-Юрий Семенович, руководство вашего хозяйства вместе с Администрацией Шебалинского района разработали политику экономического возрождения села. В чем необходимость такого проекта?


-Сельчанину в нашей стране всегда жилось нелегко. Производство сельхозпродукции на большей части ее огромных территорий с зонами рискованного земледелия низко рентабельно, а подчас, и убыточно. Вкладывать свои средства в такую сомнительную отрасль инвестор, естественно, не торопится. К тому же, сельское хозяйство, напрямую, зависит не только от капризов погоды, но и политических коллизий.

С этим вопросом, как понимаете, у нас в стране тоже непросто. Грустно признавать, но факт налицо: наше государство крестьянина в полной мере не поддерживает. Сельчанин вынужден пользоваться лишь разовыми подачками, которые положения дел не улучшают. А тут еще всемирный экономический кризис...

-Юрий Семенович, а разве реализация национального проекта «Развитие АПК» не является показателем изменения политики в сельскохозяйственной отрасли?

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_zemirov.jpg -Вот и Вы туда же—сельхозотрасль. Поверьте мне, профессиональному аграрнику, аграрный сектор-не отрасль. Это-многофункциональная система экономики. Большинство же людей, в т.ч. чиновники, это недопонимают. Отсюда и все беды на селе. Национальный проект «Развитие АПК» это, конечно, здорово, но он, к сожалению, не является комплексным и системным. В нем его авторы вырвали лишь отдельные элементы сельхозпроизводства-животноводство и фермерство, хотя этого мало.

Пришло время менять стратегию сельскохозяйственного развития села. Сколько можно использовать сельское хозяйство в качестве бесплатного донора, не задумываясь о последствиях. Т.е. хищно эксплуатировать крестьян и землю. Судите сами, ежегодно в стране повышаются тарифы на энергоносители, транспорт, ЖКХ, а это создает предпосылки для подорожания всех услуг и товаров. И это в условиях, когда их рост постоянно опережает рост доходов населения.

-Вы тоже в числе тех аграриев, кто основные задачи приоритетного национального проекта «Развитие АПК» усматривает больше, как пиар-компанию по раздуванию его значимости и демонстрации бурной деятельности чиновников от исполнительной власти?

-Я не столь категоричен, но просчетов в нем, действительно, много. И хорошо, что, на данный момент, это начинают понимать в Правительстве страны, в частности, куратор сельского хозяйства В.Зубков. Действительно, куда это годится: импорт продовольствия, сегодня, в России составляет 30млрд.$. Только на закуп мяса в 2008 году ушло 25млрд.$. При этом, на сельское хозяйство всей страны было выделено всего 2млрд.$. Выходит, что закуп мясных молочных продуктов и плодоовощной продукции привел к росту инфляции. Тем самым, мы «импортируем» эту самую злополучную инфляцию. Из вышесказанного вытекает естественный вопрос: кого, спрашивается, мы кормим? Правильно мыслите.

Сельхозпроизводителя зарубежного, но, никак, не своего. При этом, 10% сельхозугодий находится в нашей стране. Проблема с продовольствием с каждым годом в мире обостряется, так что, не трудно спрогнозировать, что может произойти, в ближайшем будущем, если сами не займемся своими сельхозугодьями.

Хотя, конечно, без данного национального проекта крестьянину было бы совсем невмоготу. Проект позволил, к примеру, нашему экспериментальному хозяйству нормально провести зимовку, которая была одна из тяжелейших, в последние годы. Благополучно выйдя из зимовки, мы успешно провели окот, стрижку, весенне-полевые работы, сейчас, несмотря на дожди, заготавливаем сено, сенаж. Удалось распахать поля, с брошенными многолетними травами, и засеять большие угодья пашни. В рамках национального проекта мы обеспечили себя минеральными удобрениями.

