств муниципалитетов, на основе использования соответствующих социальных норм и нормативов, не последовало, не закреплены необходимые доходные источники, для реализации возросших расходных обязательств. Сегодня, фактические потребности местных бюджетов, в среднем по России, в 2 раза превышают их доходы, а по нашему региону, думаю, комментарии излишни, т.к. местные бюджеты формируются, в основном, за счет финансовой помощи республиканского бюджета.

Не секрет, что пополнение доходной части местных бюджетов усугубляется низким уровнем администрирования местных налогов и сборов, а также низкой налоговой дисциплиной налогоплательщиков. Это происходит, по причине непродуманного укрупнения налоговых инспекций в 2002-2004г.г. Сегодня, в республике-лишь 4 межрайонные инспекции вместо 11, ранее существовавших. В административных центрах муниципальных районов, в которых ликвидированы инспекции, созданы территориальные обособленные рабочие места, в которых работают по 1-2 человека на территориях, с численностью 30тыс.чел. и более.

Сегодня, налогоплательщики вынуждены ездить в межрайонные инспекции за 100км, а то и 300 км. При этом, расходы на дорогу, зачастую, превышают суммы налоговых платежей, подлежащих уплате. Из чего следует вывод, что государство, в целях сокращения финансовых издержек налогового администрирования, переложило расходы на налогоплательщиков. Все это отрицательно сказывается на выполнении налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов. В этой ситуации, для улучшения администрирования местных налогов и сборов, назрела настоятельная необходимость создания в муниципальных районах, поселениях института сборщиков налогов и сборов, хотя он и не регулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Но, как говорится в поговорке: «дитя не заплачет, мать не уразумеет».

Считаю необходимым Парламенту, Правительству Республики Алтай выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации по вопросам справедливого перераспределения между тремя уровнями бюджетов налогов на прибыль организаций, добавочную стоимость, доходы физических лиц, а также об исключении ст.102 «Налоговая тайна» Налогового кодекса Российской Федерации.

Считаю также необходимым обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину, Министру финансов Российской Федерации А.Л.Кудрину с просьбой об увеличении количества налоговых инспекций, в соответствии с административно-территориальным устройством субъектов Российской Федерации.

Благодарю за внимание.