Уважаемые участники Парламентских слушаний!
Уважаемые коллеги!

Хочу уточнить, что слушания проводятся не только по инициативе Комитета по правовой политике, но и по плану, согласованному с Министерством внутренних дел по Республике Алтай.

Как вы знаете, Конституция Российской Федерации определила наше государство, как правовое демократическое государство. В основном законе нашего государства прописан комплекс мер по государственной защите и охране общественного порядка. Практика показала, что эти меры не являются достаточными, и необходимы дополнительные механизмы обеспечения правопорядка. Одним из таких механизмов является привлечение граждан к охране общественного порядка совместно с правоохранительными органами.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_rom27.jpg
Такой механизм, ни в коей мере, не противоречит конституционной системе государственной защиты прав и свобод человека в России, представленной в деятельности государственных правоохранительных органов–компонентов правозащитной системы, важнейшим из которых являются органы внутренних дел, поскольку, наряду с правоохранительными органами, элементом правозащитной системы являются общественные организации, в т.ч. содействующие охране общественного порядка.

Иными словами, вполне логичным и объяснимым в рамках ситуации, когда правоохранительные органы, по самым разным причинам, не справляются с деятельностью по охране общественного порядка, является привлечение, при наличии соответствующей законодательной базы, общественности к охране общественного порядка на своей улице, в своем районе, городе, республике, своей стране.

Вопрос об участии граждан и общественных объединений в охране общественного порядка, до настоящего времени, на федеральном уровне не решен. В 2005 году Краснодарским краем был внесен и отклонен Государственной Думой проект Федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка». В конце прошлого года, ряд депутатов Государственной Думы Российской Федерации и членов Совета Федерации Российской Федерации внесли на рассмотрение Государственной Думы проект Федерального закона №146414-5 «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Ответственным за прохождение законопроекта в Государственной Думе назначен Комитет по безопасности. При рассмотрении законопроекта в головном Комитете и Комитете по вопросам местного самоуправления, а также в Правительстве Российской Федерации, по нему были высказаны замечания и рекомендации, которые, сейчас, устраняются. По имеющийся у нас информации с официального сайта Государственной Думы, законопроект подготовлен к рассмотрению в первом чтении.

Наиболее интересными, для нас, являются положения законопроекта, касающиеся полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка.

Так, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

-участвуют в выработке государственной политики в области охраны общественного порядка, привлекают граждан к реализации государственной политики в области охраны общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации;

-участвуют в выработке и реализуют государственную политику по вопросам участия граждан в охране общественного порядка;

-осуществляют, на основе и в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, меры по совершенствованию нормативного правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка;

-разрабатывают, принимают и реализуют региональные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка, а также участвуют в реализации соответствующих федеральных целевых программ;

-рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие региональное значение;

-оказывают правовую, социальную, информационную, методическую и иную поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;

-поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка, используют иные формы стимулирования их участия в охране общественного порядка.

Органы местного самоуправления, в целях создания условий, для участия населения муниципального образования в охране общественного порядка в пределах своих полномочий:

-разрабатывают предложения органам государственной власти, при определении приоритетов в области государственной поддержки участия граждан, их объединений в охране общественного порядка;

-привлекают граждан, их объединения к реализации государственной политики в области охраны общественного порядка на территории муниципального образования;

-принимают муниципальные правовые акты, регулирующие участие граждан в охране общественного порядка;

-разрабатывают, принимают и выполняют муниципальные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка, а также участвуют в реализации соответствующих федеральных и региональных целевых программ;

-оказывают правовую, социальную, информационную и методическую поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;

-рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие местное значение;

-обобщают и распространяют положительный опыт участия граждан в охране общественного порядка;

-взаимодействуют по вопросам участия граждан в охране общественного порядка на территории муниципальных образований с органами внутренних дел, другими органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка;

-поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка, используют иные формы стимулирования их участия в охране общественного порядка;

-ведут учет народных дружин и формирований общественной самодеятельности, участвующих в охране общественного порядка на территории муниципального образования.

Законопроектом предусмотрено создание народных дружин, определен порядок их создания и вступления в них граждан. Предусмотрено создание народных дружин из числа членов казачьих обществ. Определены права, обязанности и ответственность дружинников, порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел и иными органами, обеспечивающими охрану общественного порядка. c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_zal27.jpg

К сожалению, финансирование мер по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка целиком возлагается на местные бюджеты. Субъектам Российской Федерации предоставлено право выделять на это обеспечение средства из своих бюджетов.

