Уважаемые участники парламентских слушаний и приглашенные !
Ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию 10 мая 2006 года, поставило перед законодательными и исполнительными органами власти конкретные задачи по развертыванию активной демографической политики.
Демографическая проблема была названа "самой острой проблемой современной России", демографическая ситуация - "критической". "…Нас, россиян, с каждым годом становится все меньше и меньше" - констатировал Президент, и посетовал: "…мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали".
Обратив внимание Правительства на "медлительность и непростительный бюрократизм в решении задач подобного рода", Президент заявил, что нам нужна программа, рассчитанная на срок не менее 10 лет, нужна активная политика по всем трем направлениям: снижение смертности, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости.
Как вы все помните, в 2007 году Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года. Основной целью Национальной программы является обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 г.г. на уровне не ниже 140-142 млн. человек, с обеспечением, в дальнейшем предпосылок для роста численности населения. А главной задачей является поддержка и укрепление семьи.
Реализация Национальной программы демографического развития предусматривается в два этапа. Первым этапом, для успешной реализации демографической политики предполагалось до 2010 года сформировать правовую, организационную и финансовую базу.
Курс на комплексное развитие страны, определенный в Послании Президента РФ, основан на таких понятиях, как человек, семья, народ, общество. Предложенные Президентом меры в сфере демографической политики позволили не только поднять престиж материнства, но и улучшить демографическую ситуацию в целом, как по России, так и у нас в республике.
Принятие ряда нормативных правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровне позволило многим российским семьям улучшить свое благосостояние, решить жилищные вопросы.
Были предприняты реальные меры по поддержке материнства и детства. Так произошло увеличение пособия по уходу за первым ребенком с 700 до 1 500 рублей, а за вторым – до 3 000 рублей ежемесячно. А работающие женщины, уходящие в декрет, сегодня получают не менее 40 % от среднего заработка. А при рождении второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, семья приобретает право на получение материнского капитала, средства которого семья может потратить на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком или направить их на формирование накопительной части трудовой пенсии для женщины.
Кроме того, владельцы сертификата на материнский капитал имеют право на единовременную выплату в размере 12тыс.руб. из средств материнского капитала, которые семьи могут использовать на свои повседневные нужды. Введена была частичная компенсация родительской платы в процентах от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения: для первого ребенка - 20%, для второго ребенка - 50%, для третьего ребенка - 70%
Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц на 2009 год составил 25 390руб., а если сравнить с 2006 годом, то он составлял 15тыс.руб.
Увеличены выплаты на содержание ребенка опекунам и приемным семьям до уровня не менее 4,5тыс.руб. ежемесячно. У нас в республике с учетом коэффициента данная выплата составляет 5 600руб. ежемесячно на каждого опекаемого ребенка. Все эти мероприятия направлены, в первую очередь, на стимулирование рождаемости и укрепление престижа семьи, что и является одним из принципов демографической политики.
Приняв Закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010г.г.», мы с вами утвердили ряд мероприятий, направленных на:
-увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения;
-снижение преждевременной, особенно предотвратимой, смертности, в первую очередь в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
-увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;
-укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и прочие мероприятия.
И хотя до завершения данной программы впереди еще целый год, все-таки хотелось бы сегодня поговорить, сделать основные акценты на том, что у нас уже сделано, а, что еще предстоит решить, какие проблемы есть, и, что мешает или тормозит исполнить, запланированные и поставленные задачи, чтобы улучшить демографическую ситуацию в республике. Выступающие, каждый по своей отрасли отразят какие меры принимаются, какие проблемы есть.
Я, в свою очередь, как Председатель Комитета по социальной защите и охране здоровья населения, в соответствии с поставленными задачами в области демографической политики, хотел бы сделать акценты на следующем:
Первое. Приняв Закон Республики Алтай «О республиканской целевой программе «Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010г.г.», планировалось на ее реализацию за весь период направить 94 074,2тыс. руб., в т.ч. по источникам финансирования: за счет федерального бюджета — 40 000тыс руб., за счет республиканского бюджета — 51 844 тыс.руб. и за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации—2 230,2 тыс.руб., но, к сожалению, направить средства в тех объемах, в которых планировалось программой, не удалось. А значит, запланированные мероприятия, поставленные цели и задачи в области демографической политики также исполнить в полной мере не смогли и не сможем исполнить их и в 2010 году.
Второе. Считаю, необходимым уже сейчас начать работу по разработке Концепции по улучшению демографического развития Республики Алтай на период до 2015 года, предусмотрев мероприятия, направленные на поощрение рождаемости; улучшение условий и качества жизни и охраны здоровья людей; рациональное использование миграционных ресурсов.
Третье. Необходимо обратить серьезное внимание решению таких проблем как:
-улучшение материального благосостояния молодых семей, имеющих детей, в том числе решение их жилищных проблем;
-увеличение числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, в этих целях проработать вопросы строительства детских учреждений за счет всех источников финансирования.
Четвертое. Необходимо принять дополнительные меры по поддержке многодетных семей, имеющих трех и более детей. Да, сегодня мы имеем закон, устанавливающий меры социальной поддержки многодетным семьям, но, думаю, настала пора обратить внимание на те многодетные семьи, в которых дети, достигшие 18 лет, учатся в учебных заведениях по очной форме или проходят срочную военную службу по призыву.
Думаю, не стоит говорить о том, как сложно в наше время учить ребенка, ведь основная масса детей вынуждена учиться на платной основе, а это все ложится на плечи родителей, поэтому считаю необходимым внести в действующий закон соответствующее изменение. А именно, статус многодетной семьи будет считаться и по достижению ребенком 18 лет, пока он учится в учебном заведении или служит в армии, но возраст не должен превышать 23 лет. Во многих регионах такие меры предусмотрены, например, в Тульской области, Рязанской области, Волгоградской области, Ставропольском крае и др.
Пятое. Активизировать работу по устройству в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, развивать новые формы устройства ребенка в семьи (приемные семьи, детские дома семейного типа и пр.). Конечно, определенная работа по устройству детей в семьи в республике ведется, но все-таки, думаю, не лишним будет усилить в этом плане работу.
Шестое. Основным направлением демографической политики в сфере снижения смертности является снижение масштабов сверхсмертности от предотвратимых причин преимущественно в трудоспособном возрасте, что обеспечивает наиболее экономически эффективный путь роста продолжительности жизни населения, его трудового, репродуктивного и в целом жизненного потенциала. В этой связи считаю для положительных сдвигов в снижении смертности необходимо продолжить проведение:
-профилактических, медицинских осмотров и диспансерного наблюдения декретированных возрастных групп;
-целевые медицинские осмотры населения по раннему выявлению гипертонической болезни, онкологических заболеваний на ранних стадиях; - аттестации рабочих мест для выявления и устранения вредных факторов, влияющих на здоровье граждан.
А также надо обеспечить жесткий контроль за применением труда женщин (особенно в детородном возрасте) на работах с особо вредными и опасными условиями труда. Проводить выборочной плановой экспертизы случаев смерти трудоспособного населения, в первую очередь, от острых заболеваний с выявлением дефектов оказания медицинской помощи и принятия мер по их устранению. Проводить работу по повышению санитарной грамотности населения в вопросах здорового образа жизни через средства массовой информации и учреждения здравоохранения. Необходимо создание культа здоровья с раннего детства.
На этом бы мне хотелось бы закончить свой доклад, поскольку время ограничено по регламенту.
Спасибо за внимание.