И, здесь, большую помощь нам оказало Правительство республики. Оно на 70% профинансировало затраты, а 30% оплатили мы. А это-существенная помощь. В то же время, притчей во языцех остаются закупочные цены на шерсть, мясо. На местах мы убеждаем людей, что заниматься овцеводством необходимо, при этом, цены на шерсть падают. В молочной отрасли-та же ситуация. От 8% до 15% в год идет увеличение продуктивности.

В непростых горных условиях надои на одну фуражную корову у нас перевалили трехтысячный рубеж. Идет интенсивная работа по привлечению сдатчиков молока. Но постоянный рост цен на ресурсы эти показатели сводят на нет. У нас в стране он в 10 раз шагает быстрее, чем в Европе. За последние 4 месяца, как сообщают органы Роскомстата, у нас инфляция составила 6,2%. В Европе же цены не изменились, ибо выросли чисто символически—на 0,6%.

-Почему, на Ваш взгляд, цены у нас растут так быстро?

-Да потому, что произошла девальвация рубля. Большинство товаров производится за границей, поскольку собственное производство мы развалили своими же руками.

-Если Вас правильно понимать, Юрий Семенович, какая-то чехарда получается. Заниматься, даже, вроде бы, на сегодня, рентабельным молочным производством становится невыгодно, по большому счету, даже в Шебалинском районе, которое в республике является показательным?

-Производителю выгодно, когда, вовремя, идут взаиморасчеты, а у нас, в этом плане, нередки сбои. Вот и наш основной закупщик-Чергинский сырзавод-из-за сложностей с реализацией готовой продукции, не всегда имеет возможность вовремя выплатить положенные нам деньги. Нет денег, соответственно начинает тормозить вся сельскохозяйственная экономика. У частника, фермера, кооператива растут долги за электроэнергию, кредиты, вовремя, не погашаются. Народ теряет интерес работать, поскольку не может справиться с мыслью, что трудится не на себя, а на дядю.

Спрашивается, зачем мне знать проблемы сыроделов и, тем более, входить в них. Но приходится. Особенно когда узнаешь, что спрос на наш отличнейший сыр упал потому, что наши чиновники белорусам дали возможность рассчитаться за газ своим, более дешевым сыром. Остается одно—чертыхаться на чиновника, который, в очередной раз, позволил проехаться на крестьянине.

-Юрий Семенович, Вы оцениваете такую политику, как ошибочную?

- Не только ошибочная, она-вредная. Мы ведь, вновь, подкормили чужую, а не собственную экономику.

-Таких ошибок, надо полагать, за последние 15-20 лет, нашими чиновниками от сельского хозяйства, да и других ведомств, сделано немало. Откройте секрет, как вашему хозяйству удалось все эти ошибки не просто пережить, но и, вопреки всем недоразумениям, выжить и достойно войти в новое время?

-Интуиция, может, сработала, может, хитрость крестьянская, а может, элементарная лень, трудно сказать. Если так посмотреть, то в 1992-1994г.г. мы выживали, за счет пантовой продукции. Тогда у нас в хозяйстве 15 работающих мараловодов на маральнике произвели продукции в 3 раза больше в пересчете на рубли, чем еще 750 работающих в других отраслях крестьян. Что там говорить, подобный расклад приводил к мысли на всех других сельскохозяйственных отраслях поставить жирную точку и заняться исключительно, по тем временам, выгодным мараловодством, но что-то остановило.

Надо полагать, здравый смысл, что все в этом мире преходяще, и вряд ли только панты будут всегда ценны на рынке. И не ошиблись. Ведь сократись мы тогда, сейчас бы по миру пошли. Статистика—вещь упрямая, но обращаться к ней приходится. Так вот, от реализации молока мы в прошлом году получили 27млн.руб., 10млн.руб.—от реализации мяса и племенного животноводства, 12млн.руб.—это субсидии и дотации из бюджета республики на производство сельскохозяйственной продукции, а 3млн.руб.—от пантов. Как видите, показательно.

-Юрий Семенович, у вас в районе народ подхватил идею создания фермерских хозяйств. Это что, действительно, выгодно или просто временное увлечение?

