Уважаемые участники круглого стола!
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире. В России проживает более 190 народов, которые говорят более, чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны, на протяжении веков, сложились, как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности.
Многообразие национального, религиозного и языкового состава населения, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета государством интересов всех народов, проживающих в России, высокая степень участия институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, неизбежно и закономерно оказывают влияние на все сферы жизни общества и государства.
Российская Федерация состоит из шести видов субъектов, три из них образованы по национальному признаку: это-республики (22), автономная область (1), автономные округа (4).
Основы национальной политики Российской Федерации заложены в Конституции, где говорится о том, что многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране.
Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации отнесено Конституцией к одной из основ федеративного устройства России.
В Конституции также закреплены положения о том, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий, для его изучения и развития, а также гарантирует права коренных малочисленных народов, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В настоящее время, и на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации особое внимание уделяется формированию качественной нормативной правовой базы, регулирующей весь пласт межнациональных отношений.
Концепция государственной национальной политики, утвержденная Указом Президента РФ от 15.06.1996г. №909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» была пересмотрена, с учетом современных тенденций развития России и 19 декабря 2012 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия», был принят Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года» №1666.
Утвержденная Президентом РФ «Стратегия государственной национальной политики...» определяет систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики, а также содержит анализ состояния межэтнических отношений в России и определяет основные управленческие, правовые, социально-экономические и культурно-образовательные механизмы по их развитию и укреплению.
Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами.
Основными вопросами национальной политики, требующими особого внимания властей, по-прежнему, являются 4 позиции. Это–сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий, для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.
Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.
В соответствии с этим Указом Президента Российской Федерации, органам государственной власти субъектов и муниципалитетам рекомендовано руководствоваться положениями данной стратегии, при осуществлении своей деятельности. Настоящая Стратегия входит в систему документов государственного стратегического планирования.
Также на федеральном уровне основными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу межнациональных отношений являются:
- Федеральный закон от 17.06.1996г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; (Данный закон регулирует культурную сферу, затрагивает вопросы языка и сохранения самобытности этносов, в нем впервые определены правовые основы создания и функционирования национально-культурных автономий на территории России. В законе подробно регламентированы функции НКА, преимущественно относящиеся к общественной и культурной сферам.);
- Закон РФ от 25.10.1991г. №1807-I «О языках народов Российской Федерации» (Закон охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию. В качестве государственного языка, в законе называется русский язык, при возможности использования двух государственных языков на территориях республик. Также закон допускает использование родного языка в местах компактного проживания народов, без образования территориальных объединений, гарантирует равноправие языков);
- Федеральный закон от 30.04.1999г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (Закон устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов);
- Федеральный закон от 20.07.2000г. №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления);
- Федеральный закон от 07.05.2001г. №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Закон устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни).
Кроме того, рядом отраслевых федеральных нормативных правовых актов регулируются специальные права коренных малочисленных народов Российской Федерации. В частности, отдельные специальные права коренных малочисленных народов в сфере природопользования закреплены в Лесном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 20.12.2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в Федеральном законе от 24.04.1995г. №52-ФЗ «О животном мире», Федеральном законе от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов».
Также к актам в, той или иной, мере затрагивающим регулирование межнациональных отношений относятся:
- Федеральный закон от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.05.1999г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;
- Указ Президента Российской Федерации от 30.06.1996г. №803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
- Постановление Правительства РФ от 20.08.2013г. №718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)»
Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2015г. №168 было образовано Федеральное агентство по делам национальностей. Агентству были переданы функции Министерства культуры Российской Федерации по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям, по обеспечению эффективного использования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации, а также иные функции в указанной сфере деятельности. А также функции Министерства юстиции Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере взаимодействия с казачьими обществами.
