Уважаемые участники совещания!

Анализ законодательной деятельности, представленный вашему вниманию в Докладе «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2011 году», охватывает основные направления деятельности Парламента Республики Алтай за прошедший год.

Структура Доклада выстроена таким образом, чтобы системно представить законотворчество в сферах государственного строительства и местного самоуправления, финансов и экономики, аграрной политики и природопользования, в сфере социальной политики, а также работу Парламента Республики Алтай по мониторингу законодательства и правоприменительной практики.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_gig.jpgСтруктура проекта доклада «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2011 году» включает 4 раздела:

I раздел посвящен анализу общей характеристики законотворческой деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в 2011 году (включая статистические данные о принятых законах Республики Алтай, в т.ч. количество законопроектов, прошедших рассмотрение в комитетах Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай);

II раздел отражает анализ основных направлений развития законодательства Республики Алтай в 2011 году по направлениям:

-конституционное, муниципальное и административное законодательство;

-законодательство по вопросам экономической политики, предпринимательства и туризма;

-законодательство по вопросам бюджетной, финансовой и налоговой политики;

-законодательство по вопросам аграрной политики и природных ресурсов;

-жилищное и градостроительное законодательство;

-законодательство по вопросам социальной политики;

-законодательство, регулирующее отношения в социально-культурной сфере.

Данный анализ изложен в свете реализации мероприятий Парламента Республики Алтай и Правительства Республики Алтай по реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2011 и 2012 годы.

В III разделе отражены вопросы планирования законотворческой и контрольной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай на 2011 год и результатах данной деятельности, согласно утвержденных Парламентом Республики Алтай планов, включая:

-статистические данные о количестве запланированных к рассмотрению законопроектов, фактически, принятых законодательных актов Республики Алтай, количестве невнесенных в Парламент Республики Алтай проектов законов Республики Алтай субъектами права законодательной инициативы;

-направления контрольных мероприятий Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и их результатах.

IV раздел посвящен анализу проблем правового регулирования и путей их решения—предложениям по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Алтай, а также тенденциям дальнейшего развития законодательства Республики Алтай в 2012 году, включая предложения по рассмотрению соответствующих проектов законодательных актов Республики Алтай, подготовке законодательных инициатив и обращений в Федеральное Собрание Российской Федерации, проведению «круглых столов», «парламентских слушаний» и иных мероприятий Парламента Республики Алтай.

Итоги законодательной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай за 2011 год, изложенные в Докладе, демонстрируют последовательность действий законодательного органа в решении задач, которые направлены на создание благоприятных условий, для стабильного поступательного социально-экономического развития Республики Алтай.

В связи с этим, хочу остановиться на вопросе реализации на территории Республики Алтай инициатив, заявленных Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации на 2011 и 2012 годы, а также отраженных в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012-2014 годах. В первую очередь, хочу довести до вашего сведения, что, в прошедшем году и в начале этого года, на заседаниях Президиума Парламента мы детально рассмотрели исполнение наших мероприятий по реализации основных положений этих документов. Кроме того, приняли план новых мероприятий Парламента республики на 2012 год в свете последнего Послания Президента страны.

Безусловно, прежде всего, вопрос касается реализации на территории Республики Алтай мероприятий по повышению эффективности государственных расходов на основе анализа качества управления комплексным социально-экономическим развитием республики и оценки населением результатов деятельности органов власти всех уровней и ветвей. В рамках мониторинга нашего главного финансового документа на июнь этого года мы запланировали заслушать информацию Правительства Республики Алтай о ходе реализации рекомендаций сессии, при утверждении бюджета республики на 2012-2014 годы.

Закон Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на 2012-2014 годы, принятый Парламентом Республики Алтай, сориентирован на ключевые моменты бюджетной политики, отраженной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах», направлен на решение важнейших задач, связанных, с улучшением качества предоставляемых государственных услуг, адресным решением социальных проблем и вопросов по поддержке реального сектора экономики Республики Алтай.

Особое внимание уделено реализации приоритетных направлений, связанных с модернизацией в сфере образования и здравоохранения (приоритетный национальный проект «Образование», Президентская инициатива «Наша новая школа», республиканская программа «Модернизация здравоохранения Республики Алтай на 2011—2012 годы»).

Факторами, которые существенно повлияли на характер бюджетной политики Республики Алтай, в ближайшие три года, являются:

-увеличение с 2012 года расходных обязательств региональных бюджетов, обусловленное решениями, принятыми на федеральном уровне;

-реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов.

Первый фактор обусловлен существенным увеличением расходных обязательств, связанных с поэтапным увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы и учителям, а также передачей с 1 января 2012 года на республиканский уровень содержания:

-16-ти муниципальных учреждений здравоохранения, которые приняли статус государственных учреждений Республики Алтай, для осуществления функций по медико-санитарному обеспечению населения Республики Алтай и в состав которых входит 138 фельдшерско-акушерских пунктов (объем дополнительных бюджетных ассигнований на 2012 год составил 375млн.руб.);

-11 государственных учреждений службы занятости населения Республики Алтай, в связи с финансовым обеспечением дополнительных полномочий в области содействия занятости населения, переданных Российской Федерацией на уровень субъектов Российской Федерации (объем дополнительных бюджетных ассигнований на 2012 год составил 69,3млн.руб.);

-государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Горно-Алтайский политехнический колледж» (объем дополнительных бюджетных ассигнований на 2012 год составил 78млн.руб.).

