Уважаемые коллеги, приглашенные!

Во-первых, хочу выразить всем коллегам, членам Правительства, специалистам министерств и комитетов, Аппарату Парламента свою признательность за плодотворный и напряженный труд над проектом республиканского бюджета на следующий трехлетний период. Все рабочие группы, профильные комитеты, все участники бюджетного процесса работали в очень плотном режиме. gig_7.jpg

Было высказано очень много конструктивных предложений, замечаний по ходу работы. Понятно, что невозможно учесть все наши пожелания, просьбы избирателей, но многое удовлетворено, об этом доложила С.А.Гашкина в своем докладе.

Кроме того, хочу отметить, что, при росте трансфертов из федерального бюджета всего на 2%, мы увеличиваем объем трансфертов, в виде дотаций местным бюджетам, на 10%. Увеличивается заработная плата работникам бюджетной сферы на 6,5% с 1 сентября 2011 года, на это закладывается 74,0млн.руб., также увеличиваются стипендии студентам. Расходы на всю социальную сферу имеют положительную динамику.

Например, по образованию рост на 10,5%, культуре–18%. Всего на социальную сферу направляется 5,5млрд.руб. или 62,2% от всех расходов бюджета. Расходы на сельское хозяйство составляют 349млн.руб., рост составляет 14,1%, на 3 целевые программы выделяется 227млн.руб. На дорожное хозяйство направляются 633млн.руб., из них 56млн.руб—на внутрипоселковые дороги. Но сокращаются расходы по всем ведомствам на прочие расходы и инвестиционные программы. Будем надеяться, что отраслевые министерства, в течение, года смогут привлечь дополнительные инвестиции из федерального бюджета.

Предложения депутатов, которые невозможно включить в законопроект, мы отразили в проекте постановления сессии, в виде рекомендаций органам исполнительной и муниципальной власти. Профильным комитетам необходимо отслеживать, в течение года, решения обозначенных проблем. В этой связи, хочу довести до вашего сведения, что абсолютное большинство рекомендаций сессии, при принятии бюджета на 2010-2012г.г., Правительством Республики Алтай учтены и исполнены. Для полного сведения, отмечу, не исполнен только один пункт-это не разработана программа по социальной поддержке населения, проживающего в малых селах Кош-Агачского и Улаганского районов.

И, все-таки, еще раз, хочется вернуться к социальной проблеме. Мы постоянно констатируем, что наш бюджет социально-ориентирован, но, к сожалению, не всегда качество предоставляемых услуг в социальной сфере адекватно объему финансирования. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ.

РЦП «Развитие кадрового потенциала Республики Алтай на 2009-2014г.г.»–хорошая программа, но как она реализуется? Как таковой, целевой подготовки специалистов, в соответствии со стратегическим направлением республики, обозначенной в данной программе нет.
Ежегодно высшие медицинские учебные заведения заканчивают 30-35 выпускников, а врачей, катастрофически, не хватает, особенно узкой специализации.

Уважаемые коллеги, важной особенностью бюджета республики является формирование, вернее, реанимация дорожного фонда, что крайне важно, для республики, надо только четко определить принципы его формирования. Другая особенность бюджета–это снижение его дефицита и сведение на нет внутреннего долга по госгарантиям Республики Алтай. Третья особенность–это создание Резервного фонда в сумме 563,0млн.руб., они четко расписаны по направлениям и объектам в приложении 28.

У нас, наконец-то, возникла возможность начать строительство школы №7 в городе, на нее выделяется 71,0млн.руб., в т.ч. софинансирование городского бюджета-14,6млн.руб. На детский сад по ул.Чаптынова выделяется 20млн.руб. На дистанционное обучение детей-инвалидов предусмотрено 4,0млн.руб. На восстановление Мухор-Тархатинской оросительной системы–5млн.руб. На строительство стадиона «Спартак»-40млн.руб. и стадиона в с.Кош-Агач–3млн.руб. Всего на спортивные сооружения направляются 60,0млн.руб., на условиях софинансирования всех уровней бюджетов. На детские сады в городе, в с.с.Кызыл-Озек, Усть-Кан, Усть-Кокса, Чемал, Бельтир будут направлены 43,3млн.руб.

Кроме того, 69,0млн.руб. предусматривается из Резервного фонда. Будет продолжено строительство 3 районных больниц и 14 школ в селах республики. На капитальный и текущий ремонт объектов социальной сферы предусматривается 189млн.руб., из них 50млн.руб.—из Резервного фонда. Многое из того, что я озвучила, было включено в бюджет, по предложению рабочих групп, решений профильных комитетов.

Я хотела бы в своем выступлении заострить ваше внимание на ряд еще нерешенных проблем, хотя мы все их видим, а также вместе с вами обозначить главные пути их решения, определив приоритеты в дальнейшей работе.

Говоря о будущем, нельзя не оглядываться назад. Прежде всего, напомню, что доходы бюджета в текущем году составляют почти 11,5млрд.руб., из них 2,5млрд.руб.—собственных доходов. Нам удалось выполнить все социальные обязательства и даже сохранить ряд инвестиционных программ. За год сделано немало, но остались еще острейшие проблемы. Они особенно заметны в столице республики. Наряду с критической нехваткой детских дошкольных учреждений, сегодня, проблема обозначилась и со школами.