-Одному в деревне всегда было трудно вести сельское хозяйство. Им, вообще, невозможно заниматься единолично, поскольку оно-очень трудоемкое и, к сожалению, мало оплачиваемое. А вот за фермерством я вижу будущее, поскольку далеко не все крестьяне видят себя членами больших хозяйств, СПК. Именно по этой причине, вместе с главой Администрации МО «Шебалинский район» А.Б.Соколовым я включился в работу по развитию фермерского движения, как депутат, разумеется. Ему, этому движению, уделено немалое внимание в национальном проекте «Развитие АПК». На это движение можно средства получить.

И очень рад, что многие жители нашего сельскохозяйственного района идею по созданию фермерских хозяйств восприняли с одухотворением. В районе сегодня их—17. Уверен, что о своем решении все они не пожалели. Эта новая форма хозяйствования позволяет получить кредит, субсидии, при сдаче сельхозпродукции, несколько выше, чем для единоличного хозяина. А потом, появилась реальная возможность приобрести автомобили по сбору молочной продукции. Очень необходимая штука в сельском хозяйстве. Сколько можно молоко в бидонах да кастрюлях возить.

А если быть точным, то 7 молоковозов району удалось, для фермеров, приобрести по льготной цене. 40% стоимости кооператоры оплатили, 60%—Правительство республики по линии национального проекта «Развитие АПК». Нашлись, конечно, доброхоты, которые стали нас обвинять, мол, самыми хитрыми шебалинцы оказались! А мы-не хитрые, мы просто работаем в духе со временем и документы научились читать. Пусть остальные почаще в них заглядывают, а не ждут манны небесной.

-Как Вы относитесь к развитию мясного скотоводства?

-Здесь много своих «но». В советское время, этот вопрос был четко отработан в системе кооперации. Мы, к примеру, выращивали телят до 150кг, а потом их передавали в Алтайский край в другие хозяйства на доращивание до 300-450кг. У них, для этого, были все условия, кормовая база -соответствующая. При этом, мы сразу получали за свою продукцию деньги. Но, сейчас, эта система разорвалась. Что касается создания сельскохозяйственного холдинга нового типа, то по его созданию у меня большие сомнения.

Мне, к примеру, предлагают получать деньги по конечному результату, уже при продаже откормленного скота. При этом, я не буду видеть, в каких условиях будут его доращивать. А потом, где есть гарантия, что вся цепочка сработает четко, без отклонений. Нет, в современных условиях, подобного рода, холдинги-большой риск, и я лично не готов в таком рискованном деле участвовать.

-Юрий Семенович, как Вы видите развитие нашей страны, в ближайшее время?

-Некоторые говорят: «Рынок все отрегулирует». Неправда-все это. Такого рода, догмы-ошибочны. Нигде они не прижились. За государством должно оставаться право регулировать все, в т.ч. и рынок. Только реальное производство в состоянии решить проблему бедности. Делать ставку только на сырьевые ресурсы—это вчерашний день, путь в никуда. На мой взгляд, нашему аграрному, по большому счету, государству, прежде всего, необходимо поднимать село. Приглашать в деревню работать передовых людей, внедрять новые технологии.

Нелишне вспомнить времена освоения целины. А что, есть чему поучиться у наших родителей. И только потом браться за развитие производства. Что касается кризиса, то здесь тоже есть над чем подумать и над чем поработать. Я бы счел необходимым списать с сельхозпроизводителей все долги, которые образовались, по сути, по вине государства, из-за диспаритета цен. Пора запретить банкротить сельхозпредприятия. Почему бы не освободить сельхозпроизводителей, на время кризиса, от налогов.

Пора работать длинным кредитам. Снизить цены на ГСМ, удобрения, электроэнергию, воду, для всех предприятий ВАПК. Все эти меры—не мифы, а реальность, применяемые в мире. Особенно, если в стране-кризис.