«Совершенствование законодательства в сфере организации деятельности региональной и муниципальной власти в свете Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации».

Планирование законодательной и контрольной деятельности нашего Парламента, во многом, основывается на основных направлениях развития страны, обозначенных в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию.

Почти в каждом Послании Президент предлагает новые направления в сфере совершенствования организации региональной и муниципальной власти, которые необходимы на текущем этапе развития государства.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_monitoringi_16.02.12_hab.jpgВ одном из своих выступлений в декабре прошлого года Президент отметил, что необходимо приложить все наши усилия не только на экономическом направлении, но и по реформированию политической системы.

«Я, последние годы, этим занимался-где-то это шло медленнее, где-то-быстрее, во всяком случае, уж точно меня никто не может упрекнуть в том, что мы законы, направленные на совершенствование политической системы, не принимали.

Нам нужно принимать новые решения, идти на более решительные шаги по снятию накопившихся ограничений на политическую деятельность-это очевидный факт». Что особенно важно, для нашей страны-не допустить разрыва между отдельными социальными группами, а также институтами».

В своем Послании Федеральному Собранию РФ в ноябре 2010 года Президент указал на то, что, несмотря на совершенствование политической системы в 2009-2010 годах, на уровне местного самоуправления, нам требуются дополнительные шаги, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов, пока, практически, не ощущается, в результате, на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций, поэтому необходимо сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах, с численностью депутатов не менее 20 человек.

Мы внесли необходимые изменения в Закон РА «О муниципальных выборах в РА» и опробование этого Закона, в настоящее время, идет на выборах Горно-Алтайского городского Совета депутатов.

Совершенствование организации системы власти будет продолжено и в этом году, т.к. этого требуют реалии развития общества.

В свое время, для обеспечения стабильности и повышения эффективности управления, на региональном уровне были отменены выборы губернаторов, а для обеспечения построения эффективной партийной системы на региональном уровне, формирования парламентов стало осуществляться по пропорциональной системе.

В своих выступлениях Президент отмечал, что «власти РФ должны признать, что старая модель политической системы себя исчерпала, ее нужно менять, и, только в этом случае, будет развитие». «У нас, очевидно, будет новая стадия развития политической системы. Она уже началась. И началась она, не в результате каких-то митингов, это-лишь внешняя пена. Началась она потому, что старая модель, которая верой и правдой служила нашему государству, в последние годы, неплохо служила, она себя исчерпала, ее нужно менять, и, только в этом случае, у нашей страны будет динамичное развитие», –подчеркнул Президент.

Уже в декабре прошлого года и январе этого года, Президент внес в Государственную Думу РФ три проекта федеральных законов, направленных на совершенствование политической системы.

Новыми законопроектами предусматриваются следующие изменения.

При проведении любых выборов, за исключением выборов Президента РФ, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей. Таким образом, только общественные объединения, неявляющиеся политическими партиями и обладающие статусом избирательного объединения на выборах в органы местного самоуправления, должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

На выборах Президента РФ сохраняется действующее, в настоящее время, требование о сборе подписей избирателей политическими партиями, непредставленными в Государственной Думе, законодательных (представительных) органах государственной власти не менее, чем одной трети субъектов Российской Федерации. Однако, число собираемых ими подписей существенно уменьшено.

Так, в поддержку кандидата на должность Президента РФ указанные политические партии должны собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей (вместо двух миллионов подписей).

С двух миллионов до 300 тысяч сокращено число подписей, которое необходимо собрать в свою поддержку кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения.

Сокращено число подписей избирателей, необходимое, для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах. Оно устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Следующий законопроект посвящен совершенствованию процесса партийного строительства.

В частности, предусматривается, что с 1 января 2013 года политическая партия должна насчитывать не менее 500 членов (с 1 января 2012 года устанавливалось 40тыс. членов). Требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях, которые должны быть образованы не менее, чем в половине субъектов РФ, отменяются. Такие требования могут быть установлены уставом политической партии.

С учетом указанных изменений, с 1 января 2013 года политическая партия не может быть ликвидирована, в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях.

Третий законопроект, напрямую, касается организации власти на региональном уровне.

Проектом федерального закона предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами РФ, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта РФ выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения.

Следует отметить, что, в случае принятия указанного выше проекта федерального закона, предусматривающего освобождение политических партий от сбора подписей избирателей, политическим партиям не потребуется собирать подписи избирателей, в поддержку выдвинутых ими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта.

Кандидатам, выдвинутым, в порядке самовыдвижения, необходимо будет собрать подписи избирателей, в количестве, определяемом законом субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта избирается на срок не более пяти лет.

В настоящее время, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривается отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ, в связи с утратой доверия Президента РФ. В проекте федерального закона предлагается установить, что основаниями, для утраты доверия Президента РФ, являются выявление в отношении высшего должностного лица субъекта фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов.

Законопроектом также предусматривается возможность отзыва высшего должностного лица, в случаях нарушения им законодательства РФ или законодательства субъекта РФ, либо неоднократного, без уважительных причин, неисполнения своих обязанностей.

Процедура отзыва проводится, по инициативе населения, в порядке, установленном, для проведения референдума субъекта РФ.

В соответствии с данным законопроектом, нам необходимо будет принять новый закон РА, определяющий порядок проведения выборов Главы РА, Председателя Правительства РА. Также необходимо принять закон, определяющий порядок отзыва Главы РА, Председателя Правительства РА. Одновременно, нам необходимо будет внести соответствующие изменения в Конституцию РА, конституционные законы РА «О Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай» и «О Правительстве Республики Алтай», закон РА «О нормативных правовых актах Республики Алтай», а также в Регламент Государственного Собрания-Эл Курултай РА.

По имеющейся на сайте Государственной Думы РФ информации, рассмотрение проекта федерального закона в первом чтении может начаться, уже в этом месяце, и планируется, что он будет принят до 1 июня текущего года.

Учитывая то, что проектом федерального закона предусматривается, что указанные законы мы должны принять в течение двух месяцев со дня вступления его в силу, времени на раскачку нет, и мы должны, уже сейчас, начинать их разработку.

Наиболее сложной будет разработка двух новых законов. Здесь потребуются совместные усилия Парламента, Правительства РА и Избирательной комиссии РА. Также, при доработке законопроектов, необходима помощь прокуратуры РА и Управления Министерства юстиции РФ по РА.

Пользуясь случаем, прошу вас очень серьезно отнестись к этому вопросу.