Причины мы все хорошо знаем-это миграция населения из районов в город, положительная динамика рождаемости. При всей самодостаточности городского бюджета, он не может создать всю необходимую социальную инфраструктуру–это школы, детские сады, дороги, водопроводы, электролинии в окраинных микрорайонах. Город, имеющий статус столицы республики, нуждается в финансовой поддержке на решение всех этих проблем горожан. Городскому бюджету необходимо оставлять, хотя бы, часть отрицательных трансфертов, которые от него забираем. Для решения социальных проблем жителей микрорайонов, городским властям надо изыскать возможность бесплатного предоставления земельных участков инициативным предпринимателям, для строительства торговых точек, социальных объектов.

Исходя из возможностей нашего бюджета на 2011 год, на инженерную инфраструктуру города предусматривается 18,9млн.руб. (водопроводы, электроснабжение, газификация).

Население города несет большую нагрузку по тарифам на жилищно-коммунальные услуги. В нем немалую долю занимает, так называемая, инвестиционная составляющая, т.е. кредит, полученный на приобретение и установку газовых котельных. Чтобы смягчить эту нагрузку, в бюджете закладывается 30,0 млн. рублей.

Не меньше острейших проблем остается и на селе. Прежде всего, это-создание условий, для самозанятости населения. Необходимо продолжить ряд антикризисных мер, доказавших свою эффективность. Надо так помочь сельским семьям, чтобы их личные подсобные хозяйства переросли в хозяйствующие субъекты. Также требует конкретного решения проблема сбыта произведенной продукции по достойной цене. И поэтому депутаты, практически, единодушно поддерживают Правительство по созданию кооперативов в каждом муниципальном образовании.

На селе немало талантливых, энергичных, образованных людей. Нам предстоит научиться давать сельчанам «удочки, а не рыбу», с тем, чтобы у каждого была возможность достойно зарабатывать своим трудом и гордиться этим. Государство призвано финансово помогать людям обездоленным и нетрудоспособным, поднимая качество их жизни на достойный уровень. Если мы сумеем поставить эти задачи во главу угла своей социальной политики, направить на их решение организационные усилия, то в обществе возникает не только консолидация, но и солидарность.

Мы часто употребляем слова «социальная ответственность бизнеса перед обществом», «социальные гарантии». К сожалению, в большинстве своем, это-пока, лишь красивые лозунги. У нас есть свой закон «О государственно-частном партнерстве». Закон хороший и нужный, но исполняется он слабо. А как мы знаем, только незыблемость закона вселяет в людей веру в способность государства решать самые сложные социальные задачи.

В этой связи, хочу подчеркнуть, что самоуправление на уровне села, при всех его теоретических плюсах, на практике, показывает себя неубедительно, во многих случаях, демонстрирует плачевные результаты. Причина тому–крайне слабая экономическая база муниципальных образований. Поэтому очевидна необходимость развития собственной налогооблагаемой базы, на уровне района, что позволит более полно и качественно исполнять обязательства перед своими гражданами. В решении социальных проблем села республиканский бюджет принимает прямое участие. На 2011 год на водопроводы в селах предусмотрены 37,6млн.руб., на электроснабжение–15,2млн.руб.

Уважаемые коллеги, в заключение, хочу довести до вашего сведения, что в предстоящем трехлетнем бюджете произойдут большие перемены в бюджетных расходах государства. С 2012 года федеральное Правительство намерено охватить всю жизнь страны, с помощью 40 госпрограмм, вместо федеральных целевых программ. Это позволит осуществить бюджетные расходы не по затратному, а по целевому принципу.

«Бюджетный процесс надо направить через, так называемые, государственные программы развития с тем, чтобы сделать более прозрачным бюджет и сложить усилия всех ведомств и финансов и административный ресурс, для того, чтобы, по примеру нацпроектов, развивать отдельные отрасли, с максимальным эффектом использования бюджетных средств» -отметил В.Путин,  при беседе с Министром финансов А.Кудриным.

Эти 40 госпрограмм описывают все направления социальной и экономической политики государства. Их разделили на 5 блоков: «новое качество жизни» (12 программ будет посвящено этому направлению), «инновационное развитие и модернизация экономики» (17 программ), «обеспечение национальной безопасности и обороноспособности» (2 программы), «сбалансированное региональное развитие» (4 программы) и «эффективное государство» (5 программ). Самая большая доля достанется первому блоку—свыше 4,7трлн.руб. (46% расходов федерального бюджета). Модернизация получит 1,8трлн.руб.

Что касается, непосредственно, «социалки», то, к примеру, программа развития здравоохранения объединит все бюджетные ресурсы в объемом 382млрд.руб.

Предполагается, что 15 апреля 2011 года ведомства сдадут в Правительство окончательные варианты госпрограмм с тем, чтобы до 1 октября 2011 года Правительство утвердило их, в качестве составляющих бюджета. В среднем, это будут примерно 6-летние программы, некоторые могут достигать и 15-летнего срока. Все будет зависеть от срока достижения ключевых показателей.

В госпрограммах будут четко определены инструменты нормативного регулирования достижения целей, в т.ч. будут оцениваться и льготы по налогам потому, что это-скрытое бюджетное финансирование. В целом, это будет реформой государственного управления, которое теперь будет опираться не только на бюджетные средства.

В этой связи, хочу отметить, что расходы республиканского бюджета на 2011 год почти на 5 800млн.руб. (или 60%) от всех расходов будут использоваться программно-целевым методом, т.е. через республиканские и ведомственные целевые программы.

На этом разрешите закончить свой доклад.

Спасибо за внимание.