«Субсидиарность в российском федерализме»

Как известно, Россия официально называется федеральным государством с 1918 года. Однако, только в последней пятой Конституции все субъекты страны признаны равноправными, имеющими свое законодательство.

Реальная федерация предполагает государственность на двух уровнях: на федеральном и на уровне субъектов федерации. Поэтому в федеративном государстве разделение власти на три ветви власти по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную дополняется вертикальным разделением властных функций между различными уровнями власти–федеральным, региональным и местным.

В федеративном государстве особую значимость и актуальность приобретают поиск и разработка оптимальной системы взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации, принципов и механизмов разграничения полномочий и предметов ведения между двумя уровнями государственной власти. c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_vrom.jpg

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, как отмечается в ч.3 ст.11 Конституции РФ, «осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

Конституционно-правовые основания этих взаимоотношений и принципов зафиксированы в гл.3 Конституции Российской Федерации, прежде всего, в ст.ст.71–72, в которых раскрывается сущность одного из основополагающих принципов федерализма–«субсидиарности», которая представляет собой практическое воплощение принципа разделения власти по вертикали на федеральный и региональный уровни.

Как известно, само понятие «субсидиарность» вошло в современный научный лексикон сравнительно недавно. Впервые официально оно было использовано в заключении Комиссии по Европейскому Союзу в 1975 году и постепенно стало общепринятым понятием, для характеристики системы взаимоотношений между органами Евросоюза и органами государственной власти входящих в его состав государств.

В литературе по проблемам федерализма субсидиарность называется, в качестве одного из ключевых принципов федерализма. Так, С.М.Шахрай, анализируя феномен федеративного государства, пишет: «В качестве признаков, наличие которых необходимо и достаточно, для вывода о том, что данное конкретное государство является федерацией, можно выделить следующие принципы федерализма: принцип единства федерации; принцип институциональной самостоятельности частей федерации; принцип участия субъектов федерации в реализации власти на федеративном уровне; принцип субсидиарности; принцип равенства прав субъектов федерации».

Сегодня, субсидиарность, в основном, рассматривается именно, как принцип управления, согласно которому вопросы, которые могут быть решены на низовых уровнях управления, решаются именно здесь, а властные органы более высокого уровня вмешиваются в них лишь тогда, когда нижестоящие не в состоянии самостоятельно решить данную проблему. Исходя из этого, субсидиарность в федеративном государстве в литературе, зачастую, понимается, именно как право субъекта федерации самостоятельно решать определенный круг вопросов, предусматривающее, в то же время, возможность вмешательства центральной власти.

Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами отражает федеративную природу государства, составляет суть федеративной государственности, а федерализм, как принцип государственного устройства, заключается именно в разделении полномочий и разграничении предметов ведения между федеральным центром и региональными государственными образованиями, без которого невозможно существование ни одного федеративного государства. Принципы такого разделения представляют собой одну из самых актуальных и сложных проблем теории и практики конституционного права, поскольку являются важнейшими факторами стабильности и эффективности функционирования государственной власти.

Следует отметить, что в Конституции Российской Федерации прямо не упоминается принцип субсидиарности. Но он органически вытекает из ключевых принципов федеративного устройства России. Так, в ст.5 Конституции РФ констатируется, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принцип субсидиарности, здесь, прямо не упоминается, но он является производным из всех вышеназванных ключевых принципов федеративного устройства Российской Федерации, он, здесь, подразумевается. Ведь именно единство системы государственной власти делает всех ее носителей, независимо от их уровня, одинаково солидарными за должную степень эффективности управления. А в ст.11 гл.1 говорится, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на основе Конституции, Федеративным договором и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеративным центром и субъектами Федерации. Суть этого положения конкретизируется в ст.ст.71, 72 и 73 Конституции.

Некоторые вопросы, касающиеся федеративного устройства, затрагиваются также в последующих главах Конституции. Так, в гл.4 указано, что Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, естественно, федерального и регионального уровней. В гл.5 «Федеральное Собрание» фиксированы принципы и нормы участия субъектов Федерации в формировании Совета Федерации. В гл.7 «Судебная власть» говорится, что споры о соответствии Конституции федеральных законов, конституций, уставов, нормативных актов субъектов Федерации, относящихся к ведению Федерации и ее совместному ведению с субъектами Федерации, подлежат разрешению Конституционным Судом РФ.

Зачастую, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и органами государственной власти субъектов, в нарушение ст.11 Конституции РФ, осуществляется федеральными законами. Среди них Бюджетный, Водный, Лесной кодексы, федеральные законы о недрах, об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, об охране окружающей природной среды, о животном мире и десятки других законов.

Так, в ст.7 Федерального закона “О животном мире” устанавливается, что “В соответствии с Конституцией РФ, разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среда его обитания определяется настоящим Федеральным законом”. Федеральный законодатель, при принятии законов, должен соблюдать Конституцию РФ.

Далее. По вопросам, отнесенным ст.72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов власти. В остальном, а также вне пределов ведения самой Российской Федерации, в соответствии со ст.73 Конституции Российской Федерации, субъекты обладают всей полнотой государственной власти. А это уже-определенный суверенитет.

Несмотря на такие четкие конституционные формулы федеральные законы, равно, как и органы, вторгаются в пределы ведения республик и под видом общих принципов регламентируют самые конкретные вопросы их государственной жизни.

Особо ярко это видно на примере федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” №184-ФЗ.

Вторжением в предметы ведения субъекта являются положения п.п.2 и 3 ст.4 этого Федерального закона, закрепляющие перечень вопросов, по которым принимаются законы и постановления законодательного органа субъекта; положения ст.6 о праве законодательной инициативы в законодательном органе субъекта; положения ст.7-о порядке принятия законодательным органом субъекта нормативных правовых актов; положения ст.8-о порядке обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта; положения ст.17-об императивном требовании к высшему должностному лицу субъекта возглавлять высший исполнительный орган госвласти субъекта; положения ст.19-о случаях досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта; положения ст.23-об основах взаимодействия законодательного органа и органов исполнительной власти субъекта и т.д.

В настоящее время, в Государственной Думе РФ вынашиваются планы внести в этот закон еще поправки, исключающие слово "государственный" из названий парламентов субъектов РФ. Хотя, опять же, в ст.11 ч.2 четко зафиксировано "государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти", а ст.5 признала республики государствами.

И последнее. Добиваясь соответствия нашего республиканского законодательства федеральному, следует помнить, что республика, как государство ,имеет свою конституцию и законодательство. Наши законы применяются только на нашей территории, из федеральных законов они берут то, что подходит только нам, но, естественно, не могут им противоречить.

Например, в Законе РА "О выборах депутатов Республики Алтай" устанавливается, что депутаты Республики Алтай избираются по смешанной системе; определяется соотношение одномандатников и «списочников» как 20 к 21; определяется 5%-ный барьер, для избирательных объединений; разбиваются списки кандидатов на семь региональных групп; фиксируется возраст, с которого у избирателя наступает пассивное право; закрепляют право Госсобрания назначать выборы депутатов Республики Алтай и т.п.

И проведение выборов в Парламент республики, конечно же, осуществляется именно по этому закону. В связи с вышеизложенным, в Конституции РА более правильной была бы норма о том, что «Государственное Собрание-Эл Курултай РА состоит из 41 депутата Республики Алтай, избираемых согласно республиканского закона, принимаемого, в соответствии федеральным законодательством». На последней сессии Госсобрания без обсуждения была принята формулировка "избираемых ,в соответствии с федеральным и республиканским законодательством".

Ни в одной конституции республик такой формулировки нет. И нужно уважать себя и свою республику!