Реализация мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в государственных органах Республики Алтай в 2011 году производилась, на основании программно-целевого принципа организации деятельности государственных органов Республики Алтай, с целью подготовки, начиная с 2013 года, к переходу на полный «программный бюджет». Переход к «программному бюджету» позволит сместить акценты, не только в порядке формирования бюджетных ассигнований в сторону программно-целевого метода, но и в структуре расходных обязательств бюджета.

Вместе с тем, говоря о достигнутых целях по реализации в Республике Алтай основных положений социального и бюджетного Посланий Президента Российской Федерации, необходимо отметить и то, что нам предстоит сделать, в ближайшей перспективе.

Так, остается нерешенным вопрос о повышении заработной платы:

-медицинским работникам, неполучающим доплаты из федерального бюджета, который планируется решить, путем установления доплат из республиканского бюджета Республики Алтай;

-воспитателям, работающим с детьми в дошкольных учреждениях образования до средней по субъекту. Объем необходимых средств на эти цели составляет более 100млн.руб.

Также необходимо отметить недостаточность средств на реализацию программ, направленных на:

-поддержку семей, с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и ученых, с целью улучшения жилищных условий, с помощью льготной ипотеки;

-медико-психологическое и педагогическое сопровождение семей, которые воспитывают детей-сирот;

-модернизацию здравоохранения, с целью укрепления материальной базы медицинских учреждений;

-модернизацию детских поликлиник и больниц, повышение квалификации их сотрудников;

-реконструкцию старых и строительство новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставление под них соответствующих помещений;

-поддержку вариативных форм дошкольного образования, в т.ч. систему негосударственных детских учреждений, и семейных детских садов, снижение арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество.

Уважаемые коллеги, я сделала лишь небольшой сводный доклад. У вас в раздаточных материалах имеется полный текст доклада и проект рекомендаций данного совещания органам государственной власти и местного самоуправления. У вас есть возможность проанализировать то, что мы успели сделать за прошедший год и предложить, что еще необходимо осуществить в текущем году в плане нашей законотворческой деятельности.

Каждый подготавливаемый ежегодный Доклад о состоянии законодательства является важным этапом в осмыслении и оценке общих достигнутых результатов, проблем и пробелов в нашем законотворчестве, в постановке стратегических задач правового развития Республики Алтай. Все их итоги и рекомендации стали весомым вкладом в создание на территории Республики Алтай системы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики.

Вместе с тем, принципиально новым направлением подготовки ежегодных докладов становится оценка качества регулирующего воздействия законов Республики Алтай в правоприменительной практике, оценка их влияния на качество жизни населения.. Такая оценка должна проводиться на основании мнения правоприменителей, к которым необходимо относить не только органы государственной власти всех уровней, но и институты гражданского общества, научные, общественные организации, средства массовой информации, установление взаимодействия, с которыми, при осуществлении правового мониторинга, представляется необходимым.

Таким образом, мониторинг законодательства становится эффективной формой сотрудничества между правотворчеством и правоприменением, между властью и обществом. Поэтому работа Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по дальнейшему развитию мониторинга законодательства, безусловно, будет продолжена. При этом, плоскость применения мониторинга также будет увеличиваться.

В 2012 году Парламентом Республики Алтай особое внимание будет уделено мониторингу в области решения приоритетных задач, которые поставлены высшим руководством страны в сфере:

-реформирования отдельных моментов в политической системе Республики Алтай в рамках комплексной реформы политической системы, в целом, по стране;

-правового обеспечения социально-экономического развития Республики Алтай;

-правового обеспечения реализации приоритетов, обозначенных в бюджетном Послании Президента страны Федеральному Собранию Российской Федерации на 2012 год;

-формирования единого правового пространства, путем приведения законодательства Республики Алтай в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами;

-контроля исполнения законов Республики Алтай и выполнения целевых программ;

-совершенствования системы эффективного взаимодействия депутатов Республики Алтай с органами государственной власти, органами местного самоуправления и избирателями.

Кроме того, Парламенту Республики Алтай необходимо уделять большее внимание вопросам контроля за практикой правоприменения наиболее социально-значимых законодательных актов Республики Алтай, среди которых такие законы, как:

-«О порядке бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на территории Республики Алтай»;

-«О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Алтай»;

-«О некоторых вопросах регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Алтай»;

-«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай по вопросу предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» и ряд других.

В этой связи, представляется весьма актуальной поставленная на 2012 год Парламентом Республики Алтай задача разработки и внедрения системы оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов Республики Алтай в практике их правоприменения, которая позволит получить высококачественный анализ и обеспечить максимальное влияние его результатов на итоговое качество законодательного регулирования нормативных правовых актов Республики Алтай.

Достижению этой задачи, безусловно, будет способствовать подготовка ежегодных докладов о состоянии законодательства Республики Алтай, чтобы каждый закон Республики Алтай рассматривался, через призму его социальной направленности и повышения уровня жизни граждан. Именно эта работа, в итоге, обеспечивает обратную связь между властью и обществом, способствует повышению качества республиканских законов, а, в конечном счете, помогает достичь того, чтобы закон и его применение были понятны и полезны каждому жителю Республики Алтай.

Всем спасибо за внимание, и всех приглашаем к активному диспуту по обсуждаемой тематике нашего совещания.