Уважаемые коллеги и приглашенные!

Мы собрались на данное мероприятие, как уже отмечалось, обсудить, самый что ни есть, злободневный вопрос сегодняшних реалий в жизни населения республики.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_gi_ps.jpg В программе наших Парламентских слушаний запланированы доклады отраслевых министров, руководителей некоторых федеральных структур, знающих проблему изнутри по самым актуальным тематикам.

Мы с вами на декабрьской сессии 2008 года приняли совместный план действий Парламента и Правительства Республики Алтай по снижению негативного воздействия мирового финансового кризиса на экономику и жизненный уровень населения региона.

Думаю, что данная программа, для руководителей республиканских министерств и ведомств, глав муниципальных образований должна стать настольной книгой.

Я, как член правительственной антикризисной комиссии, знаю, что всеми ответственными исполнителями проводится повседневная практическая работа, о которой мы услышим в докладах. И это позволяет мне в своем выступлении не вдаваться в детальный анализ ситуации в республике, а выстроить его на основных моментах антикризисной программы Правительства Российской Федерации, одобренной в апреле Государственной Думой и Советом Федерации, с целью выверить наши дальнейшие действия, с учетом общегосударственной концепции.

Главным считаю то, что такая государственная программа есть. Мы имеем дело с цельным документом, который освещает самые разные стороны нашей жизни, дает ответы на то, что нужно сделать, чтобы преодолеть кризис и отвечает сложившейся обстановке в стране. Т.е., продемонстрировано содержательное направление работы власти по преодолению кризиса, названы критерии выхода из кризиса, ясно сформировано, что именно будет коренным образом отличать посткризисную экономику от докризисной.

В программе достаточно критично оцениваются те стороны национальной экономики, которые привели к углублению кризиса. Хочу заметить, что только сильное, уверенное в себе Правительство может столь критично оценивать ситуацию и спокойно говорить об имеющихся недостатках, чтобы, в дальнейшем, вести работу по их преодолению.

Вторая важная деталь этой программы заключается в ее последовательности. Мы видим в антикризисном плане постоянные ссылки на Стратегию до 2020 года, поставившую цель–изменение профиля экономики страны, т.е. из кризиса мы должны выйти с экономикой, которая будет, в меньшей степени, зависеть от экспорта, внешних факторов и сырьевых ресурсов, и, в большей степени-от внутренних ресурсов.

Еще один важный момент–эта программа идеологична. А общенациональный интерес предполагает консенсус, предполагает невозможность решения проблем общества, за счет одного социального слоя, и этим полностью пронизана антикризисная программа. Она охватывает интересы всех слоев и категорий населения, а также бизнес-структур и позволяет обеспечивать такой уровень планирования, когда общество может, в реальном режиме времени, спрашивать с власти вообще, и с чиновников в частности, за все, что делается. Тем более, что, до сих пор, действия Правительства были большинству населения просто непонятны, как, например, в случаях, с несколько односторонней поддержкой банковского сектора или нечетко выраженной поддержкой потребительского спроса и реального сектора производства. Все это, сегодня, приобретает выраженные контуры, в виде реальных федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.

Очень позитивно, как в этой программе прописано усиление роли государства в экономике. В кризисной ситуации, когда рыночный механизм начинает пробуксовывать, государство должно вмешаться, и нет, в этом, ничего страшного. В программе однозначно сказано, что усиление государственного влияния рассматривается, как временная мера. В документе прямо заявлено о том, что собственность, перешедшая государству, в дальнейшем, будет приватизирована, причем, открыто, в корне отличающаяся от залоговых аукционов 90-х годов. К приватизации будут допущены только эффективные собственники, доказавшие, что этим производством смогут руководить лучше, чем государство. Считаю это очень важным моментом.

Безусловно, программа является абсолютно социальной, в самом широком смысле этого слова, и, по сути, социальными являются все ее разделы. Все понимают, что заводы должны работать, а бизнес должен развиваться. Но болит у всех не это, а социальная политика, образование, здравоохранение, наука. Так что, приоритет выбран абсолютно верно. Когда речь идет об инвестициях, подчеркивается, что это-инвестиции в человека.

Когда говорится об основных заказчиках экономики, в первую очередь, упоминается здравоохранение и образование. Государство в полном объеме подтверждает целый ряд своих социальных обязательств. Я же остановлюсь лишь на двух аспектах.

Первое-это продолжение задуманной, еще до кризиса, пенсионной реформы, речь идет о благополучии и достойной жизни людей пожилого возраста, старшего поколения, о тех, кому мы все обязаны очень многим. Напомню, что с 2010 года начнется перерасчет пенсий, для тех, кто заработал стаж в советское время, и это значит, что, в обозримом будущем, человек, имеющий 35 лет стажа, получит 40% от утраченного заработка.