Республика Алтай–один из субъектов Российской Федерации, который отличается своей устойчивой, стабильной общественно-политической ситуацией. В республике, по результатам последней переписи населения 2010 года, зарегистрированы представители 91 национальностей, в т.ч. 55,68% русских, 33,38%-алтайцев, 6,07%-казахов.
Конституция Республики Алтай, также, как и Конституция Российской Федерации, провозглашает принцип равноправия народов, населяющих республику одной из незыблемых основ её конституционного строя и деятельности (ст.2).
В соответствии с Конституцией, Республика Алтай гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий, для его изучения и развития (ст.13), а также гарантирует и обеспечивает защиту исконной среды обитания и традиционного самобытного уклада жизни и хозяйствования коренного народа и малочисленных этнических общностей в местах их компактного проживания, в соответствии с федеральными и республиканскими законами, принципами и нормами международного права (ст.24).
Кроме того, согласно Конституции, Республика Алтай принимает меры по сохранению и развитию культуры, науки, духовных ценностей, историко-культурного наследия, самобытности традиций, обычаев всех народов, населяющих республику (ст.50).
В настоящее время, в Республике Алтай действуют следующие законы, регулирующие отдельные области межнациональных отношений:
- Закон Республики Алтай от 03.03.1993г. №9-6 «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай» (Закон устанавливает основные принципы языковой политики в Республике Алтай, правовое положение языков на территории Республики Алтай, регулирует использование языков в органах государственной власти и управления, в работе государственных органов, предприятий, учреждений и других сферах);
- Закон Республики Алтай от 06.10.2009г. №48-РЗ «О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов в Республике Алтай»;
- Закон Республики Алтай от 25.06.2014г. №53-РЗ «О культуре в Республике Алтай» (законом установлены общие принципы государственной поддержки и сохранения культуры и языков народов республики);
Также, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики…», Правительством Республики Алтай издано Распоряжение Алтай от 01.11.2013г. №712-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Алтай».
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база Республики Алтай, посвященная вопросам межнациональных отношений, в настоящее время, активно формируется.
В последние годы, в Республике Алтай созданы структуры, призванные обеспечить реализацию государственной национальной политики в Республике Алтай и создание качественной нормативной базы в этой области общественных отношений.
- В целях дальнейшего улучшения межнациональной и межконфессиональной обстановки в регионе, Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 17.08.2012г. №195-у создан Совет при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай по межнациональным отношениям. В состав Совета вошли все заинтересованные лица, в т.ч. лидеры национальных организаций, руководители силовых структур, министерств и ведомств Республики Алтай.
- Также, в целях повышения уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремистской деятельности, повышения эффективности системы профилактических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка, координации деятельности органов исполнительной власти, участвующих в противодействии экстремизму, а также организационно-методического руководства этой деятельностью на территории Республики Алтай, Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 28.04.2012г. №105-у «О создании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Республике Алтай» образована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Республике Алтай, утверждено Положение и ее состав.
- Постановлением Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай от 18.11.2014г. №4-42 «О Положении о комитетах Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай» был создан Комитет по законодательству и национальной политике. К ведению Комитета отнесены вопросы реализации государственной национальной политики на территории Республики Алтай, участия в проведении единой политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в области национальной политики.
- Указом главы Республики Алтай от 30.10.2014г. №294-у «О внесении изменений в Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 22.10.2014г. №272-у» создан Комитет по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью Республики Алтай, одной из основных задач которого является обеспечение реализации государственной политики в установленной сфере деятельности на территории Республики Алтай, обеспечивающей необходимые условия, для укрепления гражданского единства, сохранения этнокультурной самобытности народов, сочетания государственных интересов и интересов народов, развития их национальных языков и культур.
- Указом Главы Республики Алтай от 25.04.2015г. №131-у «О назначении Е.В.Танзыкова» Танзыков Евгений Витальевич был назначен советником Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов в Республике Алтай.
Проведенная органами государственной власти нашей республики работа в сфере межнациональных отношений позволяет для реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации перейти к принятию республиканской целевой программы.
Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России–стратегическая задача современного общества и государства. И, в связи с этим, правовое регулирование межнациональных отношений требует особого подхода и взвешенных решений, а главным принципом здесь должен выступать древний принцип врачевания «не навреди».
Тем более, это нужно сейчас, когда внешние силы будут стремиться посеять в России ростки «цветных революций».
Для государственной безопасности России, главная угроза, со стороны межнациональных отношений, заключается в нарастании национализма и переходе из состояния содружества и сотрудничества разных народов и народностей, населяющих Россию, в состояние нетерпимости и вражды, развитии сепаратизма и возникновении опасности раскола страны по национальному принципу. Для общества, опасность состоит в том, что ставится под сомнение и подменяется его цивилизационная сущность, нарушается социальная стабильность. Для безопасности личности, при неотрегулированных национальных отношениях, может возникнуть угроза правам и свободам гражданина, его здоровью и даже самой жизни.
Другими словами, в конфликтном состоянии межнациональных отношений заключен деструктивный потенциал, угрожающий всем уровням национальной безопасности-государственному, общественному, индивидуальному.
Как известно, неделю назад (19 мая 2015 года) Президент РФ В.В.Путин провел совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку. Там было уделено большое внимание проблемам языков народов РФ.
В Республике Алтай одной из проблем в этой сфере является нормализация географических названий, в т.ч. и населённых пунктов, имеющих первоначальное название на алтайском языке. Существуют определённые трудности передачи алтайских названий на русском языке, особенно тех, в которых используются звуки, неимеющие буквенного обозначения в русском языке.
До последнего времени, при определении названия населённых пунктов в Республике Алтай, ориентировались на «Инструкцию по русской передаче названий Горно-Алтайской автономной области» (ГУГК, М., 1977г.). В соответствии с федеральным законом «О наименовании географических объектов» от 18.12.1997г. №152-ФЗ, «нормализация наименования географического объекта-определение написания наименования географического объекта на государственном языке Российской Федерации и, наряду с государственным языком Российской Федерации, на других языках народов Российской Федерации, в соответствии с правилами русской орфографии и орфографии других языков народов Российской Федерации и в соответствии с традициями употребления наименований географических объектов на указанных языках».
В данном случае, используют также Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году.
Существующие названия используются в нормативных правовых актах органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, на географических картах, в средствах массовой информации и т.п.
Например, в титрах ГТРК «Горный Алтай», когда передача ведётся на русском языке, используются русские наименования населённых пунктов, соответственно, на алтайском языке–используется алтайское правописание. Надо отметить, что, в нарушение русского наименования с.Турочак, ГТРК «Горный Алтай» это наименование как на алтайском, так и на русском языке пишет «Турачак».
В настоящее время, на федеральном уровне вопросами наименований географических объектов ведает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Данная служба и проводит нормализацию предложенного субъектами РФ наименования географического объекта на русском языке. Правильное написание на русском языке названий муниципальных образований в Республике Алтай содержится в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований, том 7 «Сибирский федеральный округ».
В соответствии с Федеральным законом «О наименовании географических объектов», нормализация наименований географических объектов на других языках народов Российской Федерации (кроме русского) осуществляется, в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на указанных языках. Поэтому необходимо разработать данные Правила для алтайских наименований географических объектов.
К сожалению, Инструкция по русской передаче географических названий в Республике Алтай, утверждённая распоряжением Правительства Республики Алтай от 16.10.2013г. №664-р вступает в противоречие с федеральным законодательством. У субъектов Российской Федерации действующим законодательством таких полномочий не предусмотрено. Подобная Инструкция может быть принята Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. В настоящее время, чтобы не вносить сумятицу, данную Инструкцию следует признать утратившей силу.
Уважаемые участники "круглого стола"! Мы уверены, что сегодняшние ваши выступления и предложения лягут в основу долгосрочной перспективы устойчивого развития межнациональных отношений.