Также недостатком законопроекта является отсутствие конкретных мер поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка. В то же время, предоставлено право субъектам Российской Федерации устанавливать такие гарантии.

В 2003 году был принят Закон Республики Алтай «Об участии населения Республики Алтай в охране общественного порядка». В целом, данный Закон имеет почти те же положения, что и в проекте Федерального закона. Также он имеет и такой недостаток, как отсутствие конкретных мер поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка. Естественно, в наше время, очень сложно привлечь граждан к охране общественного порядка, почти ничего не давая взамен.

В случае принятия Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» мы внесем в наш закон необходимые изменения, в т.ч. и те предложения, которые, сегодня, прозвучат на Парламентских слушаниях. Также с Правительством Республики Алтай проработаем меры поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка.

В качестве примера, можно рассмотреть меры поощрения, которые предусмотрены в законах других субъектов Российской Федерации об участии граждан в охране общественного порядка. Такие законы приняты более чем в 30-ти субъектах Российской Федерации.

Так, в Камчатском крае, кроме мер морального и материального стимулирования, предусмотрены единовременные выплаты, за счет краевого бюджета, если дружиннику будет причинен вред жизни и здоровью, а также компенсация ущерба, причиненного имуществу дружинника, во время его участия в охране общественного порядка.

Интересны меры поощрения дружинников, применяемые в Пензенской области и Удмурской Республике. Это-объявление благодарности, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета или на Доску почета, награждение ценным подарком или денежной премией, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительных дней отдыха, предоставление льготной путевки на санаторно-курортное лечение. Кроме того, в Пензенской области применяются такие меры, как улучшение жилищных условий и содействие в поступлении в образовательные учреждения по юридической специальности.

В Ставропольском крае, помимо видов поощрения, применяемых и в других субъектах Российской Федерации, применяются такие меры, как выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, выплата ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях, внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях.

В Томской области применяются поощрения, в виде бесплатного проезда на общественном транспорте на территории соответствующего муниципального образования, выплата пособия по временной нетрудоспособности, в случае ее наступления, в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, освобождение, полностью или частично, от налогообложения подлежащих зачислению в муниципальные бюджеты средств юридических лиц и граждан, направляемых ими, в качестве взносов и пожертвований общественным объединениям, участвующим в охране общественного порядка, и используемых на техническое оснащение указанных объединений, в целях охраны общественного порядка.

В Кировской области применяется такой вид поощрения, как обеспечение бесплатным топливом: дровами, каменным углем и так далее.

В качестве мер поощрения, для граждан, участвующих в охране на территории Республики Алтай, с учетом опыта других регионов, а также республиканского законодательства, можно предложить такие меры, как:

-единовременные выплаты, если гражданину будет причинен вред жизни и здоровью, а также компенсация ущерба, причиненного имуществу дружинника, во время его участия в охране общественного порядка;

-объявление благодарности;

-награждение почетными грамотами Республики Алтай и муниципальных образований;

-награждение ценным подарком или денежной премией;

-предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска;

-предоставление льготной путевки на санаторно-курортное лечение;

-содействие в поступлении в образовательные учреждения по юридической специальности;

-выплата ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях;

-внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях;

-бесплатный проезд на общественном транспорте (кроме такси) на территории соответствующего муниципального образования;

-освобождение, полностью или частично, от налогообложения подлежащих зачислению в муниципальные бюджеты средств юридических лиц и граждан, направляемых ими, в качестве взносов и пожертвований общественным объединениям, участвующим в охране общественного порядка, и используемых на техническое оснащение указанных объединений, в целях охраны общественного порядка;

-обеспечение бесплатным топливом (дровами, каменным углем и др.);

-бесплатное предоставление в собственность земельных участков, например, для тех, кто пробыл дружинником определенный срок (3-5 лет).

Конечно, введение и применение этих мер будет зависеть от возможностей республиканского и местного бюджетов.

Надеемся, что, после принятия Федерального закона, внесения соответствующих изменений в республиканский закон, граждане более активно станут участвовать в охране общественного порядка, снизится количество правонарушений и нагрузка на органы внутренних дел, будет больше времени уделяться профилактике правонарушений.

Спасибо за внимание.