Возможно, в условиях кризиса, это будет выглядеть несколько нереальным, но от него власть не отказывается и предполагает последовательно реализовать. За 2009 год рост трудовой пенсии в номинальном выражении составит более 24%, а средний размер социальной пенсии достигнет прожиточного минимума, именно для этого, в декабре текущего года на 30% с лишним будут проиндексированы пенсии.

Очень позитивный сдвиг происходит на рынке труда. Если, до недавнего времени, основная часть средств на рынке занятости расходовалась на выплаты по безработице, т.е. это была пассивная политика, то, сейчас, ситуация изменилась. 50% многократно возросших средств должно быть направлено на создание новых рабочих мест, переквалификацию и переобучение.

Одним из 7 основных приоритетов антикризисной деятельности Правительства в текущем году названо снижение административных барьеров, для бизнеса. «Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников», -говорится в программе. Запланирован также ряд дополнительных мер по поддержке малого бизнеса.

В 2009 году будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будет усилена борьба с этими явлениями, со стороны прокуратуры, МВД, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты, в т.ч. при проведении контрольных мероприятий, с целью выявления необоснованных препятствий осуществлению предпринимательской деятельности.

С 1 июля 2009 года вступит в силу Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности, для 13-ти видов бизнеса, подавляющее число предприятий, в которых субъекты малого и среднего бизнеса. В этих же сферах будет, легче всего, начать собственное дело тем, кто останется без работы.

Проверка малых компаний будут осуществляться не чаще, чем один раз в три года, а внеплановая проверка–только с санкции прокурора.
Также будет сокращен перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации.

В 2009 году будут установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом, для потребителей, с мощностью до 15КВт, стоимость присоединения не будет превышать 5 МРОТ (550 рублей), а от 15КВт до 10КВт–можно внести авансовый платеж в размере 5% стоимости платы, с правом беспроцентной рассрочки на 3 года.

В 2009 году требование об обязательной квоте (не менее 20%), для малого предпринимательства, при госзакупках, будет распространено как на государственных, так и на муниципальных заказчиков, что позволит увеличить спрос на продукцию малых компаний.

Также будут установлены льготные арендные ставки, при аренде малыми и средними фирмами федерального имущества.

Важной мерой будет принятие закона, позволяющего образовательным и научным учреждениям создавать малые предприятия, что позволит создать рабочие места, в первую очередь, для выпускников вузов.

В 2009 году расходы федерального бюджета на господдержку малого бизнеса будут увеличены до 10,5млрд.руб., т.е. дополнительно выделяются 6,2млрд.руб. Распределение субсидий будут осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона, при этом, будет предоставляться возможность их авансового перечисления до 60% в течение I-III кварталов.

До 30млрд.руб. расширяется финансовая поддержка малого бизнеса Внешэкономбанком, в т.ч. на микрокредитование-до 1млрд.руб.

Все эти и другие новшества в законе должны быть своевременно доведены до сведения населения. Важно, чтобы антикризисные меры были понятны людям, чтобы они видели реальные шаги по стабилизации и улучшению ситуации.

Мне кажется, что от власти народ ждал ответа на целый ряд вызовов, и на целый ряд вопросов ответ получен. И, по большому счету, программа является антикризисным посланием народу всей власти–и федеральной, и региональной, и местной, и, разумеется, «Единой России».

Хотя настоящая антикризисная программа Правительства сбалансирована, думаю, она неизбежно носит промежуточный характер, потребует постоянной корректировки, по мере развития кризиса и оценки эффективности тех антикризисных мер, которые, сегодня, применяются.

Помнится, в начале этого года, многие из экспертов громко предрекали: в марте-апреле заводы встанут, все рухнет, посыплются банки, толпы безработных заполнят улицы городов. Теперь споров на тему экономического краха уже нет. Правительство за год своего правления сумело ответить на вызовы кризиса.

Благодаря его быстрым и решительным действиям, экономическое положение страны стабилизировалось. Срочные меры по увеличению страховой суммы до 700тыс.руб. помогли избежать паники среди вкладчиков. С помощью государства, банковский сектор выстоял. Во избежание промышленного кризиса, Правительство сумело быстро провести «мягкую» девальвацию рубля. Оперативно была принята антикризисная программа.

Таким образом, действия по выходу из кризиса приобрели системный характер. Пересмотрен бюджет, причем, в неприкосновенности остались все федеральные целевые программы. И самое главное–были сохранены социальные параметры бюджета. Более того, кабинет министров взял курс на увеличение социальных расходов, и это, пожалуй-одно из основных достижений Правительства, за время кризиса. c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_zal_ps.jpg

Уважаемые коллеги, за последнее время, каждый из нас участвовал в обсуждении сегодняшней темы не один раз. Главное-законодательно обеспечить принимаемые меры по преодолению последствий финансово-экономического кризиса. Здесь, прежде всего, необходимо оптимизировать республиканский бюджет. Сегодня, время требует оперативной реакции законодательного органа на, те или иные, события, которые происходят, прежде всего, в экономической сфере.

Также необходимо обеспечить информирование населения о ситуации, складывающейся в республике, и о принимаемых антикризисных мерах. Кроме того, мы в форме рекомендаций записали заслушивание на сессиях, заседаниях профильных комитетов информаций органов исполнительной власти и местного самоуправления о ходе реализации антикризисных мер.

Необходимо продолжить постоянный мониторинг финансово-экономической ситуации и результативности принимаемых антикризисных мер, а также внести необходимые изменения в региональное законодательство, в соответствии с изменениями федеральных законов и учитывая положительный опыт других субъектов.

Уверена, что хорошие идеи есть у каждого. Например, по оздоровлению и развитию сельского хозяйства, по модернизации ЖКХ, по привлечению инвестиций, поддержке реального сектора экономики, в т.ч. малого и среднего бизнеса.

17 июня мы с вами второй раз в текущем году рассмотрим изменения в бюджете республики на 2009 год. Главная наша задача–удержать все позиции социальной поддержки населения. И, хотя, по прогнозу, расходы бюджета уменьшатся более, чем на 700млн.руб., сокращение не коснется социальных обязательств. Прежде всего, сократятся расходы, неносящие первоочередного и социального характера, в т.ч. на содержание органов государственной власти. Придется отказаться от капитального и текущего ремонта, до предела урезать расходы на оргтехнику, канцелярские принадлежности, связь, ГСМ.

Еще раз, проревизируем республиканские целевые программы. Необходимо проявить политическую волю на упразднение некоторых государственных и муниципальных органов, деятельность которых несвязана, с исполнением прямых полномочий республики. Также продолжить работу по переводу госучреждений в автономные.

В целях поддержки отдельных отраслей и сфер, мы обращались в Правительство Республики Алтай о рассмотрении вопроса по снижению ставки налога до 5% при упрощенной системе налогообложения, для таких видов деятельности, как сельское хозяйство, грузоперевозки, эксплуатация жилого и нежилого фонда, услуги в социальной сфере, образовании, спорте, культуре. И такой законопроект мы ожидаем получить к предстоящей сессии Парламента республики.

В целях поддержки собственных строительных организаций, необходимо усовершенствовать порядок рассмотрения инвестиционных проектов. Решение о поддержке инвестирования принимать, при выполнении инвестором следующих обязательных условий:

-регистрация на территории республики, в качестве юридического лица, не менее 70% работников предприятия должны быть жителями республики;

-кооперироваться преимущественно с местными предприятиями и пользоваться инфраструктурой республики, в первую очередь, транспортным обслуживанием и специальной техникой.


Нужно отрегулировать закон, направленный на улучшение деятельности малого и среднего предпринимательства в части предоставления права добросовестным арендаторам выкупать арендуемые государственные и муниципальные помещения, с рассрочкой платежа в течение 3-х лет. При осуществлении государственных и муниципальных закупок, приоритеты отдавать местным поставщикам товаров и услуг, сделать доступным региональный и муниципальный заказ, для субъектов малого и среднего бизнеса, переходить на многолетние контракты. Т.е., всем нам необходимо искать любые возможности улучшения республиканского законодательства.

Уважаемые коллеги, считаю, что наша встреча, в предложенном вам формате, будет полезной. Мы можем, без каких-либо условностей, свободно пообщаться, обменяться опытом, и, что особенно будет полезным, выработать совместные рекомендации всем уровням и ветвям власти, которые необходимо учесть, при корректировке совместной антикризисной программы, а также при формировании проекта республиканского бюджета на 2010 год.

Во всех этих документах, безусловно, должны найти свое разрешение самые насущные проблемы, которые поднимаются населением, будь то на Днях депутата или Правительства Республики Алтай в муниципальных образованиях, или на всевозможных круглых столах, в личных обращениях граждан в органы власти. Как показывает анализ, прежде всего, речь идет о решении вопросов строительства социального жилья, для малообеспеченных и слабозащищенных слоев населения, детских дошкольных учреждений повышения размера детских пособий, либерализации использования материнского капитала, регулирования тарифов на коммунальные услуги, упрощения процедуры оформления кредитов, для ведения собственного дела, льготных ставок, при аренде государственного имущества, включая земельные участки, подготовки кадров массовых профессий.

Спасибо за внимание, всем успешной работы!